Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Становление древней государственности

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра Государственного и муниципального управления

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рабочая учебная программа дисциплины

 

 

Для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация (степень) - БАКАЛАВР

Составитель:

И.В. Жукова, к.и.н., доцент

Екатеринбург 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Государственное управление современной России имеет ряд специфических характеристик и отличительных особенностей по сравнению с другими государствами. В результате длительного периода исторического развития нашей государственности сложилась особая система государственного управления. Становление особых характеристик данной модели управления закладывалось в различные исторические периоды.

В данном учебном курсе дается представление о том, какие именно черты нашей системы государственного управления являются особенными по сравнению с системой государственного управления западных государств, исторические предпосылки формирования этих особенностей и их развитие в разные периоды. Данный курс построен на сравнительном анализе исторического развития государ­ст­венности России и стран Востока и Западной Европы.

Современным государственным служащим и всем, кто интересуется системой государственного управления, предложенный курс позволит увидеть логику развития этой системы и даст возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие.

 

В ходе изучения курса решаются познавательные задачи в отношении следующих вопросов:

- особенности развития общественных отношений в догосударственный период развития восточных славян и народов Востока и Западной Европы.

- история становления основных институты государственного управления

- особенности исторического развития моделей государственного управления соответствующих различным формам государственного устройства

- основные принципы рекрутирования управленческих кадров в разные исторические периоды

- основные механизмы взаимодействия органов государственного управления при различных формах правления

- исторические закономерности реформирования органов центрального и местного управления

- влияние идеологий на становление различных моделей государственного управления

 

Учебный курс нацелен на приобретение студентами следующих навыков:

 

- поиск и обработка данных исторических источников и литературы по различной проблематике

- самостоятельный сравнительно-исторический анализ правовых актов,

- сравнительно-исторический анализ различных моделей государственного управления

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы)

Учебная дисциплина относится к числу дисциплин профессионального цикла, базовая (общепрофессиональная) часть.

Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение курсов истории. Соответственно, студенты должны обладать умениями и навыками, предусмотренными как результат изучения этой учебной дисциплины.

Учебная дисциплина «История государственного управления» предшествует изучению специальных дисциплин общепрофессионального цикла, посвящённых отдельным аспектам и направлениям государственного управления.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурные:

· знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опереться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

· знанием законов развития общества и умения применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы, владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

· умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

· владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16).

2) в сфере организационно-управленческой деятельности:

· знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

· умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

· умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

3) в сфере информационно-методическая деятельности:

· знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

4) в сфере коммуникативной деятельности:

· умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирать подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30)

5) в сфере проектной деятельности:

· способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);

6) в сфере вспомогательно-технологической (исполнительской) деятельности:

· способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные тенденции развития государственного и муниципального управления; основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии;

- принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;

- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

Уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Владеть:

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы

№   № Формы обучения Лекции (часы) Практические Занятия (часы) Самостоятельная Работа (часы) Всего часов Форма контроля
  2,5 года ОЗ         Зачет (1 семестр)
  2,5 года ЗО         Зачет (2 семестр)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов ОЗ (ЗО) Самостояте льная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Введение 1(0,5)   2 (2) 3 (2,5)
Тема1.Становление древней государственности. 2(1) 2(2) 14(14) 18 (17)
Тема 2. Система управления в период феодальной раздробленности 0,5 (0,5)   12 (14) 12,5 (14,5)
Тема 3. Становление сословно-представительной монархии 2(1) 4(2) 12 (14) 18 (17)
Тема 4. Становление и развитие абсолютистской формы правления 2(1) 4(2) 12 (14) 18 (17)
Тема 5. Эволюция государственного управления России в XIX веке 2(2) 2(2) 14 (14) 18 (18)
Тема 6. Развитие российской государственности в начале ХХ века 0,5 (0)   12 (14) 12,5 (14)
Тема 7. Становление Советского государства     14 (14) 14 (14)
Тема 8. Тоталитарная система управления 1(1)   14 (14) 15 (15)
Тема 9. Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг. 1(1)   14 (14) 15 (15)
Итого по дисциплине: 12 (8) 12 (8) 120 (128) 144 (144)

Содержание дисциплины

Введение

История государственного управления как научная дисциплина. Предмет, объект, методы исследования истории государственного управления России. Цели изучаемого курса. Роль изучаемого курса в подготовки государственных и муниципальных служащих.

 

 

Тема 1. Становление древней государственности

Сравнительные особенности общественного развития: народы Западной Европы и восточные славяне. Становление Древнего государственного объединения Киевская Русь.

Великое переселение народов на рубеже 1 т. до н.э. - 1 т. н.э.

Расселение восточных славян. Основные черты общинной организации восточных славян. Управление в славянской общине. Хозяйственная деятельность славянских общин. Взаимодействие восточных славян с норманнскими племенами.

Экспансия норманнов на славянские земли. Соперничество с аварским и хазарским каганатом. Складывание протогосударственного объединения на территории расселения восточных славян.

Становление государства и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.). Сравнение с особенностями становления государственности в Западной Европе и Киевской Руси Роль христианизации в развитии государственности в Киевской Руси.

Социальная структура Киевской Руси. Роль старшей дружины. Вотчинная форма землевладения. Становление служебной организации у восточных и западных славян.

 

Основная литература

История государственного управления в России: Учебник/ Под общ.ред. Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

История Европы. Т.1. Древняя Европа. - М.: Наука, 1988.

История Европы. Т.2. Средневековая Европа. - М.: Наука, 1992. С.194-230.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее основных деятелей. Т.1. выпуск первый.

Флоря Б. Н. Служебная организация у восточных и западных славян// Отечественная история. 1992. №2.

Цыганов В.Б. История государственного управления в России: учеб.пособие: В 2 ч. – 2 изд., с изм. и доп. - Екатеринбург, 2000.

Дополнительная литература

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М. 1993.

Соловьев К.А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях древней Руси XI - начала XII века.// Вопросы истории. 2002. №5.

Фроянов Н.Я. Киевская Русь. Л., 1980.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...