Тема 1. Становление древней государственности
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра Государственного и муниципального управления ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Рабочая учебная программа дисциплины
Для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» Квалификация (степень) - БАКАЛАВР Составитель: И.В. Жукова, к.и.н., доцент Екатеринбург 2011 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Государственное управление современной России имеет ряд специфических характеристик и отличительных особенностей по сравнению с другими государствами. В результате длительного периода исторического развития нашей государственности сложилась особая система государственного управления. Становление особых характеристик данной модели управления закладывалось в различные исторические периоды. В данном учебном курсе дается представление о том, какие именно черты нашей системы государственного управления являются особенными по сравнению с системой государственного управления западных государств, исторические предпосылки формирования этих особенностей и их развитие в разные периоды. Данный курс построен на сравнительном анализе исторического развития государственности России и стран Востока и Западной Европы. Современным государственным служащим и всем, кто интересуется системой государственного управления, предложенный курс позволит увидеть логику развития этой системы и даст возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие.
В ходе изучения курса решаются познавательные задачи в отношении следующих вопросов: - особенности развития общественных отношений в догосударственный период развития восточных славян и народов Востока и Западной Европы.
- история становления основных институты государственного управления - особенности исторического развития моделей государственного управления соответствующих различным формам государственного устройства - основные принципы рекрутирования управленческих кадров в разные исторические периоды - основные механизмы взаимодействия органов государственного управления при различных формах правления - исторические закономерности реформирования органов центрального и местного управления - влияние идеологий на становление различных моделей государственного управления
Учебный курс нацелен на приобретение студентами следующих навыков:
- поиск и обработка данных исторических источников и литературы по различной проблематике - самостоятельный сравнительно-исторический анализ правовых актов, - сравнительно-исторический анализ различных моделей государственного управления
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы) Учебная дисциплина относится к числу дисциплин профессионального цикла, базовая (общепрофессиональная) часть. Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение курсов истории. Соответственно, студенты должны обладать умениями и навыками, предусмотренными как результат изучения этой учебной дисциплины. Учебная дисциплина «История государственного управления» предшествует изучению специальных дисциплин общепрофессионального цикла, посвящённых отдельным аспектам и направлениям государственного управления. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 1) общекультурные: · знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опереться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
· знанием законов развития общества и умения применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы, владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); · умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14); · владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16). 2) в сфере организационно-управленческой деятельности: · знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1); · умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12); · умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16); 3) в сфере информационно-методическая деятельности: · знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21); 4) в сфере коммуникативной деятельности: · умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирать подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30) 5) в сфере проектной деятельности: · способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44); 6) в сфере вспомогательно-технологической (исполнительской) деятельности: · способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48). В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные тенденции развития государственного и муниципального управления; основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии; - принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;
- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; Уметь: - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; - логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Владеть: - навыками работы с правовыми актами; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Тематический план
Содержание дисциплины
Введение История государственного управления как научная дисциплина. Предмет, объект, методы исследования истории государственного управления России. Цели изучаемого курса. Роль изучаемого курса в подготовки государственных и муниципальных служащих.
Тема 1. Становление древней государственности Сравнительные особенности общественного развития: народы Западной Европы и восточные славяне. Становление Древнего государственного объединения Киевская Русь. Великое переселение народов на рубеже 1 т. до н.э. - 1 т. н.э. Расселение восточных славян. Основные черты общинной организации восточных славян. Управление в славянской общине. Хозяйственная деятельность славянских общин. Взаимодействие восточных славян с норманнскими племенами. Экспансия норманнов на славянские земли. Соперничество с аварским и хазарским каганатом. Складывание протогосударственного объединения на территории расселения восточных славян. Становление государства и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.). Сравнение с особенностями становления государственности в Западной Европе и Киевской Руси Роль христианизации в развитии государственности в Киевской Руси. Социальная структура Киевской Руси. Роль старшей дружины. Вотчинная форма землевладения. Становление служебной организации у восточных и западных славян.
Основная литература История государственного управления в России: Учебник/ Под общ.ред. Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2009. История Европы. Т.1. Древняя Европа. - М.: Наука, 1988. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. - М.: Наука, 1992. С.194-230. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее основных деятелей. Т.1. выпуск первый. Флоря Б. Н. Служебная организация у восточных и западных славян// Отечественная история. 1992. №2. Цыганов В.Б. История государственного управления в России: учеб.пособие: В 2 ч. – 2 изд., с изм. и доп. - Екатеринбург, 2000. Дополнительная литература Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М. 1993. Соловьев К.А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях древней Руси XI - начала XII века.// Вопросы истории. 2002. №5. Фроянов Н.Я. Киевская Русь. Л., 1980.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|