По использованию средств искусства
Изотерапия. Библиотерапия. Музыкотерапия. Танцевальная терапия. По сведениям Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80%). Содержание коррекционной работы связывается с наиболее типичными трудностями детей, среди которых можно выделить: — несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; — неготовность к школьному обучению; неуспеваемость: низкая познавательная и учебная мотивации; — негативные тенденции личностного развития; коммуникативные проблемы; — неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции; — эмоциональные нарушения поведения; — дезадаптация в детском саду, школе, семье. Соответственно обнаруженным трудностям предлагаются пути психокоррекции: Коррекция умственного развития Развитие сенсорных способностей. Развитие наглядно-образного (наглядно -действен но го ) мышления. Развитие нач&тьных функций произвольного внимания и памяти. Развитие речи (в рамках логопедической помощи). Развитие познавательной мотивации. Коррекция готовности ребенка к обучению Коррекция внутренней позиции ребенка. Формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка). Коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо). Речевая коррекция (чтение). Коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика). Коррекция поведения Блок I — мотивационный: неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия. Блок II — операционно-регулятивный: неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу его выполнения.
Способы коррекции Блок I (целеполагайие) Четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца-продукта. Удержание образца «на виду». Выделение поэтапных подцелей. Обеспечение достижения цели и одобрения успеха. Перенос успеха на самостоятельное поведение. Перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию. Блок II (планирование и контроль) Совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели. Предметное и знаковое моделирование пути действия. Овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема). Распределение функций в кооперативных формах деятельности. Формирование мотиваиионной готовности к деятельности. Формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований; последовательную передачу функций планирования контроля и оценки ребенку. Коррекция личностного развития 1. Коммуникативные проблемы (трудности общения) в семье: с родителями, родственниками и вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями. В первом случае: ■ разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания; родительский тренинг (повышение родительской компетентности); тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства); организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность). Во втором случае: коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой); социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого). 2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма. Психогимнастика. Холдинг-терапия. Арттералия. Психодрама и другие формы десенсибилизации. 3. Проблема дезадаптации (комплексная) Психокоррекционная работа в случаях дезадаптации ребенка может носить либо комплексный характер, либо симптоматический, направленный на определенные области развития, поведения и общения ребенка. В подростково-юношеском возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом. В соответствии с проблематикой будет определяться содержание психокоррекции. Для подросткового возраста в большей степени приемлемы групповые формы коррекци-онной работы. В случаях решения эмоционально-личностных проблем используются ее индивидуальные формы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|