Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Препятствие отца (опекуна) на замужество дочери.




Что такое «аль-Адзль» (препятствие)? Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге «аль-Мугъний» 9\383: «Смысл «аль-Адзль» (препятствие)- это запрет женщине на брак с равным («куфун») для неё, если они оба желают пожениться».

Что такое «аль-Кафаа» (равность) в браке?

Это означает то, чтоб муж был равным своей супруге в определенных описаниях, по поводу которых есть различные мнения и взгляды Ученых Факъихов. Ученые к этому относили очень разные положения, в зависимости от их понимания хадисов и «урфа»- традиции, особенностей мест, где они жили.

К «аль-Кафаа» относили: равенство в происхождении, равенство в богатстве, равенство в положении в обществе, в работе (профессии), в физиологических особенностях (врожденные и не врожденные изъяны) и т.д.

Многие ученые считали «аль-Кафаа» условием в браке и в случае игнорирования этого, объявляли брак не действительным.

Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя (умер в 652 г.) в своей книге «аль-Мухаррар» 2\157: «Не будет действительным брак, если целомудренную девушку выдать замуж за грешника, или если свободную девушку выдать за раба, или богатую за бедного, или дочь торговца выдать за парня зарабатывающего делая «хиджаму», или дочь хозяина недвижимости за простого ткача, или арабку за не араба. Арабы являются равными друг другу, а остальные народы равны между собой.…Къурейшитка не выдается замуж за не къурейшита, так же как хашимитка за не хашимита…».

Пишет Шейх АбдуЛлах ибн Абдул-Азиз аль-Джибрин в своих комментариях к книге Ибн Къудамы «Умда аль-Фикъх» 2\1270: «- Опекун девушки не имеет права выдавать ее за того, кто не равен ей – Т.е. в происхождении, свободе, богатстве, занятии (профессии). Так как передается от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я запрещу браки обладателей происхождения (знатности, достоинств), кроме как на равных для них» [10].

Однако некоторые ученые считают, что равенство в происхождении, свободе и богатстве, не считаются условием брака. Таким образом, если девушка довольна своим будущим супругом, и им доволен ее ближайший опекун, то такой брак будет действительным, даже если её супруг не равен ей в происхождении, богатстве…».

Более верным является мнение что «аль-Кафаа», не считается условием в браке, т.е. если брак состоялся с учетом всех положенных Шариатом условий, но оказалось, что парень и девушка не равны между собой [11], то брак будет считаться действительным, кроме условия равности в Религии и нраве [12].

Сказал Ибн Къудама: «Верным является что она – аль-кафаа- не является условием в браке, а то, что приводится в доказательства на это, является лишь указанием на необходимость её учета в общем, но не как условие». См. «аль-Мугъний» 9\389.

Однако, право родителя и право дочери, – рассматривать и учитывать положение и достоинства будущего жениха и принимать решение на основе этого. Например, если отец желает выдать свою дочь за того, кто по её мнению не равен, не подходит ей и не достоин ее, то отец не вправе ее заставлять. Таким же образом если даже дочь, желает выйти замуж за кого-то, но её отец понимает, что претендент не равен ей и не достоин её, то он имеет право не дать свое разрешение на этот брак и рассмотреть других претендентов.

Сказал Ибн Къудама: «Однако если она (дочь) требует выдать её замуж за того, кто не равен ей, то он (опекун) может ей запретить, и он не будет считаться препятствующим браку». «аль-Мугъний» 9\384.

Как пишет Имам аль-Амрани аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, (умер в 558 г.) в своей книге «аль-Байян фи мазхаб аш-Шафии» 9\194: «Сказал Абу Хамид: «Опекуны, чье мнение учитывается при замужестве девушки, за того кто ей не подходит (не равен), это тот опекун, который является таковым для брачного процесса в определенное для него время. А те, к кому эта опека может переходить, их мнение не рассматривается.

Если девушка просит своих опекунов выдать ее за того, кто ей не подходит (не равен), а они не позволяют это, то их нельзя заставлять и правитель не замещает их в этом случае».

Сказал Имам ан-Навави аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, (умер в 676 г.) в своей книге «Минхадж ат-толибин ва умдат аль-муфтиин» стр. 207: «Препятствие считается в том случае, если совершеннолетняя и разумная девушка, попросит выдать ее за равного ей, но (опекун) запрещает ей. А если она укажет на равного ей, но отец желает выдать её за другого, то он имеет на это право,- это более правильно».

Шейха Мухаммад-Солиха аль-Мунаджида спросила девушка, у которой нет отца, а её братья не разрешают ей выйти замуж за равного ей парня, который являлся гражданином другой страны. Шейх, поясняя ответ, указал на следующее: «… Однако как я понял из вопроса, ваши братья не запрещают вам выйти замуж за другого равного вам парня. Поэтому вам не следует спешить. Аллах приведет к вам того, кем вы будете довольны, в его религии и нраве, и им будут довольны ваши братья. Ваши братья вполне могут иметь оправдание на запрет замужества на этом парне, т.к. он не с вашей страны, и реальные обстоятельства показали, что подобные браки, очень часто влекут за собой многие проблемы». Вопрос номер 91533.

Отец имеет право не дать разрешение на замужество дочери, если даже претендент, мусульманин, на первый взгляд хорошего нрава, но по его мнению не подходит ей: либо из-за того что, парень другой национальности [13], традиции и культурной принадлежности, либо из-за того, что парень имеет некоторые физиологические недостатки, генетические заболевания, либо даже простые болезни как гепатит, туберкулез и т.п., либо из-за того, что парень не имеет нормальной работы, а его дочь привыкла жить в достатке и недостаток может отразиться на её вере и послушании будущему мужу, либо работа парня опасная, он может подвергнуть опасности свою и её жизнь и здоровье. В этих и многих других случаях, отец имеет полное право отказать претенденту, отдавая предпочтение другому. Таким образом, если к этому отцу подойдет парень, который, по его мнению, подходит его дочери, с учетом предыдущих моментов, то он даст свое разрешение. Такой отец ни в коем случае, не считается «несправедливо препятствующим» дочери выйти замуж, и которого можно по решению Шариатского суда, лишать права опекунства.

Например: К вашей дочери сватается молодой сотрудник исламских правоохранительных органов[14] – «шурта», в то время как в вашем Исламском государстве происходят смуты и убийства, разгул преступности и очень часто убивают именно таких сотрудников. Ваша дочь хотела бы выйти замуж, и она согласна выйти за этого парня, который, скажем, ей очень симпатичен, но учитывая все обстоятельства и положение в которое может попасть ваша дочь: остаться вдовой, быть убитой вместе с мужем, остаться инвалидом и т.д. Учитывая, что такие случаи происходят часто, вы не желаете выдавать замуж вашу дочь за этого парня, и вы имеете на это полное право. Однако если к вашей дочери посватается парень работа и занятия, которого не связаны с опасностью, вы с удовольствием выдадите за него замуж свою дочь. Но, прав ли будет этот парень, если он не посчитавшись с вами, увезет вашу дочь и без вашего ведома в кругу своих коллег и единомышленников, не обращаясь к официальным структурам Шариатской судебной системы, без обсуждения в суде ваших аргументов, лишит вас права на опекунство дочери и возьмет ее замуж? Конечно, он будет не прав!

Именно на это и указывают слова Шейха Сайида Сабика, да смилуется над ним Аллах, в книге «Фикъ ас-Сунна»: «Но если препятствие опекуна на замужество своей подопечной, вызвано уважительной причиной: как то, что сватающийся к ней не подходит для нее (не равен ей), либо «махр» предлагаемый им, меньше обычного, либо есть другой претендент более подходящий. Попечительство в таком случае остается закрепленным за отцом и не переходит ни к кому другому, т.к. он (отец) в этом случае не считается «несправедливо препятствующим замужеству»». 2\193.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...