Правила проведения тренинга
Тренинг - это зеркало, в котором с помощью других участников вы получаете возможность увидеть себя со стороны. Порой тренинг позволяет первый раз в жизни избавиться от галлюцинаций по поводу себя и других. Часто это вызывает психологический шок. Иногда тренеры специально провоцируют переживание участниками пиковых ощущений, как позитивных, так и негативных. К тому же, никто не оказывает участникам «медвежьих услуг» в плане потворства их слабостям - привычкам и любимым играм. Поэтому тренинг бывает достаточно болезненной для личности процедурой. Ваши самолюбие и самооценка могут быть сильно уязвлены. Собираясь на психологический тренинг, вы должны быть готовы к такому развитию событий. Помните: психология иногда уподобляется хирургии - чтобы помочь человеку, порой нужно причинить ему боль и страдания. И конечно, для проведения тренинга существуют определённые правила. Ниже будут указаны основные принципы любого тренинга. . Единая форма обращения друг к другу (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, способствует раскрепощению участников тренинга. . Общение по принципу здесь и сейчас. Во время тренинга все говорят только о том что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. . Конфиденциальность всего происходящего. Всё что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом
. Персонификация высказываний. Безличные фразы типа «большинство людей считают…», «некоторые из нас…» заменяем на «я считаю», «я думаю», т.е. говорить только от своего имени и только лично кому-то. . Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. . Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то его внимательно слушать и не перебивать, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задавать вопросы и высказывать свою точку зрения. . Не опаздывать. Во время занятий создаётся некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники разряжают его. При соблюдении этих правил на тренинге сложится теплая атмосфера, способствующая эффективной работе всех участников тренинга.
Внутригрупповая этика
Свои этические аспекты имеет не только подготовка к ведению психокоррекционных групп, но и текущая работа в них. К наиболее общим этическим проблемам относятся: сознательное согласие на нее участников, свобода выбора и защищенность от психических и физических травм (Parloff, 1970). В последние годы психокоррекционные группы приобрели такую популярность, что неискушенная публика выстаивает в очередях, лишь бы поучаствовать в их работе, а число недоучек среди руководителей таких групп быстро растет. Поэтому особенно важно, чтобы потенциальные участники понимали суть и значение опыта, который они могут получить. А это значит, что руководитель психокоррекционной группы обязан предоставить как можно больше информации о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Понятно, насколько ограничены возможности описать то, что еще не случилось. Однако будущие члены группы должны иметь ясное представление о том, на что они идут. К обещаниям кардинальных перемен в жизни и грандиозных успехов следует относиться с осторожностью. От профессиональных руководителей скорее следует ожидать, что они будут достаточно скромны в обещаниях и честно обозначат границы своих возможностей. Второй момент касается свободы выбора на протяжении всего курса занятий в группе. Каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в чем бы то ни было из того, что происходит в группе. Руководитель может побуждать члена группы к участию в работе группы, но при этом он должен стоять на страже его прав и не допускать никакого давления на него ни со своей, ни с чьей-либо еще стороны. Участник может решиться на расширение своего личного опыта, сделав то, что изначально вызывало у него тревогу. Надеяться на это можно, но даже если руководитель является сторонником стимуляции острых переживаний и все в группе с ним согласны, это не дает ему права оказывать давление на индивида. И уж совсем не соответствуют внутригрупповой этике физическое насилие, сексуальные домогательства и употребление наркотиков. Даже если участие в работе группы обязательно (например, оно может быть обязательным для сотрудников данного учреждения), руководитель обязан заботиться о членах группы, испытывающих внутреннее сопротивление групповому воздействию, и предоставлять им такую же свободу выбора, как и членам добровольно организованных групп, ограниченную только невозможностью полного отказа от занятий.
Третье основное этическое требование - это принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм. Одна из таких мер - это предварительное обследование контингента потенциальных участников, проводимое с целью отсева тех, кому опыт занятий в группе не принесет пользы или даже повредит. В той ограниченной степени, в какой можно предвидеть возникновение личных трений, руководитель должен постараться сделать так, чтобы участники подходили друг другу и вписывались в группу как в целое. Еще одной мерой обеспечения безопасности участников является соблюдение строгой конфиденциальности. Руководитель должен постоянно помнить об этом, чтобы не нанести ущерб благополучию членов группы. Чтобы пояснить это положение, можно привести следующую историю. Ответственность руководителя не ограничивается исключительно внутригрупповыми отношениями. Добросовестный руководитель должен проверять, как пребывание в группе отражается на жизни ее членов вне ее пределов. Руководитель должен быть доступен для бывших участников при возникновении у них необходимости в получении консультаций после завершения работы группы. Какими бы ни были причины, по которым член группы прекратил в ней заниматься, руководитель не должен терять его из виду, чтобы иметь возможность проверить, как повлияло на него пребывание в группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|