Технология работы психолога с подростками
ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ И ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности {Мухина B.C., 1977). - По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятие, речь, память и стараются при- дать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и так же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подростки открывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъективно — это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.
Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей: 1. Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность. 2. Интенсивное формирование характера — акцентуации характера. 3. Чувство взрослости — реакции эмансипации. 4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования. 5. Потребность в самоутверждении — патологические увлечения и хобби-реакции. 6. Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации. 7. Критическое мышление — негативизм и реакции отказа. 8. Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение. 9. Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидере): R4 — физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность; — потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе; - — потребности в независимости и эмансипации от семьи; — потребности в привязанности; — потребности в успехе, проверке своих возможностей; — потребности в самореализации и развитии собственного «Я». Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков:
— неумение выполнять действия по образцу, инструкции; — затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение); — инертность мыслительной деятельности; — несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; — неосознанность учебной деятельности (целеполагание); — дисгармония мотивов учения. Пррблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению. Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ Основными задачами психологической работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать предоставление им возможности осознать значимость приобретения ими социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций и актуализацию процесса социального самоопределения. Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность (социально-психологически и тренинг), индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации; консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала. Технология психологической работы с подростками в школе 1. Организационные вопросы 1.Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации). 2. Встреча с педагогами, работающими в этих классах (получение информации о детях; знакомство с возможностями сотрудников ПМС-центра). 3. Встреча с родителями сотрудников ПМС-центра (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу). 4. Встреча психолога Центра с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация тренинга). 5. Проработка полученной информации. 6. Планирование деятельности специалистов Центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.
II. Диагностические процедуры 1. а) личностные особенности (ПДО, СМИЛ, СМОЛ, ММИЛ, тест Шмишека); б) самооценка («Личностный дифференциал», тест «Кто я?» (Т. Кун), опросник МИС); в) интеллектуальное развитие (тесты Амтхауера. Векслера, ШТУР); г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири); д) профессиональная ориентация (СИО, ДДО, анкетирование родителей и детей). Социальный педагог вносит данные в досье подростка, выделяет подростков с проблемами. Корректировка программы тренинга с учетом трудностей подростков. 2. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений, об условиях жизни и развития подростков, о его предполагаемой профессии). Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка 3. Встреча с учителями. Совместное обсуждение причин трудностей подростков и возможности создания щадящих условий обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|