Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология




Агрессивные тенденции могут проявляться в виде само­агрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физи­ческой агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагиро­вания ребенка на воздействия из окружения и даже выгля­деть как патологическое влечение (Фурманов И.А., 1996). Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по ряду параметров:

1. Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аф­фективная патология ребенка, тем больше возможности воз­никновения фрустрирующих ситуаций. Среди них — край­няя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность са­мооценки и т.д.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в ко­торой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выгля­дит совершенно неадекватной формой реагирования на си­туацию.

3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкое влияние к агрессивным действиям.

4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В ча­сти случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переклю­чить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других, более тяжелых случаях, ребенок на­столько поглощен непосредственно самим переживанием со­вершаемого агрессивного действия, что и любое вмешатель­ство со стороны окружающих усиливает его моторное и эф­фективное напряжение, гнев, ярость.

5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выра­жается в вербальной форме, в более тяжелых — это прояв­ление физической ауто- и гетероагрессии, представляющих реальную опасность.

6. Степень осознаваемости агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защит­ную функцию и в большей степени чувствительна к психо­терапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе рас­стройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Они прак­тически не поддаются психологической коррекции.

При попытке психологической коррекции агрессии не­обходимо прежде всего тщательно проанализировать, ка­кую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуа­ции, каковы ее пропорции среди других проявлений актив­ности ребенка и динамика ее возникновения.

Тактика психотерапевтических воздействий должна стро­иться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать аг­рессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в тре­тьем — не принять агрессию и установить запрет на подоб­ные действия; в четвертом — активно подключаться в игро­вой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрес­сивных действий, в основе которой лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.

Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Первый уровень — переживания эмоционально-негатив­ных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различ­ным формам саморегуляции, начиная от дыхательных уп­ражнений до более сложных форм аутогенной тренировки. Второй уровень связан с эмоционально-личностным, диф­ференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение пробле­мы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с после­дующей переоценкой; формирование новых форм психологи­ческой поддержки в кризисных ситуациях.

На завершающем этапе ведущей задачей становится фор­мирование осознанной необходимости изменения стиля пове­дения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии про­исходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усво­ение ими культурных и духовных ценностей. Конечной це­лью воспитательных усилий является формирование устой­чивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов, способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа «Я» с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а также высоким уровнем самоконтроля и спо­собности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.

Превентивные меры и управление агрессией могут осу­ществляться через ее эллиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, ког­нитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и уп­равлению своим поведением.

И.А. Фурманов (1996) предлагает осуществлять коррек­цию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Ус­тановлено, что физическая агрессия преобладает у актив­ных, деятельных, целеустремленных детей, которые отлича­ются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживани­ях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повы­шенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряжен­ностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, ха­рактеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым са­моконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативиз­мом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличают­ся «мимозоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.

Составление и реализация психокоррекционных программ опирается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психоло­га, особенности группы и ее участников и другие парамет­ры, о которых упоминалось ранее. Например, И.А. Фурма­нов представляет программу комплексной коррекции, вклю­чающую три блока: «Тренинг модификации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тренинг психологи­ческой компетентности учителя».

Й блок

Коррекционный блок для агрессивных подростков пред­ставляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-прием­лемых) способов удовлетворения потребностей и взаимо-

действия с окружающими. В ходе тренинга решаются следую­щие задач и: осознание собственных потребностей; отреа-гирование негативных эмоций и обучение приемам регули­рования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправлен­ного поведения; внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирова­ние позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Й блок

Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми по­средством практической тренировки коммуникативных на­выков. В процессе работы решаются следующие задачи: пе­реосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимо­понимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка сти­ля эффективного взаимодействия с детьми.

Й блок

Третья программа имеет целью информирование педаго­гов об индивидуально-психологических особенностях лич­ности подростка с агрессивным поведением и обучения эф­фективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация соб­ственных негативных эмоциональных состояний, возника­ющих при общении с асоциальными детьми; обучение «це­ленаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; сня­тие личностных и профессиональных зажимов и ограниче­ний; освоение методики контакта с неблагополучными деть­ми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.

Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрес­сивными детьми и подростками должен строиться, во-пер­вых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерми­нации функционирования личности. Во-вторых, учитывать за­кономерности процесса изменения поведения, который включа-

ет стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны бьпъ направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронта­цию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых пере­живаний; в эмоциональной сфере — катарсис, эмоциональ­ную поддержку; в поведенческой сфере — мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление. Поэтому необходимо осуществлять интегративный подход к коррекци-онной работе и использовать модель пошагового изменения поведения (Фурманов А.К, 1996):

1-й шаг. Осознание: расширение информации о собствен­ной личности и проблеме агрессивного поведения;

2-й шаг. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом;

3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как аг­рессивное поведение влияет на окружение;

4-й шаг. «Внутригрупповая поддержка»: открытость, до­верие и сочувствие группы при обсуждении проблемы аг­рессивного поведения;

5-й шаг. «Катарсис»: ощущение и выражение собственно­го отношения к проблеме агрессивности;

6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие реше­ния действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;

7-й шаг. «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;

8-й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание или проти­востояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведе­ние;

9-й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения;

10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного пове­дения.

В работе с агрессивными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей мораль­ных представлений, развитие способности понимать и адек­ватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение са­морелаксации, тренаж психомоторных функций.

Диагностика агрессивного поведения у детей-подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опрос­ных методов. Наиболее распространенными являются тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, выявляю­щий типы поведенческих реакций в ситуации фрустрации; тест «Руки» Э. Вагнера, определяющий уровень агрессивно­сти и некоторые особенности личности испытуемого; тест <(Дом—Дерево—Человек» Дж. Бука, Л. Кауфман, дающий информацию о враждебности, конфликтности, агрессивно­сти и негативизме ребенка, тест «Кинематический рисунок семьи» Р. Бернса, исследующий семейные причины агрес­сивности и других видов нарушения поведения, опросник Басса-Дарки, показывающий формы агрессивных и враж­дебных реакций; карта наблюдений Д. Скотта для регистра­ции форм и синдромов дезадаптивного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...