№
| Дата по плану
| Дата по факту
| Содержание урока
| Теория литературы
| Примечание
|
|
|
| І четверть
|
|
|
|
|
| Тема 1. Введение. Устное народное творчество. Из зарубежной литературы
(11 часов)
|
|
|
|
|
| Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
| Развитие понятия о художественной литературе.
|
|
|
|
| Обрядовый фольклор.Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
| Обрядовый фольклор
| Наизусть
|
|
|
| Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии.
| Пословицы и поговорки
|
|
|
|
| Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки.
| Понятие о мифе.
|
|
|
|
| Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла.
|
|
|
|
|
| Геродот «Легенда об Арионе».
|
|
|
|
|
| Внеклассное чтение №1.Мифы Древней Греции.
|
|
|
|
|
| Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады".
| Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах.
|
|
|
|
| «Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Тема «Одиссеи» – возвращение героя в родную Итаку.
|
|
|
|
| Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. Поэтика "Одиссеи".
|
|
|
|
| Контрольная работа № 1.Тесты по теме «Устное народное творчество. Из зарубежной литературы»
|
|
|
|
|
| Тема 2. Из древнерусской литературы. Произведения русских писателей XVIII века. Из зарубежной литературы
(8 часов)
|
|
|
|
|
| Мигель де Сервантес Сааведра.Основные сведения о жизни писателя.
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности.
|
|
|
|
|
| «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Самоотверженность главного героя. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы.
| Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе.
|
|
|
|
| Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление.
|
|
|
|
| «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
| Летопись
|
|
|
|
| Жанр басни. История русской басни.И.И.ДМИТРИЕВ.Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
| Мораль в басне, аллегория, иносказание
|
|
|
|
| И.А.КРЫЛОВКраткие сведения об авторе. «Осел и Соловей». Роль смеха в обличении человеческих пороков.
| Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне.
|
|
|
|
| ІІ четверть
|
|
|
|
|
| «Листы и Корни», «Ларчик». Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. Мастерство И.А.Крылова-баснописца.
|
| Наизусть
|
|
|
| Урок развития речи № 1. Развернутый ответ на вопрос в виде письменного высказывания по изученным произведениям
|
|
|
|
|
| Тема 3. Произведения русских писателей XIХ века. Из зарубежной литературы (13 часов)
|
|
|
|
|
| А.С.ПУШКИН.Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
| Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. Эпитет, метафора, композиция Стихотворное послание
| Наизусть
|
|
|
| «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
«Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении.
| Наизусть
Наизусть
|
|
|
| «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.
|
|
|
|
|
| «Барышня-крестьянка». Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
| Повесть
|
|
|
|
| «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
| Роман
|
|
|
|
| Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
|
|
|
|
|
| Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
|
|
|
|
|
| Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
|
|
|
|
|
| Контрольное сочинение № 1по роману «Дубровский». Характеристика героїв изучаемого произведения.
|
|
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов.Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
| Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Поэтическая интонация
| Наизусть
Наизусть
|
|
|
| «Три пальмы». Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении. Трагический финал произведения.
«Листок». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
«Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
|
|
|
|
| И.К.Ф. фон ШИЛЛЕР «Перчатка» (в переводе В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова) Краткие сведения о поэте. Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.
| Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.
|
|
|
|
| Проспер МЕРИМЕРассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
|
|
|
|
|
| ІІІ четверть
|
|
|
|
|
| Тема 4. Произведения русских писателей XIХ века (продолжение)
(12 часов)
|
|
|
|
|
| И.С.ТУРГЕНЕВ.Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
| Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.
|
|
|
|
| Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе.
|
|
|
|
| Характеристика героев изучаемого произведения.
|
|
|
|
| Ф.И. ТЮТЧЕВ.Рассказ о поэте. «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна.
|
| Одно наизусть
|
|
|
| А. А. ФЕТ.Рассказ о поэте.Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм.
| Пейзажная лирика
| Одно наизусть
|
|
|
| Н. А.Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
| Стихотворные размеры Трехсложные размеры стиха. Диалог. Строфа Понятие о сравнении. Развитие понятия об эпитете.
| Отрывок наизусть
|
|
|
| Н.С.ЛЕСКОВ– выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова. «Левша».
| Сказ как форма повествования.
|
|
|
|
| Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия.
| Ирония.
|
|
|
|
| Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
| Начальное понятие о языке художественного произведения.
|
|
|
|
| А.П.ЧЕХОВ.Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
| Юмор
|
|
|
|
| РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...». Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
| Лирика как род литературы
| Одно наизусть
|
|
|
| Контрольная работа № 2.Тесты по теме «Произведения русских писателей XIХ века»
|
|
|
|
|
| Тема 5. Произведения русских писателей XХ века
(10 часов)
|
|
|
|
|
| А.И.КУПРИНКраткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа. Признаки рождественского или святочного рассказа.
| Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ.
|
|
|
|
| Художественный мир и герои произведения. Приемы воздействия на читателя в рассказе «Чудесный доктор».
|
|
|
|
|
| Внеклассное чтение № 2.Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
|
|
|
|
|
| А.С.ГРИНКраткие сведения об авторе. «Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина.
| Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка)
|
|
|
|
| Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса».
|
|
|
|
| Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа
|
|
|
|
| Язык, стиль, символика названия произведения.
|
|
|
|
| А.П.ПЛАТОНОВ.Сведения о писателе. «Неизвестный цветок».
| Сказка - быль.
|
|
|
|
| Труд души девочки и труд цветка, борющегося за жизнь. Единение добра, красоты и труда в сказке.
|
|
|
|
|
| Контрольное сочинение № 2.по проблемам, поднимаемым авторами в произведениях.
|
|
|
|
|
| Тема 6. Произведения русских писателей XХ века (продолжение)
(15 часов)
|
|
|
|
|
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Д.С.Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине.
|
| Наизусть
Наизусть
|
|
|
| В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе «Конь с розовой гривой»
Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа.
|
|
|
|
|
| Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа
|
|
|
|
|
| В.Г. РаспутинСведения о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени.
|
|
|
|
|
| Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.
| Рассказ, сюжет
|
|
|
|
| Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.
|
|
|
|
|
| Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИОсновные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке.
| Понятия о сказке-притче, подтексте. Развитие понятия о символе.
|
|
|
|
| Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении.
|
|
|
|
| Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
|
|
|
|
| В.М. ШУКШИН.Слово о писателе. Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Образ «странного» героя в литературе
|
|
|
|
|
| Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера.
|
|
|
|
|
| Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»,
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»,
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни так и е...».
Поэтизация родной природы.
|
| Одно наизусть
|
|
|
| Н. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Краткий рассказ о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
|
| Одно наизусть
|
|
|
| Урок развития речи № 2. Отзыв по изученным произведениям
|
|
|
|
|
| Литература родного края № 1. Павел Шадур. Басни. «Уголь и порода», «Лев и запятая» и др. Краткие сведения об авторе. Традиции и новаторство в творчестве. Донецкий колорит в баснях.
|
|
|
|
|
| Резерв
|
|
|
Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни (по выбору учащихся).
Крылов И.А. Одна басня (по выбору учителя)
Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Узник», «И.И.Пущину».
Лермонтов М.Ю. «Парус», «Тучи».
Одно стихотворение Ф.И.Тютчева.
Одно стихотворение А.А.Фета.
Некрасов Н.А. «Железная дорога» (отрывок).
Рубцов Н. Одно стихотворение (по выбору учащихся).