Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков; понятие, значение.





Завершающим этапом предварительного медицинского освидетельствования подростков является составление врачебного профессионально-консультационного заключения, призванного помочь подростку в выборе профессии в соответствии с состоянием его здоровья. Заключение должно базироваться на комплексной оценке функционального состояния организма, которое синтезируется подростковым врачом па основании результатов обследования всех специалистов: комплексная оценка состояния здоровья - одно из условий определения профессиональной пригодности. Мы уже упоминали, что ни в коем случае выбор профессии не может быть сделан врачом только на основании исследования одной какой-либо системы, как бы важно пи было состояние ее для избранного подростком труда. Профессиональный отбор и тем более врачебная профессиональная консультация должны основываться на комплексной оценке состояния всех органов и систем. Заключение должно содержать:

1. Констатирующую часть, включающую найденные объективные данные о физическом развитии, результатах осмотра всех специалистов и применяемых дополнительных методов исследования.

2. Рекомендации лечебно-профилактического характера (в случае их необходимости), в которых нуждается подросток, включающие амбулаторное, стационарное, санаторное лечение, диспансерное наблюдение, оздоровительные лечебно-физкультурные мероприятия, консультативную помощь и др.

Данные предварительного осмотра должны быть, разумеется, использованы и в целях диспансеризации, если подросток в них нуждается и нет основания откладывать эти рекомендации до следующего, периодического осмотра.

3. Основное заключение о профессиональной пригодности, о соответствии избранного подростком вида труда состоянию его здоровья, о возможности обучаться в учебном заведении, выбранном подростком. При решении этого вопроса следует учитывать условия и характер труда в избранной профессии (специальности), возможное их влияние на организм и соответствие этого труда состоянию здоровья подростка. Это решение должно основываться как на знаниях врача о течении заболеваний и отклонений в условиях воздействия различных производственных факторов, о возможном ухудшающем влиянии этих факторов на состояние здоровья, так и на указаниях действующих перечней медицинских противопоказаний к работе и профессиональному обучению подростков в различных отраслях промышленности.



В случаях отрицательного решения о годности к избранной профессии следует сослаться на номер статьи перечней. Однако могут (и довольно нередко) иметь место случаи, когда либо в перечнях нет указаний о данной профессии, либо убежденное, мотивированное мнение врача о годности подростка не согласуется с указаниями перечней. Последнее вполне возможно, так как с момента издания перечней прошло много лет, изменился характер и содержание ряда профессий, появилось много новых профессий и, наконец, в перечнях просто отсутствует ряд состояний, заболеваний и отклонений, а на многие профессии противопоказания вовсе не разработаны. В таких случаях особенно если мнение врача не совпадает с указанием перечней и оно основано на достаточном знании профессии, необходимо убедительно мотивировать причины, в силу которых врач профконсультант считает возможным разрешить или, наоборот, запретить обучение в избранной профессии. В случае признания непригодности к избранной профессии необходимо указать несколько (возможно больше) профессий, которым подросток по состоянию здоровья может обучаться, рекомендовать следует наиболее целесообразные профессии, более всего соответствующие состоянию здоровья. При этом по возможности надо учитывать желание и склонности подростка, социально-экономические мотивы, а также потребность в профессиях определенного профиля при комплектовании учебных заведений. Однако все эти факторы являются не решающими, а соподчиненными, главное - состояние здоровья, а остальные факторы принимаются во внимание, если они не противоречат основному принципу профессиональной консультации - сохранению здоровья подростка при любом виде трудовой деятельности.

Таким образом, этот раздел заключения содержит 2 основные части - решение вопроса о профпригодности и врачебную профессиональную консультацию! Последняя является наиболее важной и единственно правильной формой участия врача в выборе подростком профессии, причем элемент профессиональной консультации в заключении должен быть и в том случае, когда подросток признается годным к избранной им профессии. Даже в этом случае целесообразно указать еще ряд подходящих, а возможно, и более подходящих, чем избранная, профессий. При этом рекомендации профессий должны быть конкретны, не следует рекомендовать такие, которым не обучают в данной местности (такое возможно лишь в крайне редких случаях тяжелых заболеваний, при которых возможно обучение какой-либо одной- двум профессиям, не подготавливаемым по месту жительства), либо которые не подходят подростку по возрасту, образовательному цензу. Такие рекомендации подрывают у подростка веру в действенную помощь врача, вызывают чувство неудовлетворенности, обиды; в задачу же врача входит оказать действенную помощь, дать действенный совет при обязательном учете состояния здоровья.

Заключение врача о профессиональной пригодности должно быть дано не только при предварительных, но и при периодических ежегодных углубленных осмотрах, работающих подростков и обучающихся в ПТУ.

Возможны случаи, когда непригодность к дальнейшему обучению выявляется не при поступлении, а при последующих периодических осмотрах, в связи с перенесенной за время обучения болезнью либо прогрессированием ранее вполне компенсированного заболевания (например, псориаза). В этих случаях заключение о переводе на обучение другой профессии либо отчислении из училища должно быть сделано врачом независимо от срока, прошедшего с момента начала обучения, даже если до окончания училища осталось немного времени. Разумеется, весьма важно учитывать время, затраченное на профессиональное обучение подростка, и всемерно стремиться к переводу на обучение смежным или «родственным» профессиям, в которых возможно использование полученных знаний. Однако это обстоятельство не должно оказывать довлеющего влияния на решении врача об отчислении в случае невозможности такого перевода. Окончание обучения по противопоказанной профессии, на чем нередко настаивает администрация училищ, не принесет пользу ни подростку, ни обществу, ибо работать по данной профессии на производстве подросток не сможет. В заключениях по таким случаям необходимо указать об отрицательной динамике заболевания и мотивировать причину необходимости перевода или отчисления, а также дать рекомендации о подходящих профессиях. Высказанное положение особенно важно учитывать при хронических заболеваниях, склонных к рецидивам под влиянием некоторых факторов труда.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.