Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такого особенного может дать ребенку сверстник, чего никогда не даст взрослый?




 

Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый.

В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Какова специфика общения со сверстниками?

Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.

Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.

В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

Итак, общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может им дать неравноправное общение со взрослыми: критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимость от их воли и желаний. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее.

 

3.2 Какова роль "товарищеского суда"?

 

Принцип прощения сам по себе не порождается в детском сообществе. Идея справедливости, которая вызревает в кооперации со сверстниками, строится на принципе "око за око". Половина детей от 7 до 10 лет считают, что на удар надо отвечать ударом той же силы, треть детей полагает, что ответный удар должен быть сильнее. Лишь к 12 годам, да и то у девочек начинает преобладать мысль о том, что сдачу надо давать слабее, чисто символически (или вовсе не давать). Взрослый, если считает нужным, может научить прощать. Но он не вправе учить этому индивидуально отдельных детей, он обязан сделать свою идею справедливости нормой общения между детьми.

Ядром детской самоорганизации в интернатах Януша Корчака стал товарищеский суд, о задачах и принципах которого можно сказать: "Детский товарищеский суд может положить начало детскому равноправию, привести к конституции, заставить взрослых провозгласить декларацию прав ребенка. У ребенка есть права на серьезное отношение к его делам и на справедливое их рассмотрение. До сих пор все зависело от доброй воли и хорошего или плохого настроения воспитателя. Ребенок не имел права протестовать. Деспотизму надо положить конец".

Главная педагогическая идея Корчака связана с проблемой детского самочувствия, особенно в условиях большого детского коллектива. Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. В свою очередь принцип самоуправления диктовался целью, которую ставила перед собой Корчак и его сотрудники - воспитание активной и самостоятельной личности. Таким образом, он готовил своих подопечных к жизни, которая ожидала их за стенами детского дома.

Этот детский суд был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: "Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить".

Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям.

Можно подавать в суд на самого себя, на любого ребенка, на любого воспитателя... Суд выбирается жеребьевкой из тех ребят, на которых за всю неделю ни разу не подавали в суд... Решения принимаются согласно кодексу, первые сто параграфов которого приговаривают: "Простить!".

Название "суд" вносит элемент игры в деятельность самоуправления и отнюдь не копирует задач и функций суда в государстве. Товарищеский суд в корчаковском контексте - это один из основных органов самоуправления детей, решавший следующие воспитательные задачи:

1) создание в детском коллективе самочувствия защищенности для каждого ребенка;

2) утверждение в жизни детского коллектива законов равноправия;

3) регулирование отношений между воспитателями и воспитанниками, а также между детьми в детском коллективе;

4) уделение должного внимания заботам, переживаниям каждого ребенка;

5) воспитание "разумного" воспитателя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...