Крестьянское выступление в Самуйлово
Наиболее крупное восстание произошло в селе Самуйлово. Выступление 3500 крестьян Самуйловской вотчины князя Павел Голицына, которое продолжалось до середины мая. В имении было несколько грамотных крестьян, которые собирали народ и читали Манифест. Крестьянин Иван Андреев, «придя с Манифестом и разными печатными объявлениями, толковал крестьянам, что они совершенно вольные». Крестьяне Алексей Семенов, Михаил Федоров, Тимофей Алексеев и Михаил Николаев устраивали недалеко от имения, у мельницы, митинг, на котором заявили, что в Манифесте воля ненастоящая, что царь дал настоящую волю, да требовать «настоящей воли», а пока она не будет объявлена, не отправлять господские работы и не повиноваться вотчинной администрации. Увещевать крестьян приезжали пристав и исправник, но восставшие стояли на своем. Тогда в имение были вызваны войска. Узнав об этом, крестьяне снова собрались у мельницы и договорились «стоять дружно – брат за брата». 14 мая вечером в Самуйлово прибыл флигель-адъютант Слепцов. Он расположил свои войска в рощи за селом. 15 мая утром, когда крестьяне собрались в церковь, войска отрезали их от мельницы, где были сложены заранее колья. Посланные в церковь капитан Курнаков и несколько нижних чинов привели всю крестьянскую массу на место, которое указал Слепцов. Не успели крестьяне опомниться, как их окружили войска. «Предводитель, исправник, офицер и я, - писал в своем донесении императору Слепцов, - начали убеждать крестьян в покорности, но они, не признавая высочайше утвержденного Положения, став густой массой, кричали, что работать не будут»[15]. Три священника в полном облачении с крестами в руках пытались увещевать крестьян. Но последние грозили одному из священников, вошедшему в толпу, побоями: «Спеши, батька, а то не уберешься». Крестьянам Голицына явно сочувствовали в Самуйлове 2 тысячи крестьян соседних помещиков. Они стояли неподалеку небольшими группами, наблюдали за происходившим и бурно реагировали на выкрики самуйловских вожаков.
Полковник Слепцов приказал солдатам зарядить ружья боевым патроном. Из толпы вышел крепостной крестьянин Дорофей Федоров и стал ругать офицеров. Он обратился к солдатам с призывом не стрелять в народ. По приказу Слепцова его схватили и тут же дважды пропустили сквозь строй 60 солдат. Избитый, полумертвый крестьянин свалился на землю. В ответ на эту расправу крестьяне взялись за руки и закричали, что никого не выдадут, и будут стоять друг за друга. Видя, что принятые меря не подействовали, и боясь, нападения «сторонних», Слепцов приказал ротам Колыванского полка оцепить неповинующихся, а солдатам инвалидной команды – наблюдать за крестьянами, подошедшими из других деревень помещиков. На попытку солдат выхватить из рядов крестьян, наиболее активно ведущих себя, все более чем двухтысячная масса их бросилась на войска. «Тут произошло страшнее смятение, - писал Слепцов в своем рапорте. – Боясь натиска войск и имея в тылу довольно крепкую решетку, а за нею глубокий пруд, крестьяне начали давить друг друга, под конец из толпы раздались голоса, просящие пощады. Я приказал тогда цепи немного отступить, но отнюдь никого не выпускать из круга»[16]. Во время этой жестокой расправы 22 крестьянина были задавлены или убиты, 30 получили тяжелые увечья или ранения. Предводитель восстания Алексей Семенов был убит ударом штыка в висок. В схватке с войсками крестьяне вырвали у солдат ружье и ранили им одного унтер-офицера и двух рядовых по приказанию Слепцова 125 крестьян были наказаны розгами.
Заключение
В результате проведении реформы начал активно развиваться капиталистический уклад не только в России, но и на Смоленщине тоже. Сельское хозяйство активно развивалось в производстве товаров; промышленность проходила стадию переворота; большое количество рабочей силы уже превратилась в наемный труд. Реформа подорвала все основные устои как крепостнического, так и натурального укладов. Следовательно, историческое значение реформы состояло в замене способа эксплуатации и в подрыве тем самым основ барщинного хозяйства. Реформа представляла определенный шаг в направлении к капитализму. Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более чем крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы. Крестьяне должны были платить помещику оброк, либо отрабатывать барщину. Выкупные платежи, которое правительство в течении многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты. Не то чтобы на «пятьсот лет», а всего лишь примерно на двадцать хватало ее положительного заряда. Крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Российской Империей новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. После реформы от 19 февраля 1861 года, помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, дарить, покупать, переселять по произволу владельца. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права – свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|