Требования к репертуару по восприятию (слушанию) музыки детьми дошкольного возраста
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, в музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух развивается в пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движений. Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Различные виды музыкальной деятельности взаимообогащают друг друга.
Требования к репертуару по восприятию (слушанию) музыки детьми дошкольного возраста Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а также виднейших музыкальных деятелей в области музыкального образования (В. Н. Шацкая, Н. А Ветлугина и др.), музыкальную деятельность детей можно определить как процесс познания музыкального искусства, в ходе которого осуществляется как музыкальное, так и общее развитие ребёнка. Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности ребёнка является восприятие музыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребёнок ещё не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребёнка по мере его взросления, в ходе личностного развития. Музыкальное восприятие – это активный творческий процесс, т.е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.
Психологи – музыканты, педагоги предлагают различать понятия «восприятия музыки» и «музыкальное восприятие». Музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки (процесс воздействия звуковых сигналов на органы слуха). Проблемы восприятия музыки исследовали музыканты – психологи Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, педагоги – музыканты И. Л. Дзержинская, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др. Особенности музыкального восприятия детей обусловлены: ¾ самим воспринимаемым музыкальным произведением; ¾ музыкальным и жизненным психологическим опытом ребёнка; ¾ внешними и внутренними (личностными) условиями; ¾ характером музыкальной деятельности ребёнка. Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, должен отвечать следующим критериям: художественная ценность ( способностьюмузыкальных произведений отразить богатый духовный мир человека), воспитательная направленность (способность формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение, представления о красоте в музыке), педагогическая целесообразность (способностьвызывать у детейположительные эмоции, поддерживать интерес к музыке), доступность (доступность содержания музыки эмоциональному опыту ребенка и доступность музыкального репертуара для воспроизведения его детьми). В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей с музыкальными произведениями разных стилей, разных эпох (А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, С. Рахманинов, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский и др.). Наряду с фортепианной музыкой рекомендуется использовать: фрагменты симфонических произведений (С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», К.Сен-Санс «Карнавал животных»); отрывки из музыки к балетам (П.Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», С Прокофьев «Золушка»); фрагменты из опер (Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»). Также в работе с детьми нужно знакомить с разнообразием первичных жанров (песня, танец, марш) и жанров, производных от них (симфония, балет, опера).
Неотъемлемой составной частью музыкального репертуара является народная музыка. Традиции русской народной культуры, воплотившись в музыкальном фольклоре, всегда выступали важнейшим средством нравственного, эстетического воспитания детей. При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Такой подход к организации процесса детского музыкального восприятия обеспечивает естественность и непринужденность вхождения ребенка в мир музыки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|