Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление новых субкультур. Их исчезание

 

Таким образом, музыка развивается и изменяется с каждым годом, это было, есть и будет. Так же и не стоят на месте виды молодежных субкультур, изменению подвергается все: от внешнего вида, до внутреннего мироощущения. Естественно, изменения не коренные, меняются лишь части, усовершенствуются. И это присутствует в любом из видов субкультур. Не исключен так же и факт появления новых субкультур из музыки уже существовавшей, но немного изменившейся.

Например, популярное сегодня в России движение эмо, раньше принято было считать разновидностью готов, а именно кибер-готами (готами, которые сочетали в себе черно-розовые, черно-фиолетовые цвета). Однако такие субкультуры явление приходящее, и не факт что новые виды приживутся и будут признаны. Как правило, новые появляющиеся виды субкультур находят признание у более молодого населения, так как оно более подвержено моде, чем уже закоренившиеся неформалы. Со стороны, которых в свою очередь наблюдается наоборот непонимание и непризнание нового вида. Вернемся к эмо, на западе данное движение уже давным-давно себя пережило, и на данный момент осталась только классика, то есть готы, панки, альтернативщики, металлисты. Явление “исчезания” видов молодежных субкультур встречается не редко. И большинство самых первых субкультур уже не может быть возобновлено, они остаются легендами.

The Teddy Boys, and The Teddy Girls 1953г. Были самой первой молодежной группировкой в Англии. Это были люди из рабочего класса, люди пропитанные энергетикой Элвиса Пресли.

Далее в 1960-ее года появились Хиппи, главными ценностями которых были мир и любовь. Даже сейчас многие молодые люди интересуются данной “субкультурой” того времени, мечтая испытать то, что чувствовали представители данной группировки. Но, опять же, увы, дух того времени уже невозможно пережить. И остается только читать и представлять все преимущества и недостатки поисков людей среднего класса, поисков гармонии с окружающей средой. Это что касается ныне не существующих субкультур, далее же за хиппи пошли байкеры, панки и те субкультуры, которые и в данный период времени достаточно активно развиваются.

 


Исследования молодежных субкультур

 

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С.И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В.Т. Лисовского параграф "Молодежная субкультура в современной России" написан З.В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов". Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что "существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению".

Основной интерес к молодежным субкультурам связан с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по мнению С. А Сергеева, выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное. Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. А если учесть, что молодёжь как социально-демографическая группа (в возрастных границах от 14 до 30 лет) составляет около 20% социума, то стоит задуматься над важностью более глубокого осмысления молодежных субкультур.

 


Подведем некоторые итоги

 

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие к западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности.

Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

 


              7. Влияние западных молодежных субкультур

 

По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.

В общем, имеются разные инверсии российских групп от западных образцов по мимо скинхедов, здесь и футбольные фанаты, и байкеры, и растаманы, и экологисты, и так далее.

 

Скинхеды

 

В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. Рассмотрение скинхедов в рамках субкультурной проблематики должно изучаться в более широком социальном контексте как одна из угроз безопасности России. Более того, стоит добавить то, что русских скинхедов вряд ли можно вообще отнести к субкультурам. Так как это просто на просто оскверняет само слово “субкультура” и остальных принадлежащих к нему групп. На западе если и остались скины, то они, по крайней мере, более менее дружелюбны и тоже в свою очередь пытаются строить из себя какую то группу. А в России же такой факт как скинхеды не характеризуется ни музыкой ни стилем, а просто на просто тупым избиением членов других группировок, что, по мнению самих скинов, наверняка считается “особым мировоззрением”.

 


Футбольные фанаты

 

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. У которых прослеживается иерархическая организационная структура ношения атрибутики. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов - сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let's go Spartak Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!" и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый - с индивидуальным номером - шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф - значит, относиться к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

Футбольные фаны это группы в основном основанные на эмоциях, и именно эмоции являются зачастую результатом всех побоев на стадионах и т.д. Основное отличие западных фанов от российских это то, что если на западе футбольные фанаты, это рабочие уважаемые люди, которые просто берут футбол за хобби, а посещение стадиона и матчей за адреналин, то в России же суть того, что ты такой крутой, ты футбольный фанат, состоит в том чтобы опять же устроить побои на стадионе, разбои в городе и так далее. Опять же, как было замечено выше, все люди разные, но судят по большинству, которое как ни печально ничего хорошего собой не представляет.


Экологисты

 

Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так далее), дух протеста, вегетарианства. В целом экологическое сознание российской молодежи не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе, но все, разумеется, впереди. Просто, как оно может быть развито, если все сами понимают, что все бесполезно. Что люди все равно дальше будут губить природу и истреблять животных. Этому не могут противостоять взрослые состоявшиеся организации, что тогда говорить о школьниках или студентах. В целом вообще по данным исследований среди студентов испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных. Это даже не столько удивительно, сколько ужасающе.

Экологически ориентированные группы создаются в небольших количествах и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Да, акции российского "Гринписа", в большей мере демонстративны, чем эффективны. Это не их вина, а человечества, это у человечества легкая душа, и закрытые глаза. Гринписовцы хоть что-то пытаются сделать. Здесь хочется привести фрагмент из песни одной довольно популярной в альтернативных кругах группы Люмен: “и если ты вдруг начал что-то понимать, и от прозрений захотелось заорать, давай, кричи, но тебя могут не понять, никто из них НЕ ХОЧЕТ ничего менять”. И ведь в действительности, каждый, всю жизнь “копошится” лишь в своих проблемах, в своем эгоизме, тупо не видя окружающего мира, не видя или не желая видеть. Так не удивительно, что мир отвечает катастрофами. Поэтому обвинять гринпис в неэффективности, уже простите, просто наглость.


Растаманы

 

Стоит отметить, что это движение, пришедшие с ямайки, прижилось в России довольно таки в интересном индивидуальном порядке. Т. е растаманы не так сильно характеризуются массовостью как другие виды субкультур. Растаманов чаще встречаешь по одиночке, так же и редки мероприятия, хотя и проводятся. Прошлой весной в одном из неформальных клубах города, прошел фестиваль памяти Боба Марли. Энергетика таких мероприятий всегда только позитивная, непринужденная, расслабляющая, запоминающаяся надолго. Так вот, очень радует тот факт, что “местные растаманы” стараются быть продолжателями культурных идей самой специфики этого направления культуры. Они отличаются большим набором ношения интересной атрибутики. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) - вот наиболее броские черты их внешнего облика. Например, что касается dreadlocks - их дред, которые, то эти локоны отгоняют от человека злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона (по "Книге Бытия" - один из титулов Хайле Селассие I - 225 царя Эфиопии, считающегося у растаманов живым воплощением бога Джа). Дреды также обладают для раста магическим свойством - они по преданию помогают улавливать позитивные вибрации Мира, обращенные к ним от бога и от братьев - растаманов. Атрибутика растаманов служит той же цели, она приближает к Джа и напоминает о Сионе. Мистическое единение с богом выражается и в языке раста:, местоимением "Ian'I" (я-да-я), которое может означать "я", "мы" или даже "ты" - что означает "Я в присутствии Бога" Джа. Особой мистикой обладает ритуальное травокурение, используемое с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт "ублажения Бога благовониями", оно расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание. Травокурение - спорный ритуал, ибо Эфиопская церковь порицает это занятие, но не отрицает, потому как по приданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля. Отсюда и большой объем символики, связанной с этим.

 

Байкеры

 

Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они - слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для "среднего класса") и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания (пример интервью с 19-летним участником одного из сообществ мотоциклистов: "Как вы сами себя называете? " - "Никак. Мотоциклистами - как еще? " - "Не байкерами? " - "Нет! Только не байкерами! "). Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения - подчеркивание своего отличия от байкеров ("они тупые, пьянь").


Рейверы

 

Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. "Рейв" (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в "Словаре современного сленга" Т. Торна как "дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения".

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера - ночной.

В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура

Или толкинисты. Их связь с иностранным источником очевидна - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.

Ролевики тоже представляют собой одну из более полных и интересных субкультур нашего времени. Песни под гитару, битвы на мечах в кольчугах, девушки-эльфийки, ролевые игры, старинные русские и зарубежные танцы, балы в лучших традициях. Такой же прикрасный отдельный мир. Особенность времяпрепровождения толкинистов соединение популярных ролевых игр с художественным миром Толкиена. Что касается мест сборов, то в Красноярске это поляна недалеко от Сопки. Так же уже не однократно проводились балы ролевиков, в Домах Культуры. Обычный человек, да и вообще никто кроме ролевиков там присутствовать не мог. Без костюмов и знаний старинных танцев вход был закрыт. Но можно догадаться, что зрелище и вообще событие это грандиозное. Может сравниться наверное только с готическими балами-вампиров, регулярно проходящих в Питере.

Что касается атрибутики наиболее характерна самодельная одежда: "по-эльфийски" (красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и колокольчики), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями "Монавар", "Скорпионс" и т.д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде".

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои - основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и т.д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от сковороды), позже - специально изготовленные.

При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником". Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. Этикет общения - ориентированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь? ").

Все объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртного духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько насчитают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода" ("Поэтому развод невыгодное дело").

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конференции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и составления графика игр.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...