Методы активизации личностных
РЕГУЛЯТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА Анализ процесса профессионального роста педагога показывает, что эффективность последнего зависит от перевода воспитателя из объектной в субъектную позицию — позицию активного профессионального самовоспитания. Становление педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности ребенка, происходит при осознании им собственных возможностей и потребностей, принятие профессиональной деятельности как желаемой и целесообразной сферы реализации себя. Эффективность профессионального роста педагога зависит прежде всего от его внутренней активности, активизации таких внутренних регуляторов, как ценностная ориентация, мотивы деятельности, позитивная самооценка и инициатива в преодолении профессиональных затруднений. Психологический механизм формирования и развития профессионализма как подструктуры личности может быть представлен следующим образом. Педагог в процессе самосознания, самооценки и саморегуляции своих психических состояний раскрывает внутренние причины затруднений и овладевает средствами их преодоления. Однако трудности педагогической профессии порождают, как правило, ситуацию внутреннего конфликта. Активный путь разрешения внутреннего конфликта характеризуется тем, что личность инициирует воздействие на источник противоречия с целью преодоления его причин. Реактивный путь предлагает преодоление противоречий за счет включения защитных механизмов. Причинами, блокирующими личностные регуляторы профессионального роста, являются неадекватность практического действия педагога его собственным ценностным ори-ентациям и мотивам деятельности (педагоги-«теоретики»); активная организация практической деятельности на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«практики»); неспособность практически освоить профессиональные умения и навыки на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«неудачники»).
Работа психолога с педагогами по активизации личностных регуляторов поведения должна строиться на следующих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентации над практико-ори-ентированными; адекватность логики педагогической рефлексии; интегрированное™ человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обучения в зависимости от конкретного опыта и характера затруднений педагогов. Основным методом обучения педагогов в этом аспекте является развивающая педагогическая игра. Цель игры, как и цель педагогической деятельности, не должна быть подчинена узкой производственной необходимости. Она познавательна и созидательна. Ее продукт не предназначен для немедленного перенесения на реальную деловую почву. Он ценен как результат опредмечивания способностей игрока. Игровая модель не должна полностью 4П4 задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная свобода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, актер, управленец, исследователь, философ и др. Главную функцию в активизации личностных регуляторов поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для педагога, обеспечивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психолога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не учителя» стимулирует различные личностные возможности педагогов, способствует корректировке их соответствия со своими индивидуальными особенностями.
Цикл игр с педагогами включает пять основных блоков: личность, совместная деятельность, средовая адаптация, творчество и педагогическая концепция. Ниже приводится иллюстрация методики одной из таких игр (Каминская М.В., 1995). Игровое проектирование «Путь к самоопределению» Данное занятие проводится с целью оказания помощи учителю в осознании общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства. В ходе занятия учителю оказывается помощь в формировании перспективных педагогических идей, на основе которых можно успешно развивать профессионализм независимо от стажа работы в школе. Оборудование Каждому участнику игрового проектирования приготовлена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам, карточка с названиями мифов — «Миф о Великом Учителе», «Миф о Цели Образования», «Миф о Чтении — Лучшем Учении», «Миф о Вечном Бое», четыре венка оратора. 1тур Введение в игровую ситуацию (20 мин) Ведущий рассказывает историю о белом медведе и выдает карточки-рисунки участникам, сидящим в кругу: «Я рассказываю вам историю о том, как однажды в зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось поместить в маленькую тесную клетку— всего 6 шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: 6 шагов туда и 6 шагов обратно. Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, продвинутые вперед?» В спонтанной беседе устанавливается, что мешает привычка, стереотип поведения и убеждение, что дальше клетки выходить нельзя. Это проблема медведя. «А есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие школьные правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?»
Ведущий передает по кругу карандаш и просит каждого по эстафете назвать, что из общепринятого в учительской работе не устраивает его. Например, обязанность держаться по-учительски, носить соответствующую деловую одежду, указывать и требовать и т.д. В конце круга все перечисленные нормы, функции или содержание работы учителя ведущий с общей помощью участников классифицирует на проблемы: 1. Содержания образования (чему учит — готовым программным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности). 2. Методики воспитания и обучения (как учить, какими средствами и способами — с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания). 3. Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель — Бог, идол или путник, идущий к своей творческой цели). 4. Взаимоотношения учителя со всеми участниками педагогического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недостатков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных). Причинами всех четырех проблем ведущий объявляет мифы, которыми заражено учительство. Карточки с названиями мифов учитель прикрепляет к доске, просит участников индивидуально определиться, с каким мифом ему интересно дальше работать. В зависимости от интересов ведущий образует четыре группы и помогает всем расположиться в аудитории для групповой работы. В каждой группе выбирается оратор, ему на голову возлагается венок оратора. Оратор получает у ведущего задание группе. II тур (10—15 мин) Задание группе: Разработайте опровержение выбранного вами мифа. В противовес общепринятому бытующему в шко- ле мнению или практике выдвиньте перспективную педагогическую идею, способную вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста. Обсудив проект опровержения, послушайте своего оратора — достаточно ли убедительно он сокрушает миф и достаточно ли привлекательно он представляет вашу перспективную педагогическую идею.
Время оратора для выступления — 2 мин. Во время групповой работы ведущий консультирует каждую группу, помогает подобрать аргументы и сформулировать перспективную идею. III тур «Бой ораторов» Ведущий приглашает оратора на «арену» и объявляет порядок «боя». По сигналу ведущего оратор должен, не останавливаясь, в течение двух минут выступать с речью по опровержению своего мифа. По истечении двух минут группе дается право закончить приготовленную речь, если оратор не уложился. По итогам каждого выступления ведущий спрашивает у «публики»: 1. Какой из аргументов-разоблачений показался вам наиболее убедительным? 2. Согласны ли вы, что идея, выдвинутая оратором взамен мифа, действительно перспективная? Если на оба вопроса «публика» дает исчерпывающие ответы, миф считается опровергнутым. IV тур< Завершение игрового проектирования Ведущий просит участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и сообщает, что эти идеи лягут в основу программы дальнейших педагогических занятий по развитию профессионального мастерства. (Ориентировочная формула идей: «Миф о Цели Образования» — идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворения своих потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — идея учения в деятельности, идея «постановки ума»; «Миф о Великом Учителе» — идея учителя-путника, учителя творческой личности; «Миф о Вечном Бое» — идея покоя и равновесия, доброжелательного сотрудничества и диалога.) Так называемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, особенно связанные с проигрыванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы, помогут психологу включить личностные регуляторы перестройки поведения и профессиональной деятельности учителей и воспитателей. Контрольные вопросы 1. Каковы психологические механизмы взаимодействия личностного и профессионального в педагогической деятельности? - 2. Какие типы психотехнических упражнений для гармонизации внутреннего мира можно рекомендовать педагогу? 3. Какие средства используются для зашиты от манипуляций и отказа от манипулирования другими людьми? Темы для семинарских занятий 1. Методы личностного роста педагога. 2. Активные формы работы психолога с педагогами. 3. Психотехнические упражнения для педагогов. Задания для самостоятельной работы 1. В течение 3—5 мин записывайте любые ассоциации к слову «воспитатель». Прочитайте полученный список, выберите три слова, наиболее полно отражающих суть этого понятия, аргументируйте свой выбор.
2. Проведите игровое проектирование «путь к самоопределению», оцените достоинства и недостатки методики. 3. Используйте психотехнические упражнения в собственном опыте. Литература Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1996. ДоценкоЕЖ Психология манипуляции. М., 1996. Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995. Литвак М. Е. Как стать счастливым. Ростов н/Д., 1995. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения и кор-рекционные программы. М, 1993. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.
Глава 3 ПСИХОЛОГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|