Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы активизации личностных




РЕГУЛЯТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РОСТА ПЕДАГОГА

Анализ процесса профессионального роста педагога пока­зывает, что эффективность последнего зависит от перевода воспитателя из объектной в субъектную позицию — пози­цию активного профессионального самовоспитания. Станов­ление педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности ребенка, про­исходит при осознании им собственных возможностей и по­требностей, принятие профессиональной деятельности как

желаемой и целесообразной сферы реализации себя. Эффек­тивность профессионального роста педагога зависит прежде всего от его внутренней активности, активизации таких внут­ренних регуляторов, как ценностная ориентация, мотивы деятельности, позитивная самооценка и инициатива в пре­одолении профессиональных затруднений.

Психологический механизм формирования и развития про­фессионализма как подструктуры личности может быть пред­ставлен следующим образом. Педагог в процессе самосозна­ния, самооценки и саморегуляции своих психических состоя­ний раскрывает внутренние причины затруднений и овладевает средствами их преодоления. Однако трудности педагогической профессии порождают, как правило, ситуацию внутреннего конфликта. Активный путь разрешения внутреннего конфликта характеризуется тем, что личность инициирует воздействие на источник противоречия с целью преодоления его причин. Ре­активный путь предлагает преодоление противоречий за счет включения защитных механизмов.

Причинами, блокирующими личностные регуляторы про­фессионального роста, являются неадекватность практичес­кого действия педагога его собственным ценностным ори-ентациям и мотивам деятельности (педагоги-«теоретики»); активная организация практической деятельности на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятель­ности (педагоги-«практики»); неспособность практически освоить профессиональные умения и навыки на фоне авто­ритарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«неудачники»).

Работа психолога с педагогами по активизации личност­ных регуляторов поведения должна строиться на следую­щих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентации над практико-ори-ентированными; адекватность логики педагогической реф­лексии; интегрированное™ человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обуче­ния в зависимости от конкретного опыта и характера зат­руднений педагогов. Основным методом обучения педагогов в этом аспекте является развивающая педагогическая игра. Цель игры, как и цель педагогической деятельности, не должна быть подчинена узкой производственной необходи­мости. Она познавательна и созидательна. Ее продукт не пред­назначен для немедленного перенесения на реальную дело­вую почву. Он ценен как результат опредмечивания способ­ностей игрока. Игровая модель не должна полностью

4П4

задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная сво­бода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, актер, управленец, исследователь, философ и др.

Главную функцию в активизации личностных регулято­ров поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для педагога, обес­печивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психо­лога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не учителя» стимулирует различные личностные возможности педаго­гов, способствует корректировке их соответствия со своими индивидуальными особенностями.

Цикл игр с педагогами включает пять основных блоков: личность, совместная деятельность, средовая адаптация, творчество и педагогическая концепция. Ниже приводится иллюстрация методики одной из таких игр (Каминская М.В., 1995).

Игровое проектирование «Путь к самоопределению»

Данное занятие проводится с целью оказания помощи учителю в осознании общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства. В ходе занятия учителю оказывается помощь в формирова­нии перспективных педагогических идей, на основе кото­рых можно успешно развивать профессионализм независи­мо от стажа работы в школе.

Оборудование

Каждому участнику игрового проектирования приготов­лена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам, карточка с названиями мифов — «Миф о Великом Учителе», «Миф о Цели Обра­зования», «Миф о Чтении — Лучшем Учении», «Миф о Вечном Бое», четыре венка оратора.

1тур Введение в игровую ситуацию (20 мин)

Ведущий рассказывает историю о белом медведе и выдает карточки-рисунки участникам, сидящим в кругу: «Я рассказы­ваю вам историю о том, как однажды в зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось помес­тить в маленькую тесную клетку— всего 6 шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться

лишь на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкну­том пространстве: 6 шагов туда и 6 шагов обратно.

Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, про­двинутые вперед?»

В спонтанной беседе устанавливается, что мешает привыч­ка, стереотип поведения и убеждение, что дальше клетки выхо­дить нельзя. Это проблема медведя.

«А есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие школьные правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?»

Ведущий передает по кругу карандаш и просит каждого по эстафете назвать, что из общепринятого в учительской работе не устраивает его. Например, обязанность держаться по-учитель­ски, носить соответствующую деловую одежду, указывать и тре­бовать и т.д.

В конце круга все перечисленные нормы, функции или со­держание работы учителя ведущий с общей помощью участни­ков классифицирует на проблемы:

1. Содержания образования (чему учит — готовым программ­ным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности).

2. Методики воспитания и обучения (как учить, какими сред­ствами и способами — с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания).

3. Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель — Бог, идол или путник, идущий к своей творческой цели).

4. Взаимоотношения учителя со всеми участниками педаго­гического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недо­статков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или ат­мосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных).

Причинами всех четырех проблем ведущий объявляет мифы, которыми заражено учительство. Карточки с названиями мифов учитель прикрепляет к доске, просит участников индивидуально определиться, с каким мифом ему интересно дальше работать. В зависимости от интересов ведущий образует четыре группы и по­могает всем расположиться в аудитории для групповой работы. В каждой группе выбирается оратор, ему на голову возлагается ве­нок оратора. Оратор получает у ведущего задание группе.

II тур (10—15 мин)

Задание группе: Разработайте опровержение выбранно­го вами мифа. В противовес общепринятому бытующему в шко-

ле мнению или практике выдвиньте перспективную педагоги­ческую идею, способную вывести учителя из клетки стереоти­пов на тропинку творческого роста. Обсудив проект опроверже­ния, послушайте своего оратора — достаточно ли убедительно он сокрушает миф и достаточно ли привлекательно он пред­ставляет вашу перспективную педагогическую идею.

Время оратора для выступления — 2 мин. Во время группо­вой работы ведущий консультирует каждую группу, помогает подобрать аргументы и сформулировать перспективную идею.

III тур «Бой ораторов»

Ведущий приглашает оратора на «арену» и объявляет поря­док «боя». По сигналу ведущего оратор должен, не останавлива­ясь, в течение двух минут выступать с речью по опровержению своего мифа. По истечении двух минут группе дается право за­кончить приготовленную речь, если оратор не уложился. По итогам каждого выступления ведущий спрашивает у «публики»:

1. Какой из аргументов-разоблачений показался вам наибо­лее убедительным?

2. Согласны ли вы, что идея, выдвинутая оратором взамен мифа, действительно перспективная?

Если на оба вопроса «публика» дает исчерпывающие ответы, миф считается опровергнутым.

IV тур< Завершение игрового проектирования

Ведущий просит участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и сообщает, что эти идеи лягут в основу программы дальнейших педагогических занятий по развитию профессионального мастерства. (Ориентировочная формула идей: «Миф о Цели Образования» — идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворе­ния своих потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — идея учения в деятельности, идея «постановки ума»; «Миф о Великом Учителе» — идея учителя-путника, учителя творчес­кой личности; «Миф о Вечном Бое» — идея покоя и равнове­сия, доброжелательного сотрудничества и диалога.)

Так называемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, особенно связанные с проигры­ванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы, помогут психологу включить личностные регуляторы пе­рестройки поведения и профессиональной деятельности учи­телей и воспитателей.

Контрольные вопросы

1. Каковы психологические механизмы взаимодействия лич­ностного и профессионального в педагогической деятельности? - 2. Какие типы психотехнических упражнений для гармониза­ции внутреннего мира можно рекомендовать педагогу?

3. Какие средства используются для зашиты от манипуляций и отказа от манипулирования другими людьми?

Темы для семинарских занятий

1. Методы личностного роста педагога.

2. Активные формы работы психолога с педагогами.

3. Психотехнические упражнения для педагогов.

Задания для самостоятельной работы

1. В течение 3—5 мин записывайте любые ассоциации к слову «воспитатель». Прочитайте полученный список, выберите три слова, наиболее полно отражающих суть этого понятия, аргу­ментируйте свой выбор.

2. Проведите игровое проектирование «путь к самоопределе­нию», оцените достоинства и недостатки методики.

3. Используйте психотехнические упражнения в собственном

опыте.

Литература

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1996.

ДоценкоЕЖ Психология манипуляции. М., 1996.

Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов про­фессионального роста учителя в условиях гуманизации образо­вания. Иваново, 1995.

Литвак М. Е. Как стать счастливым. Ростов н/Д., 1995.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или Как стать собствен­ным психотерапевтом. М., 1992.

Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения и кор-рекционные программы. М, 1993.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.

 


Глава 3

ПСИХОЛОГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...