Теории развития акселерации (Ю. П. Лисицин, 1973).
Проблемы акселерации Важной характеристикой физического развития является его темп. Ускорение и замедление развития именуются соответственно как акселерация и ретардация. Умеренное замедление или ускорение физического развития может быть вариантом нормы у конкретного индивидуума, но это всегда должно учитываться врачом. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития велико. Если его параметры укладываются в границы “нормы”, то можно считать, что оно отражает адекватность условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям. Однако наряду с индивидуальными сдвигами наблюдаются популяционные изменения показателей физического развития. В последние 30 лет широко в литературе обсуждались процессы акселерации, которые отмечались в развитых странах мира. Существует несколько гипотез появления этого феномена. Наиболее распространены в настоящее время три. Первая — улучшение качества жизни людей. Вторая — увеличение информационного потока, который стимулирует ростовые процессы и развитие организма. Третья связывает процесс акселерации с некими неуточненными экзогенными и эндогенными причинами, которые на протяжении века приводят к циклическим ускорениям или замедлениям физического развития. Есть и еще ряд гипотез появления этого состояния (табл. 2). Таблица 2. Теории развития акселерации (Ю. П. Лисицин, 1973).
С 30-х годов прошлого столетия ученые обратили внимание на то, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а полное созревание наступает у них в более раннем возрасте. Это явление получило название АКСЕЛЕРАЦИИ (от латинского acceleratio - ускорение). Наблюдаемый в продолжение 60 - 70-х годов процесс акселерации подрастающего поколения носил глобальный характер, охватывал почти все страны и континенты, хотя сила проявления его в различных детских коллективах была не одинакова. В Западной Европе в среднем увеличение роста взрослого человека происходило на 1 см в каждое десятилетие.
Основные особенности акселерации: 1. Ускорение процессов роста. 2. Повышение его конечных результатов. 3. Опережение срока начала ростовых сдвигов. Одновременно ускоряется и окостенение скелета, т.е. биологическое созревание ребенка. Признаки акселерации отмечались во всех возрастных периодах, очемсвидетельствовали данные, приведенные в работах А.Зельцер,1968; Рыбаловой, 1973; И.М.Воронцова, А.В.Мазурина, 1980 и др. авторов: 1. За последние 30-40 лет наблюдается увеличение длины тела новорожденных на 1-2 см, а массы - на 150-500 гр. До 10-16 % увеличилось число новорожденных с массой больше 4000 гр. 2. Рост годовалых детей в среднем на 4 -5 см, а масса на 1-2 кг больше, чем 50 лет назад. Удвоение массы тела после рождения происходит к 4-4,5 мес., что на 1-2 месяца раньше, чем в довоенные годы. 3. Отмечается более раннее прорезывание молочных зубов.Смена ихна постоянные происходит примерно на год раньше, чем у детей прошлого столетия. 4. Ядра окостенения у мальчиков и девочек появляются в более ранние сроки, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков на 2 года раньше, чем в 20-30-е годы нашего столетия.
5. Наблюдается более раннее увеличение длины и массы тела у детей в возрасте после года, причем чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия. 6. Половое развитие девочек и мальчиков заканчивается на 1,5-2 года раньше, чем в начале XX века, причем первая менструация в каждое последующее десятилетие наступает в среднем примерно на 4 месяца раньше, чем в предыдущее. 7. Конечные размеры (длина и масса) тела у детей, как правило, больше, чем у их родителей. За последние 20 лет длина тела увеличилась в среднем на 8 см. На основании учета соотношения антропометрических показателей и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный типы акселерации. К гармоничному относят детей, у которых антропометрические показатели и биологическая зрелость выше средних значений для данной возрастно-половой группы, к дисгармоничному типу - детей, у которых, по сравнению с их сверстниками, отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину. Конкретные социальные условия путем реализации генетического потенциала роста и развития определяют темп процесса акселерации. В наше время при неблагоприятном влиянии внешних факторов (войны, кризисы) скорость акселерации снижалась, и как только восстанавливались нормальные условия жизни, следовали периоды ее интенсификации. В происхождении процесса акселерации предполагались две основные концепции: 1. Акселерация обусловлена максимальной реализацией генетической программы роста. 2. Акселерация происходит в результате генетической расшатанности (гетерозиса), смешения наследственных характеристик. В результате такой генетической нестабильности резко повышается чувствительность организма к внешним воздействиям, что приводит к ускорению роста. Закономерность процесса акселерации: рост и созревание отдельных систем происходит непропорционально (явление гетеродинамии), это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем. Во время акселерации образуется разрыв между соматическим (физическим) развитием ребенка и его социальным развитием. Отсюда резкое увеличение социальных, психологических конфликтов, рост психических заболеваний у детей и подростков, увеличение преступности, ранние половые отношения, т.е. социальная неуправляемость акселерированного поколения. Акселерация резко расширяет границы нормы, отсюда подход к центильным распределениям, все более широкое использование индексов и относительных величин.
Акселерация касается и созревания различных систем: раньше наступает изменение содержания в крови лимфоцитов и нейтрофилов, "второй перекрест" в формуле крови может наблюдаться на 1 год раньше, раньше возникает "возрастной лимфатизм" - с 6 мес. до 2-3 лет (раныше-9-10 лет). Тимус (по данным 1930 г.) интенсивно рос до 12 лет, сейчас уже с 5 - 6 лет начинается его инволюция. В процессе акселерации имеется дефицит массы тела. Дети становятся астеничнее, увеличивается количество "узкогрудых" и длинноногих подростков, уменьшается половой диморфизм (девушки становятся похожими на юношей). Для педиатра является существенным омоложение ряда заболеваний. Более раннее созревание иммунной системы привело к сдвигу заболеваемости в более младший возраст такой патологии, как нефриты, диффузные заболевания соединительной ткани и ряда других. Резкое ускорение роста в период ростовых сдвигов приводит нередко к столь значимой диспропорции между соматическим ростом и развитием других систем, которая может рассматриваться на грани патологии. Для таких детей характерны нарушения вегетативной регуляции, временные иммунодефицитные состояния, нарушения минерального обмена и т.д.. Патологические воздействия у таких детей легко приводят к возникновению тяжелых заболеваний. Важно иметь в виду, что акселерация, происходящая последние 50 лет, имела не только положительные, но и отрицательные стороны. Не затронув интеллектуального и духовного развития детей, она создала существенные трудности в их обучении и воспитании. Например, раннее наступление половой зрелости привело к ранним половым контактам и сформировало большие социокультурные, медицинские и педагогические проблемы.
С конца 80-х годов нашего столетия появились сообщения ученых разных стран о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного развития детей и подростков. И даже об их децелерации. Процессы децелерации на протяжении 90-х годов продолжали усугубляться. По результатам комплексной оценки по межгрупповым нормативам, доля детей с нормальным физическим развитием в России снизилась с 68-70% в I99I-I993 годах до 55-56% в I995-I996 годах. А.А. Баранов (1995г.) сообщает о том, что дисгармоничное развитие наблюдается у каждого десятого подростка, а С.В. Мальцев (1997г.) описал характерный для нашего времени "трофологический синдром", характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов и задержкой полового созревания. Децелерация физического развития школьников сопровождается снижением их функциональных возможностей. Существует мнение, что колебания уровней физического развития разных поколений - это процесс волнообразный и связан с изменениями природных факторов (В.В. Бунак, 1940). Ю.Е. Вельтищев и Г.Г. Грачева (1979 г.) наиболее вероятными причинами колебаний параметров физического развития называют изменения наследственных свойств человека и влияние социальных факторов. Приведенные данные о значительных отрицательных тенденциях в физическом развитии детей различных возрастов в критические годы жизни общества и критические периоды их развития, а так же сведения о максимальных проявлениях этих отрицательных тенденций у детей из социально неблагополучных групп населения свидетельствуют в пользу последнего высказывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|