Каменные моаи на о. Пасхи неожиданно прозрели.
Другой затерянный среди просторов Тихого океана о. Рапа располагается ото. Пасхи примерно на таком же расстоянии, как о. Пасхи от берегов Чили, и образует как бы форпост у юго-восточного края Полинезии. Лишь океанская ширь отделяет мыс Горн и берега Антарктиды от этой земли, вероятно, бывшей южной оконечностью огромного тихоокеанского материка. В окружности остров достигает 35 км. Весь этот остров представляет собой вершину возвышающегося над поверхностью воды вулкана, только в бывшем огнедышащем кратере, соединенном с океаном водным перешейком, сейчас плещется океанская вода. Таким образом, внутри острова находится большой залив, представляющий из себя идеальную бухту для мореплавателей. На острове живут полинезийцы, чьи брачные отношения удивляют путешественников. Женщина сама выбирает себе мужей, и столько, сколько ей заблагорассудится и сколько сможет прокормить. Отвергает их она также, когда захочет. Этот редкий тип семейных отношений носит название полиандрии. В прежние времена на острове сосуществовали несколько племен. Война вспыхивала по любому поводу. Тогда на племя обидчиков устраивалось коварное нападение. Ночью рыли специальные ловчий ямы на дороге чужого племени. Их маскировали, а их дно и стены усаживали острыми кольями, обращенными вверх. Одна из достопримечательностей о. Рапа — это семь крепостей, построенных в лучших традициях военной инженерной мысли. Размеры этих крепостей впечатляют. Но главный вопрос: как удалось аборигенам, не имеющим архитектурных традиций, возвести эти огромные сооружения без соответствующих инструментов, оборудования и нужного количества рабочей силы? — остается без ответа. В надежде отыскать ответ на этот интригующий вопрос, одна из крепостей Моронго-Ута была расчищена Т. Хейердалом, когда он останавливался на Рапе после своей экспедиции к о. Пасхи. Кое-что удалось найти, но только не ответ на вопрос: кто построил это чудо? Похоже, что сделали это сами аборигены, но их потомки уже забыли, когда и как они это сделали. Посредине главной цитадели поднимается двойная усеченная пирамида около 20 м высотой и окружностью до 400 м. Со стороны залива, по всем правилам фортификационного искусства, возведены дополнительные укрепления. Земляные насыпи разделены глубокими рвами. Некоторыми чертами центральная часть крепости напоминает ступенчатые пирамиды Саккара в Египте, Мочикас в Перу и Теотихуакан в Мексике. Крепости заброшены несколько столетий назад. Никто из местных жителей не может вразумительно объяснить, зачем такое количество крепостей находится на относительно небольшом острове, затерянном в океане, и против кого их предки держали оборону. Хейердал нашел в крепостях груды костей, но местные жители не пожелали говорить об их происхождении. Так же, как и повсюду в Океании, здесь считается неприличным говорить о каннибализме…
Погибших цивилизаций, чьи руины, естественно, молчат, а местные жители ничего не знают о том, кто и когда их построил, осталось не так уж мало, несмотря на то что дождь, ветер, песок делают изо дня в день свое привычное дело, медленно разрушая то, что осталось и еще не разрушено людьми. Так, бродячий охотник и путешественник А. Рендерс, вернувшись в 1867 г. из длительных странствий по малоизвестным районам Восточной Африки, рассказывал, что в междуречье Замбези и Лимпопо он видел руины какого-то древнего города. Эти рассказы вызвали всеобщий смех, их приписали обычным охотничьим байкам. Тогда в Европе было распространено мнение, что негры безнадежно отстали в своем развитии, что они не умеют строить каменные сооружения, не знают железа и т. д. Но вскоре немецкий геолог К. Маух, после нескольких лет поисков, в самом деле обнаружил древнюю крепость в верховьях реки Сабы.
Местные жители называли её Зимбабве. Вся постройка располагалась на вершине холма. Гранитные башни высотой до 15 м окружали десятиметровые стены. В окрестностях крепости жило племя матабеле. Когда спрашивали у них, кто возводил крепость, они лишь разводили руками. В тех местах были обнаружены и остатки металлоплавильных печей. В них плавили золото и железо. Местные жители нередко находили куски металла и изделий из него, но что это такое и как им пользоваться, они не знали. Европейцы, прослышав об открытии, посчитали, что, возможно, это та самая страна Офир, о которой говорится в библейском тексте, что из нее привезли на кораблях царю Соломону его подданные четыреста двадцать талантов золота (чуть меньше 19т! ). В междуречье в конце XIX века, движимые мечтой о сказочном обогащении, хлынули толпы золотоискателей, которые, действуя как вандалы, немало подпортили этот и другие исторические памятники Африки. Ценные для науки свидетельства древней культуры оказались уничтоженными, а богатства, погребенные в земле, разграбленными. Учёные же сначала полагали, что Зимбабве была колонией финикийцев, но после того, как в Зимбабве побывала археологическая экспедиция 1929 г. под руководством мисс Кэтон-Томпсон, стлало ясно, что это не так. Были найдены многочисленные изделия из железа: оружие и утварь, женские украшения, стеклянные бусы и прочее — и на всем лежал самобытный, непохожий на средиземноморскую культуру отпечаток. Оказалось, что это была типично африканская культура и ее творцами были не пришлые народы, а предки нынешних африканских народов. Найденные в древних рудниках и штольнях останки людей свидетельствовали, что здесь жили люди, принадлежащие к негроидной расе. В 1925 г. австрийский учёный Шебеста разыскал в лиссабонских архивах сведения о «земле Сасу», о ней в VI веке н. э. упомянул странствующий монах и купец, византиец Индикопло-ва. Именно отсюда жители Эфиопии получали золото, выменивая его на соль, скот и другие товары. Называлось это государство Мономотапа, по имени правящего царя, что означало «владыка рудников», но не только золотых, но и железных. Железо вытеснило здесь дерево, камень, кость. Это железо отлично знали в Индии, своей ковкостью и добротностью оно намного превосходило индийское.
Тысячи заброшенных рудников разбросаны сегодня на обширном пространстве Родезии. До сих пор возвышаются величественные стены не только Зимбабве, но и других крепостей: Дхло-Дхло, Кзани, Мапунгубгве и сотен других. Кроме культуры Мономотапа, была культура каменных краалей на территории Трансвааля, была азанитская цивилизация, чьи памятники найдены на очень большой территории— в Кении, Танганьике, Уганде. Государство Бенин располагалось когда-то на территории нынешней Нигерии и, оказывается, имело славную средневековую историю. Государство Гана переживало свой расцвет с VII по XIII век, в него входили Западный Судан и Южная Сахара. Кроме них существовали империя Мали, государства Ифе и Ашанти. На восточных берегах Африки существовали крупные приморские торговые центры Киева, Момбаса и другие, не уступающие приморским городам Европы и Индии. Однако все эти средневековые государства не ко времени пришли в упадок, торговля разладилась, железо и другие металлы перестали выплавлять, постепенно прекратилось строительство сооружений из камня. И лишь деревенские хижины в диких лесах располагаются там, где некогда блистала мощная цивилизация. Культура Зимбабве в междуречье Замбези и Лимпопо просуществовала, по крайней мере, с V до XVII века н. э. Ее создателями были сначала бушмены, а затем мигрирующие в этот район несколькими волнами переселенцы — племена банту (самые высокие из негров). К сожалению, сегодня эти племена не могут похвастаться высокой культурой, они ведут достаточно примитивный образ жизни и каннибализм у них привычное дело! По другую сторону Индийского океана, на другом континенте, расположено еще одно архитектурное чудо, и стало о нем известно только в 1860 г. Французский путешественник А. Муо в непроходимых джунглях Индокитая обнаружил мертвый город Ангкор, бывший некогда столицей древних кхмеров. Во времена своего расцвета это царство охватывало территории современных Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. Заброшенный город поразил воображение Муо обилием храмов, дворцов, башен, некогда отражавшихся в водах бесчисленных искусственных водоемов — весь город был оснащен великолепной ирригационной системой. Амфилады, лестницы, галереи и дороги, вымощенные каменными плитами, барельефы с утонченной резьбой по камню с изображением ритуальных сцен, каменные изваяния огромных голов божеств, целые парки культовых изваяний — все это было поглощено буйством тропической растительности. Там, где когда-то блистала мощная цивилизация, раскинулся непроходимый лес, наполненный хищниками, множеством тропических птиц и насекомых, обезьянами, прыгающими по мощеным дорогам, лестницам и дворцовым крышам, увитым лианами. Занимая около 7 кв. км территории, город был построен в XII веке н. э. по решению царя Сурьявармана II, ревностного последователя Будды. Цивилизация ушла из этих мест приблизительно в XV веке н. э.
Всё это архитектурное и культовое великолепие удивительным образом контрастирует с нравами, царящими в сегодняшней Камбодже. Только с 1977 по 1979 год во время правления «красных» кхмеров были убиты 2 млн. человек. Фотографии смеющихся подростков, увешанных отрезанными головами, на фоне дворцового великолепия Ангкора обошли весь мир. Причем руководители «красных» кхмеров утверждали, что отрезать головы противников — это древний обычай кхмеров. Однако удивляет то, что они восприняли именно этот обычай, а не возведение нового города-сада, каким был Ангкор. Культура этого народа явно сделала прыжок вниз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|