Исходные данные и расчет затрат на изготовление оригинал-макета печатной продукции
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (зарплата). В системе технико-экономических расчетов на предприятии важное место занимает калькулирование. Калькулирование – это определение стоимости отдельных изделий. Для целей планирования полной себестоимости полиграфических работ расходы на производство и реализацию продукции объединяют в калькуляционные статьи с учетом их производственно-технологического назначения и места возникновения. При этом экономически однородный вид затрат может включаться в несколько статей одновременно. Так, например, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих основного производства учитывается самостоятельно, а зарплата остальных категорий промышленно-производственного персонала отражается в статьях: общепроизводственные расходы. Амортизация основных средств, затраты на топливо, электроэнергию также отражаются в нескольких калькуляционных статьях в зависимости от места их образования. Применяют следующие калькуляционные статьи: Ø расходы на материалы; Ø расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;
Ø расходы на основную заработную плату производственных рабочих; Ø расходы на дополнительную заработную плату производственных рабочих; Ø отчисления на социальные мероприятия; Ø содержание и эксплуатация машин и оборудования; Ø общепроизводственные расходы. Каждое предприятие самостоятельно определяет статьи калькуляции. Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и т.д. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские, на содержание и эксплуатацию оборудования. Расчет себестоимости полиграфической продукции подразумевает использование прайс-листов на основные виды продукции, выпускаемой предприятием. Основным назначением прайс-листа является обеспечение оперативной работы с заказчиком. Однако прайс-лист не позволяет учесть всех особенностей полиграфического исполнения заказа. Поэтому цена, установленная на заказ с помощью такого документа, может считаться лишь предварительной, требующей дальнейшего уточнения. К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: Ø применение новейших технологий, Ø экономия сырья, топлива, электроэнергии, Ø повышение производительности труда, Ø снижение потерь от брака и простоев, Ø улучшение использования основных производственных фондов, Ø сокращение расходов на сбыт продукции, Ø упорядочение затрат на аппарат управления и др.
Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации. Во избежание возникновения серьезного перерасхода средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Если говорить о средней структуре себестоимости издательской продукции как примерном соотношении различных видов затрат в общей их сумме, то она может быть представлена таким образом: Ø авторский гонорар - 12% (с учетом относительно низкой цены на книгу, в денежном выражении гонорар авторов сегодня чрезвычайно низок в сравнении с мировым уровнем); Ø редакционные расходы – 10% (уменьшение расходов в этой части неизбежно ведет к снижению уровня качества книжной продукции); Ø расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы – 58% (часть расходов, которая постоянно растет и на которую издатель практически не может оказывать влияния); Ø общеиздательские расходы – 12% (так как растут затраты, связанные с энергетикой, транспортом, арендой, то эти расходы постоянно возрастают); Ø коммерческие расходы – 8% (из-за жесткой конкурентной борьбы на рынке вряд ли возможно сокращение этих затрат). Расходы на обработку и оформление авторского и издательского оригиналов и подготовку оригинал-макета относят к редакционным расходам, которые включают в себя: 1. Износ основных средств, используемых в реакции, в виде амортизационных отчислений. 2. Расходы на оплату труда редакционно-производственного персонала (штатного и не состоящего в штате), включая отчисления на социальное страхование и обеспечение. 3. Расходы на содержание и ремонт оборудования и инвентаря редакции, основных средств производственного назначения. 4. Расходы по приобретению на договорных условиях готовых оригинал-макетов, художественных и графических оригиналов. 5. Прочие расходы (бумага, расходные материалы для принтеров, ксероксов и т.д.) Рассмотрим подготовку оригинал-макета энциклопедии счастливой жизни «Семья» Некрасова А. (табл. 2.1.). Таблица 2.1. Основные показатели подготовки оригинал-макета
Расчет затрат по статьям и калькулирование себестоимости оригинал-макета книги: 1. Износ основных средств используется в редакции в виде амортизационных отчислений. Износ основных фондов рассчитывается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации статья 259.2. Предприятие может использовать один из следующих методов начисления амортизации: линейный (равномерный); не линейный; способ уменьшаемого остатка; амортизация, основанная на сроке полезного использования; амортизация, рассчитанная пропорционально объему выпущенной продукции. Предприятие может принимать нормы и методы амортизации, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением правительства Российской Федерации от 01.01.2002. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» все основные фонды предприятия делятся на десять групп с использованием различных норм амортизации. Нормы амортизации установлены в процентах к балансовой стоимости по каждой группе основных фондов на начало отчетного периода (табл. 2.2). Таблица 2.2 Нормы амортизационных отчислений основных фондов предприятия, %
Предприятие из пяти методов использует линейный метод начисления амортизации, который основан на начислении амортизации в зависимости от срока эксплуатации основных средств. Оборудование и программное обеспечение относится к II группе, поэтому месячная норма амортизации составит 8,8% от балансовой стоимости. Данные расчетов представим в табличной форме (табл. 2.3). Сумма амортизационных отчислений на тираж рассчитывается пропорционально затраченному времени на изготовление оригинал-макета. Таблица 2.3. Расчет суммы амортизации оборудования и программного обеспечения (ПО), используемого для изготовления оригинал-макета
Общая сумма амортизационных отчислений составила 6 639,80 руб. (табл. 2.3.) при условии организации бесперебойной работы оборудования в издательстве. 2. Расчет заработной платы 2.1. При расчете заработной платы работников издательства применяется сдельная и повременная формы оплаты труда. При сдельной форме оплаты труда зарплата рассчитывается с учетом количества продукции (или работы), изготовленной (сделанной) за определенный промежуток времени и сдельной расценкой за единицу (2.1). ЗПсд = Qф х Сед,.......................................................................... (2.1) где Qф – фактическое количество изготовленной (сделанной) продукции (работы), ед.; Сед – сдельная расценка за единицы изготовленной (сделанной) продукции (работы), руб. Сдельная расценка за изготовление единицы продукции (работы) определяется по формуле (2.2): Сед = Нч х Тср,............................................................................. (2.2) где Нч – норма времени на изготовление одного изделия (работы), час; Тср – часовая тарифная ставка работника соответствующего разряда, руб. Часовая тарифная ставка работника соответствующего разряда определяется по формуле (2.3): Тср = Тс х К1,............................................................................... (2.3) где Тс – часовая тарифная ставка работника 1 разряда на предприятии;
К1 – тарифный коэффициент работника соответствующего разряда. Повременная форма оплаты труда предусматривает зависимость зарплаты работников от установленной тарифной ставки за единицу времени работы (обычно, час) и длительности отработанного времени в расчетном периоде (месяце) (2.4). ЗПповр = ФРВ х Тс,..................................................................... (2.4) где ФРБ – фактический фонд рабочего времени работника, час, Тс – часовая тарифная ставка работника, руб./час. Разновидностью повременно-переменной системы оплаты труда является система оплаты труда по должностным окладам: 1). Найдем зарплату иллюстратора на период изготовления оригинал-макета. Если оклад иллюстратора 12 000,00 руб., рабочих дней 21, при 8 часовом рабочем дне, тогда тарифный заработок на период изготовления оригинал-макета в течение 9 дней составит: ЗП = 12 000 / 21 день х 9 дней = 5 142,85 руб. 2). Найдем зарплату редактора на период изготовления оригинал-макета. Если оклад редактора 12 000,00 руб. рабочих дней 21, при 8 часовом рабочем дне, тогда, тарифный заработок на период изготовления оригинал-макета в течение 9 дней составит: ЗП = 12 000 / 21 день х 9 дней = 5 142,85 руб. 3). Найдем зарплату корректора на период изготовления оригинал-макета: Если оклад корректора 10 000,00 руб. рабочих дней 21, при 8 часовом рабочем дне, тогда, тарифный заработок на период изготовления оригинал-макета в течение 9 дней составит: ЗП = 10 000 / 21 день х 9 дней = 4 285,71 руб. 4). Определим зарплату верстальщика 5-го разряда, если норматив времени на изготовление (набор) одной страницы книги первого уровня сложности – 15 минут или 0,25 часа (15 минут / 60 минут = 0,25 часа), а набор одной страницы третьего уровня сложности занимает – 12,85 минуты или 0,21 часа (12,85 минуты / 60 минут = 0,21 часа). Часовая тарифная ставка работника 1-го разряда на данном предприятии – 68,21 руб. (табл. 2.4). Таблица 2.4. Тарифная сетка предприятия
Часовая тарифная ставка верстальщика 5-го разряда: Тср = Тс х К1 = 68,21 руб. х 1,54 = 105,04 руб. Сдельная расценка за изготовление 1-ой страницы книги I группы сложности: Сед = Нч х Тср = 0,25 час х 105,04 руб. = 26,25 руб. Сдельная расценка за изготовление 1-ой страницы книги III группы сложности: Сед = Нч х Тср = 0,21 час х 105,04 руб. = 22,50 руб. Рассчитаем зарплату верстальщика за изготовление оригинал-макета книги: ЗПсд = Qф х Сед = 36 страниц (I уровень сложности) х 26,25 руб. = 945,00 руб. ЗПсд = Qф х Сед = 700 страниц (III уровень сложности) х 22,50 руб. = 15 750,00 руб. Зарплата верстальщика за изготовление оригинал-макета книги: = 945,00 + 15 750,00 = 16 695,00 руб. Н (надбавка)= 16 695,00 х 20% = 3 339,00 руб. Общая зарплата персонала издательства на изготовление оригинал- макета составляет: ФОТ = 5 142,85 + 5 142,85 + 4 285,71 + 20 034,00 = 34 605,41 руб. 2.2. Расчет отчислений на социальные мероприятия. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.12 №625н «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» «Издательская деятельность» - код по ОКВЭД – 22.1. – относится к 1-ому классу. Страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваний составляет для I класса – 0,2%. Размер отчислений на социальные мероприятия следующий: 1. В пенсионный фонд = 22%. 2. В фонд социального страхования = 2,9%. 3. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования = 5,1%. 4. В фонд социального страхования (взносы на травматизм) = 0,2%. Всего отчислений на социальные мероприятия - 30,2%. Следовательно, отчисления составляют: 34 605,41 руб. х 30,2% / 100% = 10 450, 83 руб. 3. Расходы на содержание и ремонт оборудования и инвентаря редакции, основных средств производственного назначения. 3.1. Рассчитываем сумму затрат на электроэнергию. Количество часов работы определим исходя из 8-часового рабочего дня и данных таблиц 2.3. «Расчет суммы амортизации оборудования и программного обеспечения (ПО), используемого для изготовления оригинал-макета», графа «Норма использования оборудования». Так, для принтера количество часов работы составит 1 час (8 часов х 0,125 дня), для компьютера – 72 часа (8 часов х 9 дней), для сканера – 16 часов (8 часов х 2 дня). Данные оформим в табличной форме (табл. 2.5). Таблица 2.5 Расчет суммы затрат на электроэнергию.
3.2. Прочие затраты на содержание оборудования. Прочие затраты на содержание оборудования рассчитываются в размере 5% от суммы амортизации: 6 639,80 х 5% = 331,99 руб. 4. Расходы по приобретению на договорных условиях готовых оригинал-макетов, художественных и графических оригиналов. В нашем примере данные расходы отсутствуют. 5. Прочие расходы (бумага, расходные материалы для принтеров, ксероксов и т.д.). 5.1. Определим расходы на бумагу. При формате 84х108/16 один печатный лист включает в себя 16 листов книги, поэтому для распечатки 736 страниц книги необходимо: 736 страниц / (32 листа х 2 стороны) = 11,5 печатных листов или: 11,5 п.л. х 32 листа книги = 368 стандартных листов А4. Если упаковка газетной бумаги (500 листов формата А4) стоит 150 руб., то один лист формата А4 стоит 0,30 руб. (150 руб. / 500 листов = 0,30 руб.). Затраты на приобретение бумаги (с учетом, что распечатываются 2 варианта) составят: 368 листов А4 х 2 варианта х 0,30 руб. = 220,80 руб. Для изготовления обложки используется 4 бумажных листа (для 2-х вариантов) по цене 15,00 руб. за 1 лист на общую сумму: 4 листа х 15,00 руб. = 60,00 руб. Для изготовления форзаца используется 8 бумажных листов (для 2-х вариантов) по цене 8 руб. за 1 лист на общую сумму: 8 листов х 8,00 руб. = 64,00 руб. Общие расходы на бумагу: 220,80 руб. + 60,00 руб. + 64,00 руб. = 344,80 руб. 5.2. Рассчитываем потребление и стоимость краски: Стоимость 1500 оттисков черной краски составляет 220 руб., значит, на 1 лист формата А4 затрачивается: 220/1500 = 0,15 руб. Расход цветной краски на 1 лист формата А4 при стоимости 1000 оттисков 2 200,00 руб. составляет: 2 200 / 1000 = 2,20 руб. Определяем затраты на краску на печать двух вариантов книги (с учетом печати двух обложек): А) затраты на черную краску составят: 368 листов А4 х 2 стороны х 2 варианта + 2 обложки х 1 стороны х 2 листа = 1472 + 4 = 1476 страниц, 1476 страниц х 0,15 руб. = 221,40 руб. Б) затраты на цветную краску: 2 обложки х 1 стороны х 2 листа = 4 страницы, 4 страницы х 2,20 руб. = 8,80 руб. Общая сумма затрат на краску: 221,40 руб. + 8,80 руб. = 230,20 руб. Общая сумма редакционных расходов на изготовление оригинал-макета книги составляет 53 412,88 руб. (табл. 2.6.). Таблица 2.6. Общая сумма редакционных расходов на изготовление оригинал-макета книги
Сумма редакционных расходов на единицу книжной продукции в нашем примере составит: 53 412,88 / 9 000 = 5,93 руб. Рыночная цена аналогичной российской книги – 250,00 руб., в т.ч. с НДС. Стоимость без НДС: 250/110% =227,27 руб. Средняя торговая надбавка по книгам – 30%. Отсюда отпускная цена предприятия = 227,27 / 130% = 174,83 руб. Средняя рентабельность издания – 20%. Можно предположить, что себестоимость книги составляет: 174,83 / 120% = 145,69 руб. Удельный вес редакционных расходов в себестоимости книги составит: 5,93 / 145,69 х 100 = 4,07%. Если говорить о средней структуре себестоимости издательской продукции, то удельный вес редакционных расходов составляет до 10%. В нашем примере – 4,07% < 10%, что свидетельствует о целесообразности данного оригинал-макета на издание энциклопедии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|