Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриотизм без экстремизма

 

Занятие для учащихся 8-11-х классов.

Учебно-воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.

Время лекции: 40-90 мин.

Содержание.

Вводная часть.

Введение понятия экстремизма.

Основная часть.

1 раздел. Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране.

2 раздел. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в движении скинхедов.

3 раздел. Основы патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.

Заключительная часть.

Определение понятия патриотизма, вывод о необходимости конструктивных поступков на благо Отечества.

 

  Сегодня мо­лодые люди стремятся стать настоящими пат­риотами своей страны и помочь развитию и про­цветанию нашей Ро­дины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые пат­риотическими не явля­ются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экс­тремизме». В чем разница?
  В Большой Советской Энциклопедииэкстремизм определяется как приверженность к край­ним взглядам и мерам (1). Для наглядности рассмотрим про­блему экстремизма на примере движения скинхедов. Кто они:пат­риоты или экстреми­сты?
  Давайте вспомним хотя бы совсем недавние события, которые потрясли всю страну: n 11 января 2006 г. в московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам. n 25 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге совершено нападение на 9-летнюю девочку-мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом. n 7 апреля 2006 г. в Санкт-Петербурге застрелен 28-летний студент, гражданин Сенегала. Оружие (ружье с нарисованной свастикой) было найдено неподалеку от места преступления. n 25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19-летний гражданин России армянского происхождения.
  На слайде приве­дена официальная статистика жертв экстремизма и национализма всего лишь за первые несколько месяцев 2006 года: было зафиксировано более 100 нападений на национальной почве. В результате этих нападений пострадали 92 человека, 14 погибли. Больше всего нападений на почве национальной ненависти совершают в Москве и Санкт-Петербурге. Только в Москве с начала года в результате нападений
погибли девять человек, еще 35 были избиты. В Петербурге два человека погибли, еще 17 получили увечья (2). Именно из-за насильственных действий на почве национальной ненависти движение скинхедов относится к числу экстремистских.
  Интересно, что самые первые скинхеды не были националистами. Они появились в Анг­лии в 1968-1969 гг., и среди них были как бе­лые, так и черные. Скин­хеды "первой волны" были субкультурой ра­бочих районов Брита­нии. Скинхеды слушали "му­зыку черных" стилей ска, рег­гей и рок-стеди. Люби­мыми певцами скинхе­дов были чернокожие Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали
мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чер­нокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки). «Первая волна» скинхедов ис­чезла примерно к 73-му году, так как многие из них обзавелись семьями и пере­стали принимать активное участие в своем движении. В конце 70-х гг. в Англии разразился сильный экономиче­ский кризис. Целые графства превратились в "зоны социального бедствия", появилось много безра­ботных, в том числе среди молодежи. Дети безработных, сами безработные, мно­гие подростки не видели никаких перспектив, и единст­венным развлечением для них было подраться с себе по­добными. Они стали одеваться специально для драки: бритая или стриженая "под ноль" голова – чтобы про­тивник или полиция не могли схватить за волосы; ко­роткие куртки без воротника – с той же целью; прочные черные джинсы, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые армейские ботинки, которые можно использо­вать как оружие в драке. Они также стали называть себя скинхедами. В дополнение к этому, с конца 70-х годов в Велико­британии активизировались неофашисты. Они стали об­винять во всех проблемах не правительство, как обычно делают люди, а иммигрантов-"цветных": мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Неофашисты начали активно работать среди скинхедов, и выделять деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Появилось понятие "наци-скин". В ответ на это скинхеды "первой волны", озлобленные тем, что их стали называть "фашистами", выступили против наци-скинов. На улицах британских городов разверну­лись ожесточенные схватки между "старыми" и "но­выми" скинхедами. Результатом этих уличных столкно­вений стало появление двух скин-движений - с одной стороны, наци-скинов ("новых"), с другой - "ред-скинз", "красных скинов" ("старых"). Часто "ред-скинз" носят шнурки красного цвета - чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация "ред-скинз" получила название SHARP (Skin Heads Against RacistPrejudice – скинхеды против расовых предрассудков) (3). После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу ста­новятся если не массовым, то многочисленным и замет­ным явлением, и к началу 2006 года в России насчитывалось уже не менее 50 тысяч скинхедов. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов (4). В европейских странах количестворед-скинз и наци-скинов примерно одинаковое, но в России, практически, все скинхеды являются националистами, причем не редко весьма агрессивными. Что привело к этому? Какие события в нашей стране так сильно повлияли на развитие движения скинхедов?
  Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные мо­лодые люди стали скин­хедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвы­чайно важно для молодых людей, находя­щихся в поисках цели жизни и своего предна­значения, настроенных на
вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов. Неслучайно значительную массу движения скинхе­дов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.
  Посткоммунистический кризис вызвал психоло­гическую, духовную, катастрофу: гласность и свобода обнажили духовный кризис личности и семьи, который уже не мог сдерживаться старой бездуховной идеологией. Кто-то в этой ситуации занялся духовным развитием себя, находя ответы в религии, а кто-то пошел по пути поиска «козла отпущения». Кроме того, лишив­шись привычного об­раза жизни,
население России стало приходить в отчаяние. Преступ­ность, алкоголизм и наркома­ния захлестнули страну. Се­мейные скандалы и на­силие в семье, побеги детей из дома из-за го­лода, побоев и невыно­симых условий сущест­вования (так же, впро­чем, как и отказы от де­тей) стали массовым явлением.По оценкам Московского исследовательского центра по правам человека, в России около 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома по причине домашнего насилия. Московская хельсинская группа сообщила, что жертвами домашнего насилия каждый год становятся примерно 2 млн. детей младше 14 лет. (5). Это безумно много, если вспом­нить, что социальные бедствия таких масштабов раньше у нас были только после Гражданской войны 1918-1921 гг. Параллельно с развалом экономики шел процесс реформации системы образования и воспитания. Так получилось, что в 90-х годах система образования в России во многом перестала уделять должное внимание воспитанию в школе нравственных качеств личности. Вместо всего наследия человечества дети стали получать лишь частичное, узкое образование, цель которого – приобретение специальности и нахождение своего места в экономической системе. С одной стороны, такое специализированное, нацеленное на профессию образование дает большой объем знаний, необходимых для благополучного существования в со­временном мире. Однако, с другой стороны, такое образование связано только со средствами к жизни, но не с ее целями. Ясное видение жизненных целей является совершенно необходимым (6). Как известно, процесс «академизации» образования сопровождался катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.
  Позиция СМИ ока­залась довольно размытой и безоценочной в отношении экстремистов. Часто и довольно долго в рас­сказах о погромах, ко­торые устраивают за­падные скинхеды, жур­налисты предпочитали просто констатировать этот факт, не давая оценки поступкам экс­тремистов. С другой стороны, СМИ вообще ничего не говорили об аналогичной проблеме в России. Такая политика замалчивания по от­ношению к
скинхедам со стороны СМИ при­вела экстремистски настроенную молодежь к мысли о безнаказанно­сти.
  Помимо этого, в на­чале 90-х годов в Рос­сии появляются неофа­шистские организа­ции, которые стали от­крыто пропагандиро­вать фашист­скую идео­логию в нашей стране. При этом подоб­ные организации навязывают неискушенным людям свою идеологию, признанную во всем мире античеловеческой. И есть люди, которые им верят. Потому что не знают истории. Подумайте сами: время, отведенное в школе на изуче­ние Великой
Отечественной войны, было сокращено. Поэтому сейчас многие школьники мало знают о фашизме и о глобальных последствиях нацистской риторики. Т.о. в первую очередь духовные, социальные изменения реально стояли за развитием экстремизма в России. Можно сколько угодно говорить о политических изменениях страны (распад Советского Союза, война в Чечне) и соответствующих им законных или незаконных действиях в отношении людей неславянского происхождения (аресты, проверки документов, депортации и т.д.). В первую очередь, идеологический вакуум, кризис семьи и неблагоприятные социально-экономические условия подстегивают развитие экстремизма в таких странах, как Россия, США, Англия, Испания. Политика, в свою очередь, усугубляет существующую проблему.
  Понимая главные причины расцвета экстремизма в стране, нам в первую очередь необходимо разобраться, что в идеологии экстремистов, нео-фашистов, скинхедов не так, а затем проанализировать свои взгляды и ценности в отношениях с людьми. Спустя 60 лет после Второй мировой войны наше поколение уже не только не помнит, но и не знает всех кошмаров фашизма. Что он из себя представляет и в чем его опасность?
Проверочная работа. Слушатели в течение нескольких минут отвечают (устно/письменно) на вопросы преподавателя:
  1. Приведите имена фашистских диктаторов в истории мира.
  2. Существовала ли свобода и гражданственность в фашистской Германии?
  3. Вспомните названия каких-либо концентрационных лагерей, созданных немецкими фашистами?
  4. Сколько советских граждан и военных погибло в Великой Отечественной войне?
Информация. Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия (7). Фашизм отринул основные философские тенденции XVIII и XIX веков, делавшие упор на личную свободу и всеобщее равенство. Наоборот, главной ценностью провозглашалась нация. Согласно фашистской идеологии вся жизнь подчинена дисциплине и исполнению долга и полностью управляется государством. Муссолини стал одним из первых фашистских диктаторов, пришедших к власти в Европе в 1920-е годы. В Италии все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Муссолини организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников. Гитлер пришел к власти во время сильного экономического кризиса в Германии и на волне исторической обиды немцев на страны-победительницы по итогам первой мировой войны. Когда многие люди страдали от нищеты, Гитлер предложил им возможность хорошо жить за счет других и взять реванш за унизительное поражение Германии в первой мировой войне. Ведь Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы (8). В основу своей философии Гитлер поставил идею о существовании в далеком прошлом мифического арийского племени, которое, по словам Гитлера, состояло из «настоящих» людей, в то время как все остальные в его глазах людьми не считаются. И Гитлер провозгласил, что немцы – это потомки этого племени «настоящих людей», а поэтому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать или даже истреблять другие народы. Такая уродливая философия привела к многочисленным зверствам, которые фашисты устраивали во всех завоеванных странах. Властью не только игнорировались, но и на совершенно законных основаниях нарушались права человека, в том числе и немцев. Например, запрещались браки между немцами и евреями (9). А если у человека уже семья и дети? Все приносилось в жертву идее расовой чистоты. Кстати, говорить о национальности или расе зачастую можно лишь довольно условно, так как в истории все народы неоднократно перемещались и смешивались друг с другом. Подобная участь не обошла и немцев.
  Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге нетолерантное отношение неминуемо приводит к насилию по отношению ко всем инакомыслящим.
  Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.
  На слайде приведены слова, с которыми Гитлер обращался к солдатам Восточного фронта. Говоря о нашей стране, Гитлер призывал немцев к убийствам, к уничтожению нашего народа.
  Примером бесчело­вечности фашизма может служить Хатынь: все жители этой белорусской деревни были заживо сожжены, включая младенцев и стариков. В фашистских концлагерях погибло более 11 миллионов человек. В одном только Бухенвальде было убито 250 тысяч человек, включая немецких военных, отказавшихся служить Гитлеровской Германии и осужденных военным трибуналом. Одним из самых страшных
концлагерей был Освенцим, располагавшийся на территории оккупированной Польши. В нем по разным оценкам погибло от 1,5 до 4,5 млн. человек, людей самых разных национальностей, включая Советских гражданских лиц и военнопленных. Людей здесь сжигали в печах и травили в газовых камерах, они умирали от непосильного труда, голода и многочисленных болезней. Над живыми людьми проводили жестокие эксперименты. Такова природа фашизма. Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех, потеряв 35 млн. человек (10). О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашист­ская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам.
  К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию. Так в 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке, во время которого несколько человек погибло. При этом среди пострадавших оказались также женщины и дети. О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость.
Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.
Дискуссия: 1. Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей? 2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей? § нация § раса § профессия § вероисповедание § политические убеждения § класс, социальный статус § мнение 3. Почему существуют различия национальные, расовые, религиозные? 4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные (религиозные) обычаи страны заслугой человека? Почему? Выводы: человек не выбирал и не создавал свою нацию, расу и или религию; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека. Человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.
  Информация. Тогда каких людей отечество признает истинными патриотами? Сограждане ценят и помнят людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляетсянастоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья
и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.
  Например, всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов на Дубровке в 2002 году и в Беслане в 2004 году добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. В этом поступке проявилась не только зрелость характера, но и настоящий патриотизм, желание помочь своим согражданам, оказавшимся в страшной ситуации. Чтобы совершить такой поступок,
человек должен уметь чувствовать горе людей, как свое собственное. Это называется способностью к эмпатии, т.е. умением понять другого, посредством сопереживания и мысленной постановки себя на его место. Заметьте, Леонид Рошаль не интересовался, сколько среди заложников русских и сколько нерусских. За такой поступок Россия считает Леонида Рошаля героем, а весь Западный мир – достойным примером для подражания, о чем явно говорит присужденная доктору почетная премия «Европеец года-2005».
 
  Информация. Также достойно уважения и патриотично желание человека создать крепкую семью и воспитать своих детей достойными гражданами своей страны. Такое отношение к жизни укрепляет семейные и нравственные ценности, духовные основы отечества. Вообще, не секрет, что построить гармоничные отношения в семье очень непросто, а тот, кто этого все-таки добился,
достоин всеобщего уважения.
  Об отношении мирового сообщества к международным или межрасовым бракам даже и говорить не приходится. В таких семьях объединяются не только грани темпераментов, но и различные исторические, национальные и расовые черты, что, несомненно, содействует становлению мира и дружеских отношений между народами.
Дискуссия.
  1. Почему говорят, что «Семья – ячейка общества»?
  Информация. В любой стране высоко ценятся профессионалы, которые своим трудом помогают государству развиваться и достигать процветания. Учиться и работать ради будущего своей страны – лучшее, что может сделать настоящий гражданин и патриот. Россия гордится людьми, внесшими значительный профессиональный и творческий вклад в конструктивное
развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
  Никита Михалков – известный режиссер, творчество которого вдохновляет людей к раскаянию и глубокому размышлению о цели своей жизни, о судьбе нашей страны. Поэтому он удостоен многих наград и премий известных киноакадемий.
 
  Информация. Патриотизм – это совокупность выше названных основных факторов, потому что воплощение именно этих жизненно важных целей позволяет стране развиваться. Гитлер пришел к власти в Германии, стремясь сделать эту страну высокоразвитой и влиятельной. В итоге он превратил ее в руины. Германию потом восстанавливали всем миром, только поэтому она смогла быстро развиться до
современного уровня.
  Как видно из определения (12), патриотизм – это любовь к своей Родине, которая выражается в конструк­тивных делах и значимых достижениях. Однако если в сердце человека только темные предрассудки и вражда к другим народам, то, сколько бы он ни говорил о любви к Родине, стране от этого лучше не станет. Вражда и ненависть способны привести только к разрушению, чем и отличаются национализм и шовинизм от патриотизма.
Иными словами, патриотизм – это любовь к стране, аэкстремизм – это ненавистьк людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом. Индивидуальная работа или в группах. Необходимо в течение нескольких минут вспомнить и записать имена российских деятелей неславянского происхождения, которые внесли значимый вклад в развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...