Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные показатели статистики государственного бюджета.

Курсовая работа

по дисциплине «Статистике»

на тему:

«Статистика государственного бюджета».

 

                                                             Выполнила:Ст-ка II курса МФГУ 23 гр. Дралова Ольга

                                                                                                                    

                                                                                                   Проверила:

 

Москва, 2001

Содержание:

 

 

I.     Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3

II.    Основные концепции, определения и показатели. 3

1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6

III.  Международные бюджетные классификации. 11

1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения. 12

1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения. 13

1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14

1.5 Классификация государственного долга. 17

IV.   Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации. 17

V.    Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации 20

VI.   Заключение. 29

VII. Список литературы: 31

 

 

I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета.

 

Государственный бюджет — важный инструмент государственного ре­гулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных катего­рий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих со­держание и направленность фискальной политики. Более конкретно за­дачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы опреде­лить:

- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, раз­мер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над рас­ходами (профицит);

- структуру доходов государственного бюджета;

- структуру расходов государственного бюджета;

- источники финансирования бюджетного дефицита;

- размеры государственного внутреннего долга;

- эффективность проведения государством фискальной политики;

- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает дан­ные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного уп­равления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной ста­тистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреж­дений государственного управления.

 

 

          Теоретическая часть.

II. Основные концепции, определения и показатели.

 

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государ­ственного бюджета, является сектор государственного управления. Опре­деление сектора позволяет установить круг институциональных единиц — государственных организаций и учреждений, — доходы и расходы кото­рых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с исполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило, перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государст­венными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с дея­тельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.

 Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государ­ственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:

- поступления или платежи;

- поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

- поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

- текущие или капитальные поступления (платежи);

- приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

- приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

 Первые две категории касаются всех операций, две последующие — только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и

принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.

 Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон,

называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой — от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.

Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.

Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные). Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсаций. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.                                               

По целевому назначению платежи связаны или с текущей деятельностью, или с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.                                 

Возвратные финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.

В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе, т. е. на основе регистрации фактических денежных потоков, в то время как, в СНС — на основе, начисленных сумм, т. е. на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по край­ней мере по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственно­му управлению, в том числе операций и обязательств неденежного харак­тера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление ос­новного капитала, списанные безнадежные долги и др.).

Основные показатели статистики государственного бюджета.

К основным показателям статистики государственного бюджета отно­сятся (см. табл.1):

· доходы;

· официальные трансферты;

· расходы;

· кредитование минус погашение (чистое кредитование);

· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение рас­ходов над доходами (дефицит).

 

Таблица 1. Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.

(на конец периода; миллиардов рублей)

 

 

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

Год

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...