Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом




Содержание

 

Введение

Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом

2. Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом

. Цели и мотивы спортивной деятельности в сфере физического воспитания

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Физическое воспитание школьников и занятия спортом - это процесс взаимодействия ученика или спортсмена, с одной стороны, с учителем или тренером, а с другой - с внешнесредовыми факторами: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде, противника, зрителей и т. п. Воздействуя на человека, эти факторы заставляют его реагировать на них, т. е. управляют его поведением, поступками, действиями, вызывают изменение состояния.

Однако ученик или спортсмен не является пассивным объектом этих воздействий. Во-первых, как отмечал С. Л. Рубинштейн, «внешние причины действуют через внутренние особенности», т. е. побудительные стимулы вызывают те или иные реакции, человека не иначе как преобразуясь в мотивы деятельности и поступков. Во-вторых, сам ученик или спортсмен с помощью своего сознания, разума, воли управляет своей деятельностью и поведением, являясь не только и не столько объектом, сколько субъектом управления. Самоуправление (саморегуляция), сознательно осуществляемое человеком, важная особенность спортивной деятельности. Собственно говоря, важнейшая задача физического воспитания и спортивной тренировки как педагогического процесса - научить ученика или спортсмена управлять собой (своими действиями, чувствами, мыслями, поступками).

Проблема деятельности поднималась еще в 20-х годах нашего столетия многими советскими психологами, в том числе К. Н. Корниловым, П. П. Блонским, М. Я. Басовым, противопоставлявшими традиционной психологии сознания поведенческую психологию. В дальнейшем в трудах С. Л. Рубинштейна были преодолены недостатки поведенческой трактовки деятельности и выдвинут тезис о единстве сознания и деятельности, который открывал возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и проявляется.

Большую роль в разработке теории деятельности сыграли труды Л. С. Выготского, в частности, введенные им понятия операций, цели и мотива. Однако общая структура человеческой деятельности была описана позднее (1947) в работе А. Н. Леонтьева «Очерк развития психики». Он объединил теорию С. Л. Рубинштейна о связи сознания и деятельности с идеей Л. С. Выготского об интериоризации, о «внутренней» деятельности.

Смысл теории деятельности можно выразить формулой: сознание управляет деятельностью, но и деятельность формирует сознание человека. Изучая деятельность, можно изучить человека, а изучая человека, можно судить о том, как он будет осуществлять деятельность (конечно, зная при этом и условия, в которых эта деятельность протекает). Таким образом, деятельность может служить предметом самостоятельного изучения и в то же время средством изучения человека.

Теория деятельности позволяет преодолеть взгляд на активность человека в процессе труда, учебы и занятий спортом как на работающую машину. Она, не исключая такие понятия физиологической науки, как работа, работоспособность, заставляет рассматривать управление и регуляцию человека в процессе работы не только с нейрофизиологических позиций, но и с психологических при решающей роли сознания в этом управлении.

Эти закономерности относятся и к спортивной деятельности. Истоком управляющих воздействий на деятельность спортсмена являются мотивы и связанные с ними потребности и цели.

 


Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом

Потребности, являющиеся объективными нуждами каждого человека в определенных объектах и условиях существования, должны рассматриваться как первопричина активности и поведения человека. [1, 4, 5, 10]

Все многочисленные потребности принято делить на три группы:

) материальные - потребность в пище, одежде, жилище, движении (особенно у детей);

) духовные - потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.;

) социальные - потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Чтобы жить, необходимо одеваться, питаться, иметь жилище. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была борьбой за удовлетворение, прежде всего материальных потребностей.

С развитием общественного производства, в условиях освобождения труда от эксплуатации все большую роль стали приобретать духовные и социальные потребности. Материальные потребности, естественно, не исчезли, но они перестали играть доминирующую роль над остальными потребностями, перестали быть смыслом жизни человека.

Духовные потребности - специфические человеческие феномены, характеризующие высокий уровень развития личности.

Духовные потребности привели к возникновению физической культуры как общественного явления, которая связана не только с физическим совершенствованием человека, но и с получением эстетического наслаждения. Физическая культура предоставляет большие возможности и для удовлетворения потребности в творчестве. Наглядным примером этого являются яркие и красочные массовые выступления на спортивных праздниках, разработка тактических «ловушек» в спортивных играх, создание новых методов тренировки и т. п.

Социальные потребности выражают общественную природу человека. [6, 13, 17]

Одной из социальных потребностей является потребность в общении. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Потребность в общении стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями. [1, 6, 10]

Физическая культура и спорт служат хорошим средством удовлетворения в общении. Недаром, по данным французского психолога И. Буйо, около 50% опрошенных заявили, что они занимаются спортом, кроме всех прочих причин, еще и потому, что желают иметь коллег, товарищей, что спорт удовлетворяет их потребность объединения. [14]

Потребности формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Можно развить потребность в ежедневной физической нагрузке и можно сформировать потребность в постоянном общении с определенной группой людей (например, с товарищами по команде).

К сожалению, не все возникающие в течение жизни потребности являются желаемыми. Некоторые, так называемые квазипотребности приводят к антисоциальному образу жизни (пьянству, воровству и т. п.), заглушая другие социальные стремления человека. [1]

Среди множества потребностей, сосуществующих в человеке, устанавливается определенная иерархия их значимости. Развиваются потребности у каждого человека в соответствии с их значимостью. У зрелой личности ведущими являются духовные и социальные потребности, однако среди них одни могут иметь большее значение, чем другие. Например, у студентов факультета физического воспитания в одних случаях доминируют потребности, связанные с занятиями спортом, в других - с получением профессии учителя физической культуры. Ведущие потребности притормаживают менее значимые, отодвигают их на задний план. Например, у спортсмена, стремящегося побить рекорд, ведущая потребность временно подавляет другие духовные и социальные потребности (в получении эмоциональных впечатлений от общения с друзьями в компании, от общения с родными и т. д.). По мере изменения личности, ее интеллектуального развития и изменения социального статуса (положения в обществе) одни потребности могут сменяться другими. [10]

В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, толкаться столь же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песне есть такие слова: «А у меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...