Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Деревянное зодчество

I. Информационно-проблемное поле деревянного зодчества

Деревянная архитектура – явление национальной культуры, художественное своеобразие произведений которой неразрывно связано со стилистическими особенностями различных видов народного искусства.

В истории развития русской архитектуры деревянное зодчество, представленное жилыми и культовыми постройками, занимает особое место. Дерево, являясь наиболее доступным материалом для строительства в большинстве регионов России, было и прекрасным средством выражения художественных идей русских зодчих. Наиболее ярко это проявилось в пластически-выразительных объемах сохранившихся построек. Их главной конструктивной особенностью является множество вариантов комбинаций одного простого архитектурного объема – сруба. Но высокий уровень мастерства, образность мышления позволяли строителям прошлого возводить изящные, устремленные ввысь шатровые храмы и неприступные крепости, простые избы и затейливые дворцы.

Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, соответствовавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, которые впоследствии повлияли на формирование традиций каменного строительства. Многие постройки –жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты – возводятся только из дерева вплоть до наших дней.

Сохранившиеся произведения деревянного зодчества демонстрируют и высокий уровень развития отдельных видов народного искусства – резьбы и росписи по дереву, художественной ковки. Орнаментальное оформление наличников, причелин, лобовых досок не только радовало глаз, но имело символическое значение, выполняло апотропейную (защитную) функцию.

Архитектурные сооружения, будучи естественными и необходимыми для жизни, одновременно выражали народные представления о миропорядке и красоте. В процессе знакомства с памятниками деревянного зодчества вы столкнетесь с вопросами:

· в чем состоят характерные конструктивные и художественные черты памятников деревянного зодчества севера и юга России?

· Какие факторы оказали влияние на формирование декоративных особенностей деревянной архитектуры?

· Каким образом традиции русского деревянного зодчества находят воплощение в современном мире?

 


II. Деревянное зодчество: знаковый памятник

 

Перед вами представлен наличник светелочного окна с глухой резьбой (т.н. поволжской резьбой). Он был создан для декора крестьянского дома в Нижегородской губернии в XIX веке. В настоящее время представлен на экспозиции народного искусства в Государственном Русском музее.


 

1. Внимательно рассмотрите изображение наличника на стр. 110 и опишите его внешний вид. Предположите, как мог выглядеть дом, светелку которого украшал этот наличник. Свое мнение аргументируйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Обратите внимание на конструктивные особенности наличника на стр. 110 и представленного справа. В чем они заключаются? Как вы думаете, с чем может быть связано именно такое «построение» наличника? Свой ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Образы каких существ использовал народный мастер в декоре наличников? Как вы думаете, какие функции выполняют, что символизируют их изображения в народном искусстве?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Творческий конструктор


1. Рассмотрите изображения произведений деревянного зодчества, представленные на стр. 118. Анализируя художественно-стилистические особенности предметов, распределите их в две группы. По каким признакам вы осуществили группировку? Свое мнение обоснуйте.

1 группа __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Самостоятельно дополните каждую группу из задания № 1 одним предметом, который соответствует выделенным вами признакам. Поместите их изображения (рисунок, фото, ксерокопия) в поля ниже.

1 группа 2 группа
   

 

2. Опираясь на визуальный ряд творческого конструктора, попробуйте с помощью эпитетов охарактеризовать русскую традиционную архитектуру. Постарайтесь использовать не повторяющиеся прилагательные; слова, эмоционально выразительные, передающие ваше впечатление от увиденного.

Русская традиционная архитектура _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Конструктивные особенности и внешний вид жилых деревянных построек обуславливали их названия – «изба со связью», «брус», «кошель» и т.д. Рассмотрите представленные изображения и обоснуйте, показав на рисунках, почему подобные типы жилища получили такие названия.

 

Дом «глаголем» Дом-пятистенок
   
Дом «кошелем» Изба-двойня
       

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. С домом, его возведением связаны многие пословицы и поговорки русского народа. Интерпретируйте содержание некоторых:

Каков строитель – такова и обитель_________________________________

__________________________________________________________________

Дом вести – не лапти плести_______________________________________

__________________________________________________________________

Не красна изба углами, а красна пирогами_____________________________

__________________________________________________________________

Мужик в семье что матица в избе___________________________________

__________________________________________________________________

Изба крепка запором, а дверь – забором_______________________________

__________________________________________________________________

Без троицы дом не строится________________________________________

__________________________________________________________________

В каждой избушке свои погремушки_________________________________

__________________________________________________________________

 

5. Познакомьтесь со статьями художника И.Я. Билибина, опубликованными в начале XX в. (Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех, 1904; Народное творчество русского Севера // Мир искусства, 1904). Какие проблемы народного искусства в них затронуты автором? Какие меры предлагает И.Я. Билибин для сохранения памятников деревянного зодчества? Актуальны ли выделенные художником проблемы для современного состояния традиционной архитектуры? Обоснуйте свое мнение, подкрепите его цитатами в случае необходимости.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

6. Мотивы деревянного зодчества часто становятся источниками идей для оформления современных интерьеров. Рассмотрите представленные иллюстрации и пронумеруйте их в соответствие с рейтингом, оценивая, прежде всего, художественные достоинства изделий, оригинальность решения, соответствие стилистике традиционной архитектуры. Прокомментируйте свой выбор.

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь терминов

 

Изба От древнерусского истъба – теплое помещение, традиционное срубное жилище у народов Восточной Европы и Сибири. Одним из главных различительных признаков северо-, центрально- и южнорусского типов изб является уровень постройки над землей (чем дальше к северу, тем выше). Характерная особенность избы – включение всех деталей интерьера (лавок, полок, полатей, красного угла) в конструкцию сруба («неподвижный наряд»). Планировка интерьера зависела от расположения печи, занимавшей до четверти внутреннего пространства избы. В зависимости от особенностей конструкции, выделяют избу-четырехстенок, -пятистенок, -шестистенок.
Курицы Элемент самцовой крыши. Еловые брусья, естественно загнутые корневища ели, поддерживающие потоки, или водопуски, т. е. водосточные желоба, в которые упирались концы тесин крыши. Название получили из-за характерного декоративного оформления, напоминающего головки птиц.
Курная изба («Чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному, т.к. печь в не имела дымохода. Во время топки печи, дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая бревна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.
Лемех Деревянная черепица из тонкого осинового тёса, использовавшаяся для покрытия крыш изб, а также глав, кокошников, шатров в храмовых постройках. Для изготовления лемеха узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.
Матица Потолочная балка или бревно, являющаяся перекрытием и основой для крыши стропильной системы. Располагалась перпендикулярно оси «вход-красный угол». Проекция матицы на пол являлась своего рода границей между внешней и внутренней частями дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев. Стол в доме обычно стоял перпендикулярно матице, за исключением случаев прощания с покойником (поминок), когда стол разворачивали и ставили вдоль матицы.
Охлупень Выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию самцовой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся коником (украшением, имевшим форму водоплавающей птицы или коня). Коник являлся обережным символом; в народе говорили: «Конь на крыше – в избе тише».
Поветь Нежилая пристройка к деревенскому дому в северных районах сзади над хлевом, для хранения корма, земледельческих орудий, дровней, телег и других хозяйственных принадлежностей. Поветь находится достаточно высоко над землей, обычно на поветь ведут двухстворчатые ворота.
Подклет (подызбица) Нижняя неотапливаемая часть сруба. Наличие подклета было характерно для домов северных районов, где его высота могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище от излишней влаги и снежных заносов, от холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение: хранились припасы, утварь; в зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.
Полотенце Короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Полотенца украшалось солнечными розетками, символизировавшими движение солнца по небосводу, постоянное движение и цикличность жизни.
Причелина Доска, защищающая торцы бревенчатых слег от влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой, основными мотивами которой были сакральные символы – волны, меандры, круги, кресты.
Самцовая крыша Тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.
Самцы Поперечные бревна фасада, на которые укладывались слеги.
Сени Помещение между жилой частью дома и крыльцом; неотапливаемое и нежилое помещение. Конструктивно сени выполнялись в виде каркасной пристройки к срубу.
Слеги Продольные бревна крыши, составляющие основу самцовой крыши. Выносились далеко вперед за переднюю стену, придавая архитектурное своеобразие конструкции.
Сруб Основа деревянного рубленого помещения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы, что предотвращало сруб от быстрого гниения снизу.  

Литература и источники

1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: Наука, 1983. – 188 с.

2. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. – М.: Стройиздат, 1981. – 128 с.

3. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII – XXI вв. Традиции и современность. / Автор-составитель, научный редактор М. А. Некрасова. – М.: Союз Дизайн, 2013. – 620 с., ил.

4. Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия / Сост. Шангина И. – СПб.: Искусство-СПб., 2004. – 416 с.

5. Русское деревянное. Взгляд из XXI века. В 2 томах. Том 1. Архитектура XIV – XIX веков. – М.: Кучково поле, 2015. – 304 с.

6. Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции / Сост. А. Бодэ. – М.: Северный паломник, 2000. – 670 с.

7. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. – М.: Сварог и К., 2000. – 498 с., ил.

8. Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – М.: Ленанд, 2015. – 144 с.

9. Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества. – М.: Архитекутра С, 2013. – 464 с.

10. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. – М.: Стройиздат, 1982. – 168 с.

11. Энциклопедия интерьера и экстерьера русского дома // Семенково: Архитектурно-этнографический музей Вологодской области. – URL: http://me.semenkovo.ru/3d-tury

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...