Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс становления личной власти Сталина




Борьба за власть среди партийных олигархов во второй половине 20-х – начале 30-х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией («новая оппозиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон в ВКП(б), попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде), последовательно устранив с политической арены Каменева, Зиновьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова и Томского, Сталин к середине 30-х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает диктаторскую форму правления.

Признаки абсолютной власти Сталина:

1) Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и государственные решения, которые затем лишь оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК, Советских органов и в законодательные акты. Т.е. Сталин – первая инстанция, а последующие инстанции лишь штампуют его решения.

2) Сталин формирует преданный ему партийный аппарат. Партийные руководители всех рангов назначаются сверху вниз, хотя и создаётся видимость их выборности.

3) Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б), Сталин использует такой важный рычаг власти как право номенклатурного подбора кадров на все важнейшие государственные и хозяйственные посты. Он лично осуществляет формирование правительства и руководит его деятельностью. С 6 мая 1941 года он становится Председателем Совнаркома СССР. Происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Становится нормой принятие совместных партийно-государственных постановлений, руководители партии одновременно занимают ответственные государственные посты.

4) В руках Сталина была сосредоточена и информационная (идеологическая) власть. Сталин был главным идеологом партии. Любое его выступление, а порой даже фрагментарная фраза немедленно подхватывались средствами массовой информации и тиражировались миллионными экземплярами.

5) Сталин осуществляет непосредственное руководство вооружёнными силами. В годы Великой Отечественной войны он становится Наркомом обороны СССР.

Важнейшей опорой диктатора становятся правоохранительные органы. В этих целях в начале 30-х годов проводится их реорганизация. В значительной мере они утрачивают правоохранительную природу, на первый план выдвигается карательная направленность в их деятельности. В 1932 году было образовано Главное управление милиции при ОГПУ. Тем самым органы общественного порядка были включены в систему органов государственной безопасности. С 1931 года по июнь 1941 года численность милиции увеличилась почти втрое.

 

 

Трудовое право 1936 – 1940.

Трудовое право. Конституция 1936 г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращалась выплата пособий по безработице. 23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий основные кадры рабочих -членов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Трудовое право тех лет усиливало поощрение добросовестных работников (особенно проявивших трудовую доблесть) и ужесточало нажим на лодырей, прогульщиков и разгильдяев. Так, были введены разные нормы страхового обеспечения по болезни в зависимости от стажа работы на данном предприятии. В 1932-1934 гг. были приняты более суровые дисциплинарные уставы железнодорожного и водного транспорта, связи, гражданского воздушного флота и т.д. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда (был утвержден список таких профессий, для которых сохранялся 6- или даже 4-часовой рабочий день). Предприятия и учреждения были переведены с пятидневной на шестидневную рабочую неделю. В условиях нарастания военной опасности 26 июля 1940 г. было запрещено самовольное увольнение рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Администрация была обязана передавать дела о прогулах и самовольном оставлении работы в суд. С октября 1940 г. наркомам СССР было предоставлено право переводить ИТР и квалифицированных рабочих с одних предприятий на другие независимо от их территориального расположения. После ликвидации безработицы и в связи с коллективизацией прекратился стихийный приток рабочей силы в город. Предприятия стали испытывать острый недостаток в кадрах. Так, в 1937 г. промышленность, строительство и транспорт недополучили свыше 1,2 млн. рабочих, в 1938 г. - 1,3 млн. и в 1939 г. - более 1,5 млн. рабочих. 2 октября 1940 г. был принят Указ “О государственных трудовых резервах” - о плановой подготовке кадров в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Государственные трудовые резервы находились в распоряжении Правительства СССР и не могли использоваться ведомствами без его разрешения.

Судебная реформа 1922г.

Положение о судоустройстве РСФСР (31 октября 1922 г.) Была создана единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Опыт проведения судебной реформы в РСФСР был использован другими советскими республиками. Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены “Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик”, согласно которым на территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках-главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики. Прокуратура. Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением совет ских законов-прокуратуру. Вопрос о ее создании был поднят на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 г. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, главной задачей которого был общий надзор за законностью. Критики во ВЦИКе выступали против централизации и независимости прокуратуры от местных Советов, за двойное подчинение прокуроров- губисполкомам на местах и в центре -прокурору республики. Предлагалось также ограничить деятельность прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России. 25 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ПТУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Прокуроры губерний и областей и их помощники назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губернии и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР. Опыт РСФСР использовали другие республики. При образовании СССР союзной прокуратуры не учреждалось. Только при Верховном Суде СССР состояли прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель, назначаемые Президиумом ЦИК СССР. А двокатура. 26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после Октября 1917 г. возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполкома представлял отдел юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией адвокатов избираемый на общем собрании президиум. В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты.

 

Конституция 1936.

5 дек 1936 года 7 чрезвыч съездом сов ссср была утвержден нов консьтит ссср. Полит основой ссср явл советы деп труд, эконом-соц сист хоз-ва и соц соб-ть на оруд и ср-ва произ-ва. Консти ссср 1936 года преобраз советы раб, крест и красноарм депутатов в сов депут труд. Провозгл, что констит закреп победу в ссср соц обществен отношен и созд таких основ соц, как ликвид эксплуат классов, господство соц классов – раб, крест и нар интеллег, нал всеобщ избир права..По своему сод конст 2936 года шире чем 1924. В ней появ новые главы: об общ устрой-ве, о мест орг гос власти, о суде и прок-ре, об основн правах и об-тях гражд, об избир сист. Данная конст со всеми измене и доп действов до прин конст ссср 1977 года. Конст сост из 13 глав, включ 146 статей. ГЛ 1 рассм вопросы общ устр-ва. В ней отраж налич в об-ве друж классов раб и крестьян. Гос рук-во общ осущ раб класс как перед класс. В гл 2 отраж принц сов соц федерал, добров объедин равнопр сов союз рес-к, расп компет союза и союз р-к, опред переч вопр, относ искл к компет ссср, закр суверен республик. В ГЛ 3-8 рассм орг, сист, пор деят-ти высш орг власти и управл ссср и союз республик, высш орг власти автон р-к,мест орг власти. Высш орг власти в сср был ВССССР, избир на 4 гола, сост из двух палат: сов союза и сов национальностей. ВССССР избир презид верх сов ссср и правит ссср-совнарком. Высш орг власти в период м/у сессиями явл презид. СНК явл высш исполн орг. Аналог высш орг власти и управл ссср формир сист орг власти и управл союзн и автон рес-к. Орг гос власти в краях… были сов деп трудящ, кот избир гражд ссср на 2 года. Гл 9 конст была посвящ избират сист ссср. Закрепл всеобщ. Равное и прям избир право при тайн голосов стар 18 лет, кажд имел один голос. Женщ польз прав наравне с мужчинами. В 10 гл рассм основн демократ прсва и своб граждан ссср: право на труд, отдых, пенсии, образов, печати, тайна переписки…В констит были закрепл об-ти граэждан: собл конст, исполн законы, блюсти дисц, беречь общ соб-ть.В 11 главе закрепл принц орг и деят-ти судов и прок-ры: прис засед везде, незав судей, право на защ, открытость заседания, язык, переводчик. Высш надзор возлаг на орг прокуратуры ссср. Гл 12 была посвящ гос символам. В гл13 устан порядок изменен констит ссср. Она могла быть изменен только по реш ВССССР 2/3 в кажд палате.

 

 

Конституция 1924.

Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных республик. В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.). Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП(б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление “О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик”. В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съездами Советов союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. В Конституции СССР 1924 г. нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство. Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей: Союзный Совет избирался съездом Советов СССР. Совет Национальностей утверждался съездом Советов СССР. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров.. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти. Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. С созданием СССР Государственное политическое управление (ГПУ) приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР. В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью “осуществление коммунизма”, а о других странах ничего уже не говорилось.

Колхозное право 1936 – 1940.

Колхозное и земельное право решали задачи укрепления колхозов и их правового статуса. Первый этап коллективизации, на основе “Примерного устава сельскохозяйственной артели” (разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден Президиумом ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г.), привел к тяжелейшим последствиям. В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обсудил и принял новый “Примерный устав”. На его основе колхозы должны были выработать, обсудить и утвердить на общем собрании в присутствии не менее 2/3 членов артели свой устав. Примерный устав 1935 г. в разделе “О земле” отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га. Раздел “О средствах производства” определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот). Раздел “О членстве” устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав, -за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1938 г. запретило проведение “чисток” колхозов под каким бы то ни было предлогом. Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням. Раздел “Организация, оплата и дисциплина труда” устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только агрономы, инженеры и т.д. Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины. Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, правовое положение колхозного двора. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) “О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания”. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. обмер всех приусадебных участков и изъять все излишки, присоединив их к землям колхозов. Постановление также установило, начиная с 1939 г., обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100, в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника. Начиная с 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись не с плана посевов, а с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами, а поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами. С 1941 г. велись попытки преодолеть “уравниловку” в оплате труда колхозников введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.

Трудовое право 1952 – 1958.

 

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам. С 1958 г. увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20). Для низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались. В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление "Об Уставе сельскохозяйственной артели". Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней. Вводились ежемесячное финансирование колхозников и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...