Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и свободы граждан. Принципы социального государства

Вопрос № 67. Веймарская Конституция 1919 г. в Германии. Государственно - политическая эволюция Веймарской республики (1919-1933 гг.)

пр Веймарская Конституция 1919 г. в Германии. Государственно - политическая эволюция Веймарской республики (1919-1933 гг.)

Падение монархии

Первая мировая война закончилась в ноябре 1918 г. поражением Германии. Поражение Германии привело к падению общегерманской монархии. Германское правительство в октябре 1918 г., осознав полную неспособность дальнейшего военного сопротивления, пыталось вступить в переговоры с победителями, в особенности с США, об условиях перемирия. Победители же ультимативно требовали устранения авторитарной монархии и отказывались вести мирные переговоры с императором Вильгельмом II и его правительством.

В декабре 1918 г. левое крыло германской социал-демократии провозгласило создание Коммунистической партии Германии. Она поставила своей целью насильственное свержение существующего строя и установление советской республики по образцу Советской России. В январе 1919 г. коммунисты попытались вооружённым путём захватить власть в Берлине, но были разбиты правительственными войсками. Умеренные социал-демократы не желали уступать власть радикальным коммунистам. Благодаря союзу умеренных социал-демократов и военных Германия избежала установления советской республики, как это произошло в России в октябре 1917 г.

 

Национальное Учредительное собрание. Принятие Веймарской конституции 1919 г.

В январе 1919 г. немцы всеобщим голосованием избрали Национальное учредительное собрание. Руководящая роль в нём принадлежала социал-демократам. Собрание заседало в небольшом городе Вéймаре, чтобы на него не оказывали политического давления радикальные силы. В феврале 1919 г. собрание избрало президентом Германской республики социал-демократа Фрица Э’берта. Одновременно возникло коалиционное правительство, в котором преобладали социал-демократы.

В июле 1919 г. Национальное собрание приняло новую конституцию. Она получила название Веймарской по месту её принятия.

 

Германский федерализм

 

Конституция объявляла государство республикой, но сохраняло при этом прежнее название - Германская империя (рейх). Удержание этого наименования являлось данью немецкой исторической традиции. Оно указывало на связь с национальным объединительным движением 1848-1849 гг., когда название «Германская империя» устанавливалось во Франкфуртской конституции 1849 г. Оно подчёркивало правовую преемственность с кáйзеровской империей 1871-1918 гг., законы которой, за исключением противоречащих новому строю, оставались в силе.

Новая империя унаследовала от прежней её федеративное устройство. Субъекты германской федерации именовались не союзными государствами, как по конституции 1871 г., а землями. В результате укрупнения число земель составило восемнадцать. Земли обязывались иметь однородную форму правления: республиканские конституции, всеобщее избирательное право, однопалатные законодательные собрания - ландтáги, пользующиеся доверием ландтага правительства.

 

Рейхсрат (имперский совет)

Органом представительства земель являлся рейхстрáт - имперский совет. Он заменил прежний бундесрáт - союзный совет и формировался из делегатов от правительств земель. При этом сохранялось исторически сложившееся неравное представительство земель в соответствии с численностью населения. Рейхсрат, представлявший отдельные земли, играл второстепенную роль.

Полномочия рейхсрата сократились по сравнению с полномочиями бывшего бундесрата. Он обладал правом отлагательного вето на законы, принятые рейхстагом, предварительно рассматривал правительственные законопроекты. Рейхстрат имел право опротестовывать любой закон, принятый рейхстагом. Закон далее обсуждался вторично рейхстагом. Протест мог быть отвергнут рейхстагом, если он при повторном голосовании принимал законопроект квалифицированным большинством в две трети голосов. Однако президент империи мог поддержать рейхсрат и распорядиться о проведении референдума по поводу спорного законопроекта. Кроме этого отлагательного вето рейхсрат имел право одобрения каждого законопроекта, вносимого в рейхстаг имперским правительством.

 

Президент и правительство

 

Главой государства являлся президент, который заменил императора. Он избирался всеобщим голосованием всех мужчин и женщин, достигших 20-летнего возраста, на семь лет с неограниченным правом переизбрания на новый срок. Президент мог находиться у власти 14, 21 и бóльшее количество лет. Рейхстаг двумя третями голосов мог поставить на референдум, народное голосование вопрос о досрочном смещении президента. Отклонение народным голосованием предложения рейхстага о смещении президента считалось по конституции его переизбранием и влекло за собой роспуск рейхстага. В случае смерти или отставки президента его полномочия осуществлял канцлер.

Президент обладал обширными полномочиями: назначение и смещение канцлера и министров, назначение и смещение имперских должностных лиц, офицеров, высших судей, представление империи в международных делах, заключение международных договоров, особо важные из которых утверждал рейхстаг, командование вооружёнными силами, право помилования, право «имперской экзекуции», право досрочного роспуска рейхстага по собственному усмотрению с назначением новых выборов.

Президент назначал правительство республики, состоящее из рейхскáнцлера (так в Германии именовался премьер-министр) и министров. Оно несло ответственность перед рейхстагом. При выражении рейхстагом недоверия правительству или министру они обязывались уйти в отставку.

 

Рейхстаг

 

Законодательная власть в основном принадлежала рейхстагу. Он избирался на четыре года всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Депутаты избирались по пропорциональной избирательной системе. Германия разделялась на избирательные округа. В них избиратели голосовали не за каждого отдельного кандидата в депутаты, а за партии, выступавшие со списками своих кандидатов. Конституция допускала возможность совмещения депутатских обязанностей с государственной службой, то есть депутаты могли быть министрами.

Рейхстаг обсуждал и принимал законопроекты, предлагаемые правительством или депутатами, утверждал бюджет и осуществлял контроль за управлением. Правительство в целом и отдельные министры должны были пользоваться доверием рейхстага. Рейхстаг имел право учреждать постоянные комиссии по контролю за правительством и правом требовать от президента отмены чрезвычайного положения. Он утверждал международные договоры, заключённые президентом, объявлял войну. Конституция могла быть изменена рейхстагом квалифицированным большинством в две трети голосов при наличии в заседании двух третей депутатов.

 

Права и свободы граждан. Принципы социального государства

 

Конституция содержала большой раздел - девяносто статей, регулирующий «основные права и обязанности немцев». Она впервые сформулировала принцип социального государства. Она признавала право всех на «достойное человека существование»: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости, имея целью гарантировать для всех достойное человека существование. В этих пределах надлежит обеспечить хозяйственную свободу отдельной личности. Законное принуждение допустимо только для осуществления прав, которым грозит опасность, или ради высших требований общего блага» (ст. 151). «Каждый немец нравственно обязан, без ущерба для своей личной свободы, применять свои умственные и физические силы так, как этого требует благо общества» (ст. 163).

Конституция устанавливала, что «обработка и использование почвы есть обязанность землевладельца в отношении к обществу». При этом государство наделялось правом принудительного отчуждения земли «для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки».

Конституция предусматривала создание рабочих советов: «рабочие и служащие призваны, на равных правах, совместно с предпринимателями, участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил… Рабочие и служащие получают право для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных областей и рабочего совета империи» (ст. 165). Совместно с органами предпринимателей рабочие советы образовывали Имперский экономический совет. Он имел право вносить в рейхстаг законопроекты социального и хозяйственного значения и давать заключения на такие законопроекты правительства.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...