Политические права и гей-движение
Гей-движение как таковое, т.е. организации, борющиеся за признание прав геев и лесбиянок, в России представлено несколькими разрозненными группами в разных регионах страны, в основном, финансируемыми иностранными (в первую очередь, шведскими) фондами. Какой-либо общероссийской активности, будь то политические кампании, агитация и привлечение сторонников, сбор средств в поддержку либо массовые акции, в последние годы не проводилось. Систематической работы по документированию нарушений прав геев и лесбиянок и защите их в судебном или административном порядке не ведется. Задачу просвещения населения и создания виртуального сообщества геев и лесбиянок вполне успешно решает сайт Gay.Ru в рамках пространства Интернет. Закон не запрещает создание ассоциаций геев и лесбиянок, однако, на практике власти сделают все возможное, чтобы отказать такой группе в регистрации. Например, когда в августе 1995 г. 27 местных организаций формально создали общенациональную ассоциацию лесбиянок, геев и бисексуалов "Треугольник", московские власти незаконно отказали ей в официальной регистрации, ссылаясь на то, что ее создание якобы "противоречит общественным нормам нравственности". В течение 1999-2000 гг. сайт Gay.Ru дважды пытался зарегистрировать в Московском управлении Министерства юстиции РФ учредительные документы общественного фонда геев и лесбиянок, однако оба раза ему было отказано по формальным основаниям. С политической точки зрения, факт принадлежности к гей-организациям или позитивного отношения к геям и лесбиянкам используется для дискредитации противника в избирательной кампании. Так, в начале 2000 года этот прием был использован против демократического кандидата Григория Явлинского при поддержке государственного телевидения.
Средства массовой информации Российские средства массовой информации, в основном, публикуют материалы о гомосексуальности сенсационного характера и (или) дурного вкуса. В освещении проблем геев и лесбиянок отсутствует взвешенность и объективность. Создаваемые СМИ образы геев и лесбиянок характеризуются стереотипизацией черт и карикатурностью. Освещение зарубежных гей-новостей целиком определяется субъективной позицией авторов статей. По-прежнему отсутствуют серьезные дискуссии и обсуждение проблем геев и лесбиянок, однако, отрадно отметить, что тема гомосексуальности не вызывает столь истерической реакции у СМИ, как это было в начале 90-х годов. Категорически негативное отношение к гомосексуалам и гомосексуальности проповедуют коммунистические, национал-патриотические и религиозные издания. В начале 90-х годов издавалось несколько гей-журналов ("Арго", "1/10", "Гей-славяне" и др.) и одна газета ("Тема"), однако, к концу десятилетия все они закрылись, в основном, по финансовым соображениям. В настоящее время специфически геевско-лесбийских средств массовой информации не существует, однако ряд изданий (например, "Птюч", "ОМ") регулярно публикуют материалы на тему гомосексуальности. Информационный вакуум отчасти восполняется через Интернет, огромную работу в этом отношении проводит ежедневно обновляемый информационный сервер российских геев, лесбиянок и бисексуалов Gay.Ru. Религия и гомосексуальность Русская Православная Церковь занимает резко негативную позицию по отношению к гомосексуальности, которая была подтверждена и распространена для всеобщего сведения в официальном документе, озаглавленном "Основы социальной концепции Русской Православной церкви". Документ был принят Архиерейским собором в августе 2000 года. В нем, в частности, говорится: "(церковь) считает гомосексуальность греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека". И далее: "Церковь... решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания". Кроме того, РПЦ рекомендовала не допускать лица, "пропагандирующие гомосексуальный образ жизни", к преподавательской и воспитательной работе, а также на начальственные должности в армии и исправительных учреждениях. Вместе с тем, в конце 90-х годов в РПЦ разразился ряд крупных скандалов, связанных с обвинениями высокопоставленных иерархов церкви в гомосексуальности и совращении несовершеннолетних (например, епископ Никон в Екатеринбурге).
Не менее негативно отношение к гомосексуалам и в преимущественно мусульманских регионах Российской Федерации. В конце 90-х годов Аслан Масхадов ввел в Чеченской республике применение "закона Шариата", в соответствии с которым гомосексуальный акт карался побиванием камнями до смерти. Заключение Прекращение уголовного преследования гомосексуализма однозначно положительно сказалось на положении российских геев и лесбиянок, позволило им стать "видимыми" в обществе. С одной стороны, их "заметность" спровоцировала ответную реакцию неприятия и гомофобии ("раньше не было никаких голубых, а теперь вон сколько развелось!"), но с другой стороны, российское общество постепенно привыкает к их существованию. К сожалению, средства массовой информации мало или практически ничего не делают для того, чтобы изменить негативные стереотипы восприятия и развеять традиционно-картикатурные образы "изнеженных манерных геев" и "грубых маскулинных лесбиянок". Равным образом и сами российские геи и лесбиянки не ощущают необходимости социального объединения и политической активности для борьбы с дискриминацией и создания собственного позитивного образа.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|