Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Поведение потребителя




 

1 В прошлом году наблюдалось появление большого количества людей в одежде бирюзового цвета. Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________».

- присоединения к большинству

 

2 Нумизмат, приобретая новую монету в свою коллекцию, получает _____________ предельную полезность.

- б о льшую

 

3 Создание собственного стиля, абсолютно непохожего на других, в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________».

- сноба

 

4 Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях позволяет пользователям сотовой связи увеличить общее время разговоров. Это пример проявления эффекта …

- дохода

 

5 На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:

 


Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …

- больше и товара X, и товара Y

 

 

6 На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:

Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …

- меньше и товара X, и товара Y

 

7 Покупка бизнесменом дорогостоящего мобильного телефона элитной марки в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________».

- Веблена (демонстративного поведения)

 

8 Два студента решили на спор съесть 50 эклеров. Предельная полезность последнего эклера будет …

- отрицательной

 

9 По сравнению с имеющейся сумкой для ноутбука предельная полезность дополнительной сумки, подходящей к цветовой гамме осеннего гардероба, будет …

- меньше

 

10 Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях привело к уменьшению общего объема высылаемых sms-сообщений. Это пример проявления эффекта …

- замещения

 

11 Изменение наклона бюджетной линии при неизменности карты кривых безразличия приведет к …

- смещению точки равновесия потребителя

 

12 Повышение цен на горюче-смазочные материалы на мировом рынке на фоне глобального экономического кризиса, подтверждая эффект замены, привело к …

- увеличению количества электромобилей, автомобилей с гибридным двигателем, велосипедов

 

 

Тема: Внешние эффекты и общественные блага

 

1 Человек, чьи соседи осуществляют капитальный ремонт своей квартиры, является получателем …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

 

2 Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является …

- снижение налоговых ставок для безотходных производств

 

3 Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

 

4 Производство экологически безопасных моющих средств можно увеличить за счет использования следующего экономического инструмента: …

- снижения налогового бремени для их производителей

 

5 Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования направлено на решение проблемы …

- отрицательного внешнего эффекта производства

 

6 Примером общественного блага может служить …

- освещение улиц города

 

7 В отношении такого отрицательного как выброс загрязняющих веществ в атмосферу в качестве меры снижения их объема следует ввести …

- корректирующий налог

 

8 Общественным благом является …

- создание системы национальных парков

 

9 При помощи корректирующих налогов (налогов Пигу) решается проблема …

- отрицательных внешних эффектов

 

10 Введение энергетических экологических налогов на горюче-смазочные материалы и тару для их хранения позволяет решить проблему …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

 

11 В результате строительства соседнего дома дорога к Вашему дому стала непригодной для эксплуатации. Эта ситуация является примером проявления …

- отрицательного внешнего эффекта производства

 

12 Человек, проживающий недалеко от аэропорта, от гула взлетающих самолетов получает …

- отрицательный внешний эффект производства

 

 

Тема: Рынок

 

1 К субъектам рынка капитала не относят

- наемного рабочего завода

 

2 Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 900 000 руб., годовая ставка банковского процента 5%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.

- 45 000

 

3 Если величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб., годовая ставка банковского процента 8%, то минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласится продать его, составит _____ тыс. руб.

- 625

 

4 Себестоимость 1 тонны зерна, выращиваемого на первом участке, составляет 4 200 руб., на втором участке – 4 800 руб., на третьем участке – 5 000 руб. Оптовая цена 1 тонны зерна – 5 200 руб. Дифференциальная рента, получаемая на втором участке, при урожае 50 тонн равна _____ тыс. руб.

- 20

 

5 К оборотному капиталу относят …

- малоценные инструменты

 

6 Установление государством минимального размера оплаты труда (МРОТ), превышающего равновесное значение оплаты труда, приведет к …

- росту предложения труда и снижению спроса на труд

 

7 Дневная заработная плата работника равна 580 руб. Продолжительность его рабочего дня – 8 ч. Если рабочий день увеличится до 12 ч., а повременная заработная плата – до 1140 руб. в день, то цена одного часа труда работника ___ руб.

- повысится на 22,5

 

8 К причинам провала рынка не относят

- проблему поиска политической ренты

 

9 Водоснабжение в городах является ____________ рынком.

- монопольным

 

10 Значительное превышение спроса над предложением характерно для рынка …

- продавцов

 

11 Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 1 250 тыс. руб., годовая ставка банковского процента 8%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.

- 100 000

 

12 Доход инвестора не зависит от …

- цены на рынке услуг капитала

 

13 Строительство нового животноводческого комплекса ___________ в регионе.

- вызовет рост спроса на труд

 

14 Реальная заработная плата в стране повысилась на 2%, номинальная выросла на 16 ден. ед. при уровне заработной платы на начало периода, равном 250 ден. ед. Индекс цен в стране за указанный период времени составил …

- 1,04

 

15 Отток рабочей силы в регионы с более высоким уровнем зарплаты при сохранении спроса на труд на том же уровне вызовет …

- сокращение предложения и увеличение равновесной заработной платы

 

16 Рынок носителей труда в современной России является …

- нелегальным

 

17 Основным источником «фиаско» рынка труда является …

- асимметрия информации

 

18 Минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласился продать его, составила 900 тыс. руб. При ежегодном рентном доходе 45 тыс. руб. годовая ставка банковского процента равна …

- 5%

 

19 На рынке изделий из хрусталя спрос на труд описывается уравнением вида, а предложение труда – уравнением вида, где W – дневная заработная плата. Если рынок находится в равновесии, то заработная плата на данном рынке установится на уровне ______ ден. ед. и на работу будет принято _____ чел.

- 35... 245

 

 

20 Способность капитальных благ приносить в будущем доход сопряжена с …

- затратами в настоящем

 

21 Ценой капитального блага является …

- стоимость передачи всех прав на использование данного блага

 

22 Продолжительность рабочего дня равна 8 ч. при повременной заработной плате, равной 850 руб. Норма выработки составляет 25 изделий. Расценка за одно изделие при переводе работника с повременной на сдельную оплату труда составит ____ руб.

- 34

 

23 Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб. Годовая ставка банковского процента 2,5%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

- 2 000

 

24 Себестоимость 1 тонны свеклы, выращиваемой на первом участке, составляет 12 000 руб., на втором участке – 14 000 руб., на третьем участке – 15 000 руб. Оптовая цена 1 тонны свеклы – 15 000 руб. Дифференциальная рента, получаемая на третьем участке, при урожае 30 тонн равна _____ тыс. руб.

- 0

 

25 К объектам рынка капитала не относят

- земельный участок

 

26 Кризис привел к сокращению объемов производства на многих предприятиях региона. Это приведет к …

- снижению спроса на труд и снижению заработной платы

 

27 К особенностям рынка капитала относят …

- наличие временного лага в получении дохода

 

28 Рынок продуктов питания в конкретном субъекте федерации относится к …

- региональным

 

29 Себестоимость 1 тонны капусты, выращиваемой на первом участке, составляет 15 000 руб., на втором участке – 18 000 руб., на третьем участке – 13 800 руб. Оптовая цена 1 тонны капусты – 22 000 руб. Дифференциальная рента, получаемая на втором участке, при урожае 80 тонн равна _____ тыс. руб.

- 320

 

30 Уровень оплаты труда за год вырос на 45 ден. ед. при первоначальном значении, равном 400 ден. ед. Индекс цен за тот же период составил 1,15. Снижение реального уровня заработной платы составило ___ %.

- 3,25

 

31 Если величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 60 000 руб., годовая ставка банковского процента 10%, то минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласится продать его, составит ______ тыс. руб.

- 600

 

32 Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 72 000 руб. Годовая ставка банковского процента 10%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

- 720

 

33 Рынок наркотиков в РФ можно отнести к рынку …

- нелегальному

 

34 К физическому капиталу как фактору производства можно отнести …

- рабочий скот

 

1) Обзор экономических школ.

Меркантилизм. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Производилось удержание денег в стране. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы будут заинтересованы в их обмене. Ранние меркантилисты считали целесообразным: 1 Установить максимально высокие цены на экспортируемые товары. 2 Ограничить импорт товаров.3 Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась «система торгового баланса»: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Эту разницу стремились обеспечить, во-первых, за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещении ввоза предметов роскоши, во-вторых (и это было главным), при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешнего рынка, поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоза.

Физиократы. Физиократы выступали с решительной критикой меркантилизма. Они исследовали вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о “чистом продукте”. Утверждали, что «чистый продукт» создается только в земледелии. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается. В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

Классическая школа. Основой экономического учения был принцип свободной конкуренции. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита и включала следующие элементы: – свободное движение рабочей силы; – свободная торговля землей; – отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли; – свобода внешней торговли.

Кейнсианство. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно же классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.

Монетаризм. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Т. о., рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Основополагающим монетаризма является уравнение обмена: MV = PQ, где М - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем производимых услуг.

Маржинализм. Использование предельных (приростных) величин. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. Экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Человек рассматривался как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. Производилось изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени. Восприятие рыночной экономики как равновесной системы. На позднем этапе маржинализм в большей степени дополнился учением классической школы и незаметно трансформировался в неоклассическую школу.

Неоклассическая школа. Уподобление экономической системы объектам исследования механики, т.е. восприятие хозяйства как механизма. Недооценка роли денег и игнорирование влияния их количества на реальные процессы. Идея невозможности общего перепроизводства и пренебрежение макроэкономическими проблемами. Идеология невмешательства государства в экономику. Основами оказались следующие общие черты маржинализма (в узком смысле слова) и неоклассической школы: а) Принцип оптимизации. Этот принцип неразрывно связан с идеей полной рациональности поведения экономических субъектов (учет всех имеющихся выгод и издержек, возможностей и ограничений); б) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы; в) Привнесение субъективизма и психологизма в экономическую теорию.

 

2) Экономическая теория.

Экономическая теория изучает общие экономические законы, определяет направленность развития различных экономических процессов и явлений. Предметом изучения ЭТ является совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства. ЭТ изучает экономические законы, которые реализуются через деятельность человека, модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода.

ЭТ имеет два раздела: микро- и макроэкономика.

Микроэкономика - наука о том, как принимают решения фирмы, как различные экономические агентства взаимодействуют между собой.

Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, о проблемах занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и т.д.

К функциям экономической теории следует отнести: изучение сущности экономических явлений и процессов, выявление общих принципов экономического поведения субъектов и применение этих принципов в будущем, использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов и экономикой страны в целом.

 

 

3) Понятие рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Система рынков сложна и многообразна.

С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

- легальный (официальный);

- нелегальный (теневой) – незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках.

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: 1. По объектам рыночных отношений (товаров и услуг; средств производства; рабочей силы; ссудного капитала; финансов; ценных бумаг); По географическому положению (местный; региональный; национальный; мировой); 3. По проявлению конкуренции (свободный; монополистической конкуренции; олигополический; монопольный); 4. По объему продаж (розничный; оптовый); 5. По механизму регулирования (совершенной конкуренции; несовершенной конкуренции; регулируемый).

Т. о., рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

 

 

4) Товар и его свойства.

Свойства товара: а) потребительная стоимость - свойство товара удовлетворять потребительские потребности. Товаром становятся вещи, изготовленные трудом человека, для других людей - т.е. общественные потребительные стоимости. Товар – это созданная трудом общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на рынке на другой товар. б) меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. Цена – денежное выражение стоимости, выражающее экономические отношения между собственниками товара, которые приравнивают при обмене количество общественного труда, воплощенного в их продуктах.

Товарное производство – такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. При этом, что, как, и для кого производить, решает рынок. Через него устанавливаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, покупатель, при этом, имеет свободу выбора. К причинам возникновения ТП можно отнести: общественное разделение труда, хозяйственное обособление людей на изготовление какого – либо продукта. Чертами товарного хозяйства, при этом, считаются: открытая система экономических отношений (работники производства создают продукты не для себя, а для продажи), общественное разделение труда, косвенные связи между производителем и потребителем.

 

 

5) Ведущие функции рынка. Структура рынка.

Функции рынка: а) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения. б) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом сопоставляются индивидуальные затраты труда с общественно необходимыми. в) экономическое стимулирование эффективности производства. Побуждение производителей к созданию необходимых товаров с минимальными затратами. г) Обеспечение динамической пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, районов и т.д.

Роль рынка в общественном производстве: а) выдавать сигнал производству с помощью обратных связей: что, кому, когда и сколько производить. б) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивая сбалансированность экономики. в) разделять товаропроизводителей в соответствие с эффективностью их работы. г) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства.

Виды рынков: а) неразвитый – отношения носят случайный характер (бартар). б) свободный - неограниченное число участников, свободная конкуренция мобильность факторов производства, неограниченная свобода передвижения капитала, стихийное установление цен, отсутствуют монополия и госрегулирование. в) регулируемый – регулируется рыночным механизмом или государством.

Типы рынков: а) чистая конкуренция. б) монополия. в) олигополия. г) монополистическая конкуренция.

Формы рынков: а)<По объектам> товаров и услуг, рабоч. силы, ценных бумаг, валютный, научно-тех технологий, информации,б)<по субъектам> покупателей, продавцов, гос. учреждений, посредников в)<по географическ. Положению> местный, региональный, национальный, мировой

г)<по уровню насыщения> равновесный, дефицитный, избыточный д)<по степени зрелости> формирующийся, развитый, неразвитый е)<по соответствию действующему законодательству> легальный, не легальный ж)<по отраслям> автомобильный компьютерный, хим. промышленности

з)<по хар-ру продаж> оптовый, розничный и)<учет ассортимента товаров> замкнутый, насыщенный, широкого ассортимента, смешанный.

 

 

6) Собственность.

Собственность – это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения материальных благ и особенную форму присвоения средств производства, основа всей системы отношений. От собственности зависит положение определенных общественных групп, слоев, классов. Формы собственности меняются с изменением способов производства, главным движителем, при этом, является развитие производственных сил. В пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая форма собственности. Переход от одних форм собственности к другим возможен как мирным, так и революционным путем.

Различают юридическую и экономическую стороны понятия «собственность». Экономические отношения выступают в виде совокупности производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Юридические отношения выступают в виде совокупности прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и по использованию ее результатов.

Правовое содержание собственности раскрывается через триаду: владеть, пользоваться, распоряжаться.

Различия юридической и экономической сторон: а) экономическое содержание характеризуется отношениями между людьми по поводу использования факторов производства, юридическое содержание включает правовые отношения между человеком и вещью, с одной стороны, и двумя людьми – с другой. б) уровень экономических отношений собственности обусловлен уровнем развития экономических сил, праовой уровень регламентируется законами. в) экономические отношения являются материальными, юридические – волевыми.

 

 

7) Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, занимающую определенное положение на рынке. -доля рынка.

Монополия – это тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует товар. Это позволяет ему установить цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Степень власти зависит от наличия заменителей товара.

Олигополия – это рынок, на котором доминируют несколько конкурирующих фирм. При этом каждый участник рынка должен тщательно следить за соперниками, планировать ценовую политику и оценивать последствия своих решений. Такой расклад характеризуется: а) затрудненным доступом на рынок (необходим солидный стартовый капитал, для внедрения в отрасль и преодоления конкуренции). б) предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, что определяет единую цену на товар. в) предприятия чистой олигополии производят продукцию одного функционального назначения.

К олигополии также относят и картели – сговоры нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации прибыли.

Монополистическая конкуренция: а) производители выпускают похожие, но различные, с точки зрения покупателей, товары. Товары одного назначения являются близкими заменителями, но отличаются качеством исполнения. б) фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты: чем однороднее продукция, тем сильнее конкуренция. в) объем продаж невелик, т.е. каждая фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. г) вход на рынок достаточно свободен и определен размерами капитала. Трудности связаны с освоением потребителями новых торговых марок. д) каждая фирма является единственным производителем – монополистом.

 

 

8) Двойственная роль монополии. Система антимонопольных мер.

Наличие на рынке монополий имеет свои плюсы и минусы: а+)Продукция отличается высоким качеством, что позволяет сохранять господствующее положение на рынке. б+) монополия воздействует на повышение эффективности производства, поскольку только крупная фирма может позволить себе полномасштабный апгрейд оборудования. в+) крупные масштабы производства позволяют снижать издержки, и в целом, экономить ресурсы (внедрение ресурсосберегающих технологий). г+) монополия играет роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства, и приводящего к увеличению занятости во время кризиса. д-) монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокий уровень цен в слиу своего могучего положения на рынке, что снижает уровень жизни населения. е-) монополиям нет резона апгрейдить продукцию, поскольку конкурентов все равно нема.

Антимонопольное законодательство – пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между монополией и конкуренцией. Основная задача АМЗ не защита интересов отдельных кампаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

 

Основные направления АМЗ: а) охрана и поощрение конкуренции. б) контроль над фирмами с господствующим положением. в) контроль над ценами. г) защита интересов потребителей. д) развитие среднего и малого бизнеса.

 

 

9) Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция - соревнование экономических агентов за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Совершенная конкуренция: а) большое число продавцов, конкурирующих друг с другом. б) однородная стандартная продукция. в) объемы производства и предложения отдельных производителей составляют малую долю общего выпуска – одна фирма не влияет на рыночную цену. г) каждый участник рынка имеет равный доступ к информации. д) свобода входа и выхода.

Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

 

 

10) инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – совокупность организационно правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи. Короче говоря, это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенный функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Функции инфраструктуры: а) облегчение участникам отношений реализации их интересов. б) повышение эффективности работы рыночных субъектов. в) организационное оформление. г) обеспечение форм экономического и юридического контроля.

Основные элементы инфраструктуры: а) Биржи(товарные, фондовые, валютные, сырьевые); б) Аукционы, ярмарки; в) Кредитная система и коммерческие банки; г) Эмиссионная система; д) Гос и негос службы занятости, кадровые агентства; е) Налоговая система; ж) Страховые компании;

з) Торговые палаты

 

 

11) Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Цена.

Предложение - количество товара или услуги, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Закон предложения: с ростом цены предложение растет. Неценовые факторы предложения: а) изменение издержек производства в результате нововведений. б) изменение источников ресурсов, налоговой политики, изменение факторов производства. в) выход на рынок новых фирм. г) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (приводит к уходу фирм с рынка). г) природные катаклизмы и другие ЧП.

 

Спрос – количество товара или услуги, которое будет куплено за определенное время по определенной цене за определенный период. Между спросом и ценой существует обратная связь – закон спроса: чем меньше цена, тем выше спрос. Закон спроса не

действует в трех случаях: а) при ажиотажном спросе. б) для редких и дорогих товаров, являющихся средством вложения денег. в) при переключении спроса на более качественные и дорогие товары.

Состояния спроса: а)Отрицательный спрос; б)Отсутствие спроса; в) Падающий спрос; г) Нерегулярный спрос; д) Полноценный спрос; е) Чрезмерный спрос; ж)Нерациональный спрос

 

Механизм рыночного равновесия: (Взаимосвязь спроса, предложения и цен). Растущая цена (в области дефицита) будет: а) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов. б) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Падающая цена (в области избытка) будет: в) подсказывать фирмам, что необходимо уменьшить количество производимой продукции. г) На рынке появятся новые покупатели.

 

Цена потолка – ограничивает рост цены сверху т.е. это исскуственно заниженная цена.

Цена пола – не позволяет цене снизиться ниже установленного уровня т.е. это исскуственно завышенная цена.

 

 

12) Эластичность спроса и предложения. Факторы ценовой эластичности.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность ценовая эластичность спроса.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или другой величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса.

Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичен. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющем на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

 

 

13) Теории потребительского поведения.

Потребность - это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их положение на рынке.

Теории мативации:

Теория Фрейда: люди не осознают тех реальных психологических сил,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...