Восьмеричный путь спасения.
Философия Древней Индии: особенности, школы и представители. Периоды развития Философии древней Индии. В развитии индийской философии можно выделить следующие периоды: - ведический (15-6 вв. до н. э.); - классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. - X в. н. э.); - послеклассический. Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна.
Философские учения Древней Индии. 1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; 2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.
Развитие индийской философии.
Характерные понятия индийской философии: - сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; - карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности; - мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений; - ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему
Ортодоксальные школы К ортодоксальным школам ведической индийской философии относятся следующие: · Ньяя и вайшешика. Возникли как самостоятельные, впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Основатель Ньяя– Акшапада Готама. · Санкхья Представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом. Основатель – Капила.
· Миманса Учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение. Миманса представляет собой дуалистическое учение. Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело. Сторонники школы миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на такие источники: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается. Основатель –Джаймини.
· Веданта (санскр.- завершение вед) учение, ставшее философской основой индуизма. Космология веданты соответствует идеям Вед (Атман, Брахман…). Интересной составляющей является анализ индивидуальной души, «Я», в частности соотношения реального и иллюзорного мира в учении о 4-х состояниях психики человека (бодрствование; сон со сновидениями; сон без сновидений; «запредельное состояние» - максимальная отрешенность от материального мира).Основатель Бадараяна. Неортодоксальные школы · Локаята. · Джайнизм.
· Будддизм. Время и место зарождения. Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. Основатель буддизма был реальной личностью. Предание гласит, что индийский царевич Будда Сиддхартха Гаутама, родившийся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии, после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, чтобы найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии. Источники вероучения. • Винайя-питака (Виная-питака), • Сутра-питака (Сутта-питака), • Абхидхарма-питака (Абхидхамма-питака). Основы учения. В основе буддийского учения положено три главных компонента:
Основное учение. Восьмеричный путь спасения. 1. правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби; 2. правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм; 3. правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло); 4. правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков; 5. правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий; 6. правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей; 7. правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий; 8. правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
·
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|