Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восьмеричный путь спасения.

Философия Древней Индии: особенности, школы и представители.

Периоды развития Философии древней Индии.

В развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:

- ведический (15-6 вв. до н. э.);

- классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. - X в. н. э.);

- послеклассический.

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна.

 

Философские учения Древней Индии.
Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии - даршаны - на две большие группы:

1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;

2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

 

Развитие индийской философии.
В первых священных книгах Индии - Ведах (с санскр. - знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в XVI в. до н. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады - содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).

 

Характерные понятия индийской философии:

- сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;

- карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;

- мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;

- ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему

 

Ортодоксальные школы

К ортодоксальным школам ведической индийской философии относятся следующие:

· Ньяя и вайшешика.

Возникли как самостоятельные, впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Основатель Ньяя– Акшапада Готама.
Основатель Вайшешика – Канада.

· Санкхья

Представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом. Основатель – Капила.
Школа йога на основе представлений, сформированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. И для того, чтобы достигнуть спасения, сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежала аскеза и медитация. Основатель – Патанджали.

 

· Миманса

Учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение. Миманса представляет собой дуалистическое учение. Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело. Сторонники школы миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на такие источники: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается. Основатель –Джаймини.

· Веданта

(санскр.- завершение вед) учение, ставшее философской основой индуизма. Космология веданты соответствует идеям Вед (Атман, Брахман…). Интересной составляющей является анализ индивидуальной души, «Я», в частности соотношения реального и иллюзорного мира в учении о 4-х состояниях психики человека (бодрствование; сон со сновидениями; сон без сновидений; «запредельное состояние» - максимальная отрешенность от материального мира).Основатель Бадараяна.

Неортодоксальные школы

· Локаята.
В отличие от шести выше описанных даршан, чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. По мнению ее представителей, смысл жизни и мира заключается в счастье и удовольствиях. Эта школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к минимуму и наслаждаться жизнью. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика.

· Джайнизм.
Джайнизм - инд. религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников – «джайнов» (победителей), последние из которых – Паршва (750 г. до н.э.) и Махавира (500г. до н. э.) – являются историческими личностями. Согласно учению джайнистов, совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Джайнизм в настоящее время исповедуют в Индии ок. 3 млн. человек.

· Будддизм.

Время и место зарождения.

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму.
Предание.

Основатель буддизма был реальной личностью. Предание гласит, что индийский царевич Будда Сиддхартха Гаутама, родившийся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии, после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, чтобы найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Источники вероучения.
Трипи́така — свод буддийских священных текстов, созданных в V—III вв. до н. э. вскоре после просветления Будды на Первом Буддийском соборе.
«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела:

• Винайя-питака (Виная-питака),

• Сутра-питака (Сутта-питака),

• Абхидхарма-питака (Абхидхамма-питака).

Основы учения.

В основе буддийского учения положено три главных компонента:
1. Нравственность
2. Мудрость
3. Сосредоточение
Все три компонента должны работать на одном уровне одновременно, дополняя друг друга. Самым главным аспектом является нравственность, так как без нее невозможно отчистить разум человека для достижения необходимого уровня сосредоточения и спокойствия.

Основное учение.
Основным учением в буддизме служит учение о Четырех Благородных Истинах, о страданиях и путях их устранения.
1 истина.
Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
2 истина.
Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
3 истина.
Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
4 истина.
Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения.

1. правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

2. правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

3. правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

4. правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

5. правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

6. правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

7. правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

8. правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

 

 

·

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...