Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость.
Объем и структура учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц по ФГОС, 108 часов. Общая трудоемкость дисциплины
Тематический план для очной формы обучения
Тематический план для заочной формы обучения
Содержание учебной дисциплины
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. Предмет, методология и функции философии права. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Объект и предмет философии права. Общие закономерности философско-правовой мысли. Категории, принципы, связи и отношения философии права. Морально-нравственные и духовные компоненты философии права. Методология философии права. Общенаучные и частнонаучные методы исследования философско-правовой действительности. Метафизика, диалектика, феноменология, синергетика. Основные законы и категории диалектики. Основные функции философии права как научной и учебной дисциплины (онтологическая, гносеологическая, мировоззренческая, легитимизирующая, идеологическая, информационная, организационная, методологическая, аксиологическая, воспитательная). Соотношение философии права и социальной философии. Философия права в системе наук. Место философии права в системе философских и правовых знаний. Философия, теория государства и права, правовая антропология, правовая социология, юридическая психология. Философия права и общая теория права. Место и роль философии права в системе подготовки юристов.
Тема 2. Философия права в системе наук. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Общая характеристика основных функций философии права: онтологической, гносеологической, мировоззренческой методологической, аксиологической, праксиологической, воспитательной. Формы проявления правовой онтологии и постижение правовой реальности.
Смысл права, его ценностное бытие и значение в жизни людей. Поиск истины в правовой действительности и используемые для этого методы. Проявление праксиологической функции в законотворческой, правоприменительной, правоисполнительной деятельности. Характеристика специального философско-правового метода – принципа формального равенства.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Тема 3. Античная философия права. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Древнейшие представления о месте человека в мире, обществе, справедливости, законе и правовых основах общественной организации (страны Древнего Востока). Философско-правовые идеи Античности (семь мудрецов, Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики). Афинская демократия. Ранние греческие философы о человеке, космосе и государстве. Homo politicus (софисты). Идея блага (Сократ). Платон («Государство», «Законы»). Аристотель («Политика»). Эллинистические правовые учения (стоики, киники, эпикурейцы). Цицерон («Об обязанностях», «Тускуланские диспутации»). Римское право («Институции Юстиниана», Сентенции Павла, фрагменты Ульпиана и др.).
Тема 4. Западноевропейская философия права. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Философско-правовые концепции средневековья (глоссаторы и легисты). Августин («О граде Божием»). Рецепция римского права в средневековой Европе. Средневековая юридическая мысль (Болонские юристы, создатели Corpus iuris civilis, глоссаторы и комментаторы, гражданское и каноническое (церковное) право). Абеляр. Ансельм. Фома Аквинский. Философско-правовые идеи эпохи Возрождение и Реформации. Гуманистический антропоцентризм и новая философия права. Человек и его место в мире. Лоренцо Валла. Пико делла Мирандола. Помпонаци. Н. Макиавелли («Государь»): политика и мораль. Гуманистический идеал бесклассового общества в «Утопии» Мора. Этико-социальные воззрения Монтеня («Опыты»). Эразм Роттердамский о человеческой свободе. Религия и право в произведениях Лютера, Кальвина.
Философско-правовые идеи Нового времени: Гроций («О праве войны и мира»); Ф. Бэкон (право и закон, концепция всеобщей справедливости, эмпирический метод); Т. Гоббс («Левиафан»); Локк (о природе закона, разделении властей и естественном праве и др.); Спиноза («Этика»); Монтескье («О духе законов», закон и справедливость, принцип разделения властей); Руссо («Об общественном договоре»); философия права И. Канта («Критика практического разума», «Лекции по этике», рациональность, право, религия и мораль), И.Г. Фихте («Наукоучение», «Назначение человека»), Г.В.Ф. Гегеля («Философия права»); историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта). Р. Иеринг, И. Бентам, Дж. Остин, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Ницше.
Тема 5. Российская философско-правовая мысль. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Религиозно-правовая философия в России (К.А. Неволин, П.Г. Рядкин, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев). Философско-правовые концепции социалистического права. Новое «советское право»: основные направления интерпретаций (П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, М.Ю. Козловский, Д.И. Курский, М.А. Рейснер, И.П. Разумовский, А.Я. Вышинский). Период либерализации общественных отношений: в поисках новых подходов к праву. Право как единство правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский); как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколепко). Современные философско-правовые учения России. Право как всеобщая форма и равная мера свободы индивидов - либертарная философия права (B.C. Нерсесянц, В.А. Четвернин, А.И. Нашинский). Постмодернистическая философия права (Е.А. Честнов). Коммуникативная концепция права (А.В. Поляков).
Тема 6. Философия права ХХ века. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Философия права в XX в. (неокантианство - Гуссерль, Гартман, Шелер, М. Вебер, А. Рейнах, неогегельянство, экзистенциализм, «возрожденное» естественное право, онтология права, аналитическая юриспруденция). Экзистенциальная философия права (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Л. Камю и др.).
Аналитическая юриспруденция. Социологическая юриспруденция. Концепция нормативизма Г. Кельзена (чистое учение о праве). Г. Харт, Ж. Маритен, Р. Марчич, Роулз («Теория справедливости»). Интегративная юриспруденция, теории элит, бюрократии и технократии. Франкфуртская школа (Хабермас, Адорно, Маркузе).
РАЗДЕЛ III. ОНТОЛОГИЯ ПРАВА
Тема 7. Сущность права и законности. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Право как формальное равенство. Право как всеобщая равная мера, т.е. всеобщий равный масштаб и единая для всех норма правовой регуляции. Правовое равенство как всеобщая и необходимая форма совместного бытия людей. Социальное равенство это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства. Заблуждения и ложные представления относительно равенства, смешение его с «уравниловкой». Принцип формального равенства как универсальный правовой принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции. Возникновение и развитие философско-правовых взглядов о правовых характеристиках человека (Гераклит, Платон, Аристотель, Агустин, Гобс, Монтескью, Кант, Маркс, Спиноза). Российская философско-правовая мысль о главных правовых качествах человека (Н.А. Бердяев, Н.Н. Коркунов, Б.Н. Чичерин и др.). Современные подходы к пониманию правовой личности и механизмы ее формирования. Социализация как основная сила превращения человека в правовое существо. Важность правового воспитания.
Тема 8. Право, власть и правопорядок. Право, культура и цивилизация. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Диалектическая взаимосвязь власти, права и воли. Развитие подходов к понятию воли и ее место в реализации власти и права. Власть как бытие воли. Механизм связи власти и права. Власть как воля, реализованная в законах. Проявления власти в принуждении и насилии. Власть, право и политика и их взаимосвязь. Соотношение хаоса и порядка как противоположных явлений в представлении античных мыслителей (Пифагор, Протагор, Платон, Аристотель). Развитие подходов к понятию порядка во взглядах философов эпохи Средневековья (Сенека, Св. Августин) и Нового времени (И. Кант, Г. Гегель). Проблемы соотношения порядка и упорядоченности в трудах русского философа А.А. Богданова. Исследование порядка в XX веке в русле синергетики. Соотношение норм, обычаев, нравов, традиций и порядка. Повседневная реальность, социальный порядок и правопорядок. Культура как социальное явление во всем многообразии аспектов своего проявления. Правовая культура как способ организации и развития жизнедеятельности человека через юридические нормы, как правовое состояние общества. Состав и структура правовой культуры, ее динамизм. Взаимодействие цивилизации культуры в целом, правовой культуры в частности. Правовая культура как критерий цивилизованности общества, его прогресса. Сущее и должное как категории философии права. Сущее как наличное бытие, как правовая реальность, т.е. то, что есть в действительности. Должное как, то, что должно быть, т.е. целеполагаемый результат. Совпадение сущего и должного в работах Гераклита, Платона, А. Аврелия, К. Маркса, В.С. Соловьева. Различие между моральным и правовым должным в работах И. Канта и В.С. Соловьева. Соотношение закона и права.
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ
Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Проблемы общего блага в мировой истории. Взгляды античных мыслителей на эту проблему. Поиски и обоснование общего блага И. Кантом. Рассмотрение проблем блага современными российскими авторами. Общее благо как правовая категория. Естественно-правовая доктрина общего блага. Взгляды сторонников позитивизма на ценность права. Философско-юридический подход к ценности права. Подходы к понятию «равенства» в математических и социальных науках. Понятие правового равенства. Различие формально-правового равенства и фактической уравниловки. Формально-правовое равенство как сущностный принцип права. Раскрытие проблем справедливости Сократом, Аристотелем, И. Кантом, Г. Гегелем. Современные концепции справедливости. Правовое равенство как справедливость.
Тема 10. Право как свобода и ответственность. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Характеристика свободы как многоаспектного явления и ее понятие. Роль свободы в истории развития человечества. Свобода как экзистенция человека, как объективное пространство для саморазвития личности. Право и свобода. Принцип формального равенства субъектов права как форма бытия и выражения их свободы. Люди свободны в меру их равенства, и равны в меру их свободы. Взаимосвязь свободы и ответственности. Виды ответственности. РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Тема 12. Право в системе социальных норм. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).
Связь границ познания правовой реальности с уровнем потребностей и интересов человека, а так же правовой культуры. Специфика познания правовой реальности. Ограниченность нормативистской гносеологии и ее прямая связь с волей, позицией и мнением законодателя. Естественно-правовая гносеология как исторически первая попытка теоретического осмысления объективной природы права, постижение его истины. Методологическая ограниченность естественно-правового подхода. Теория различения и соотношения права и закона как метод познания правовой реальности.
Тема 13. Философско-правовые аспекты взаимоотношений личности, общества и государства. Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19). Понятие общества и его структура. Организационные институты, технологии и принципы участия общества в формировании права. Признаки и виды общественно-значимой практики. Конкретная общественно-значимая практика как материальный источник правообразования и формирования конкретного правового института. Понятие правовой системы общества. Правовая система унитарного и федеративного общества и государства: общее и особенное. Соотношение правовой системы с политической, экономической, социальной, духовно-нравственной системами Основные направления деятельности социально-правового государства, личности и общества в правореализации. Понятие социально-правового качества жизни личности, общества и государства. Влияние права на государство. Предпосылки, условия, причины, гарантии и основные направления эффективного воздействия права на государство. Государственно-правовой режим как нормативная модель деятельности государственного чиновника и государства в целом по управлению социальными практиками и взаимодействию с личностью и обществом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|