Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание профессионально необходимых психологических качеств

Введение

Российское законодательство постоянно меняется, уточняются законы и нормативные акты. Это связано с изменениями, происходящими в нашем обществе и в человеческой культуре в целом. Даже когда законодательные акты противоречат друг другу, юридическую проблему надо решать грамотно.

Российские граждане сталкиваются с необходимостью решения вопросов в различных отраслях права: хозяйственном, трудовом, семейном, финансовом, земельном гражданском, налоговом, уголовном и т.д.

Всесторонне разобраться в правовых проблемах самостоятельно, без юридического образования сложно. Профессионалы-юристы знают методы поиска и работы с юридической информацией, следят за изменениями в законодательстве, специализируются в различных видах юридической деятельности.


Мотивация деятельности в юридической отрасли

 

В связи с необходимостью профессиональной защиты гражданами своих прав и интересов, а также решения правовых вопросов на высоком уровне актуален вопрос изучения эффективности юридической деятельности личности. От грамотного решения правовых вопросов зависит жизнь и судьба как граждан, так и общества, поэтому к профессионально необходимым психологическим качествам юристов общество предъявляет ряд требований.

Объектом исследования является юридическая деятельность личности.

Эффективность деятельности юриста, по мнению И.Н.Сорокотягина, зависит от индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии (следователя, судьи, нотариуса, прокурора и др.).

Работа по каждой юридической специальности включает в себя познавательную, организаторскую, коммуникативную, удостоверительную, воспитательную деятельность, эффективность которой зависит от психологических качеств.

«Профессиональное самоопределение становится необходимым в силу заданной многовариантности возможного отношения к профессиональной деятельности». Несмотря на широкий интерес к теме самоопределения в психологии, определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей. Профессиональное самоопределение связано с мотивацией деятельности, которая, в свою очередь, влияет на эффективность деятельности.

«Мотивация трудовой деятельности выражается в том, какое место занимает трудовая деятельность в жизни и переживаниях человека».

Мотивационные основы - предмет исследования, с помощью которых мы изучаем юридическую деятельность, ее эффективность.

От правильного профессионального самоопределения зависит и успех в деятельности, и развитие индивидуальности. Что мотивирует людей заниматься юридической деятельностью?

Психологическая характеристика профессиональной пригодности юриста составляется с учетом двух критериев: успешного овладения профессией и степени удовлетворения человека своим трудом.

В рамках теории деятельности А.Н.Леонтьев и В.И.Ковалев обосновали необходимость разграничения понятий «общетрудовая мотивация» и «профессиональная мотивация». Первая обусловливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности, вторая определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность.

Изучение мотивации юридической деятельности проводилось на базе Новосибирского юридического института (филиала) ТГУ. В исследовании приняли участие 217 человек в возрасте от 19 до 31 года с 3-го по 5 курс.

Интерес представляли студенты вечернего отделения, т.к. на этой выборке можно проследить различия в мотивации у работающих и неработающих студентов, причем нас интересовали студенты, работающие именно в юридической отрасли. В исследовании участвовало работающих студентов - 112 человек, неработающих - 105 человек.

В изучении мотивов юридической деятельности личности использовался модифицированный тест мотивов. Для построения опросника было предварительно выявлено мнение работающих юристов и студентов, выбравших обучение по юридической специальности. Изучая совокупность полученных утверждений, мы классифицировали их условно в 10 групп. По каждому их этих 10 типов были отобраны по 6 наиболее отвечающих содержанию данного типа высказываний. Испытуемый оценивал, как каждый мотив побуждает его заниматься юридической деятельностью. Также каждый испытуемый указывал в анкете вид юридической деятельности, которая его интересует более всего.

Определялись средние показатели для каждого типа мотивов в группах по указанным видам юридической деятельности, которые наиболее интересуют испытуемых. Испытуемыми были указаны следующие виды деятельности, которые их наиболее интересуют: адвокат (81 испытуемый), юрист в экономике (57), юрист в суде (52), прокурор (42), следователь.

С помощью теста выявлена иерархия десяти мотивов.

Определялись средние показатели для каждого типа мотивов в группах. При анализе распределений средних оценок по этим группам устанавливалось то место, которое занимает каждый из 10 мотивов в системе мотивации юридической деятельности личности.

 

Воспитание профессионально необходимых психологических качеств

 

Воспитание профессионально необходимых психологических качеств юриста начинается с лекционных курсов по общей, правовой и юридической психологии. Основными предпосылками овладения сложной профессией юриста служат достаточно развитое мышление, аналитический ум, интуиция, хорошая память, наблюдательность, работоспособность, трудолюбие и т.п. Важное значение имеют такие волевые качества: решимость, настойчивость, смелость и др. Испытуемым были предложены еще 2 анкеты для оценки выраженности профессионально необходимых психологических качеств (всего 30 основных качеств), определяющих эффективность юридической деятельности у испытуемого, и выраженности черт характера (всего 20 основных черт характера), необходимых для эффективной юридической деятельности.

Как показали исследования Альберта Бандуры, представления, связанные с эффективностью личности, влияют на многие стороны жизни. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха.

При математической обработке данных использовалась компьютерная программа «8ТЛТ18Т1СЛ 6». В результате корреляционного анализа Спирмена были выявлены корреляции в группах испытуемых (по признаку интересующего их вида юридической деятельности) между мотивами юридической деятельности и эффективностью юридической деятельности личности, которая представлена степенью выраженности у испытуемых профессионально необходимых психологических качеств.

У работающих студентов в этой группе коррелирует мотив помощи с группой свойств «внимание», в которую входят умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы, развитое внимание к деталям, способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с досье, архивными документами).

Проявилась положительная корреляция мотива идентификации образу эффективного юриста в обществе и соответствие себя этому образу, выражающееся в наличии черт характера, важных для юриста. Это связано с обладанием собственными моральными стремлениями, желанием иметь профессиональные качества, навыки, умением делать что-то для людей, делать это так, как требуется.

Мотив помощи способствует эффективной коммуникативной, удостоверительной, воспитательной (социальной), организаторской деятельности с коэффициентом корреляции Спирмена от 0,420 до 0,447.

В данной группе с эффективностью юридической деятельности по группам «речь», «эмпатия», «мышление» и «внимание» положительно коррелируют коммуникационный мотив, мотив престижа, мотив влияния и мотив творчества. Прослеживается высокая корреляция мотивации престижа и черт характера, которые соответствуют образу эффективного юриста. С увеличением мотивации престижа усиливается личная эффективность юридической деятельности в данной группе. Мотив влияния связан с ярко выраженными качествами группы «эмпатия» и «мышление», что объясняется осознаваемой возможностью добиться влияния и успеха с помощью качеств данной группы. Воспитательная деятельность юриста положительно коррелирует с мотивом престижа, коммуникативным мотивом и мотивом влияния; организаторская деятельность - с коммуникативным и мотивом влияния.

В данной группе отрицательная корреляция между коммуникативным мотивом и эффективностью, выраженной группой качеств «речь», куда входят умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли, умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме, умение вести беседу, спор, диалог, аргументировать; хорошая дикция, способность к произвольной передаче своих представлений или чувств с помощью жестов, мимики, изменений голоса; умение правильно и понятно изъясняться, способность убеждать, умение доходчиво доносить до слушателя свои мысли и намерения. Это противоречие надо дополнительно изучать. Возможно, данная группа студентов не имеет достаточной юридической практики для овладения юридической деятельностью.

В данной группе профессиональный, познавательный, коммуникативный и эмоционально-ценностный мотивы положительно коррелируют с эффективностью юридической деятельности, выраженной качествами группы «внимание» и «мышления». В группу «мышление» вошли аналитическое и синтетическое мышление, понятийное мышление, мышление от общего к частному, способность группировать факты, устанавливать причинно-следственные связи и т.д., умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы, умение правильно строить деятельность других лиц.

Познавательный мотив коррелирует с эффективной деятельностью в подвидах удостоверительная и познавательная. Отсутствует корреляция мотива помощи с профессионально важными качествами на данном уровне значимости р < 0,01.

Существует отрицательная корреляция мотива идентификации с группой свойств «эмпатия», а также с организаторской деятельностью и коммуникативной, т.е. чем больше выражен мотив идентификации, тем менее выражены указанные переменные.

Общее у студентов, работающих в юридической отрасли: коррелирует мотив помощи с эффективностью юридической деятельности по группам: «мышление», «речь», «внимание». Прослеживается положительная корреляция эффективности деятельности с мотивом влияния у тех, кто собирается работать в экономике. Это проявляется в обеспечении воздействия права на физических и юридических лиц. С материально-практическим мотивом положительно коррелирует эффективность юридической деятельности по группе «творчество» у тех, кто собирается работать в качестве адвоката. Им необходимо продвигаться по службе и улучшать свою репутацию. Они стремятся обеспечить благополучие свое и своих близких, и это коррелирует с творчеством.

У неработающих студентов существуют противоречивые корреляции между мотивами юридической деятельности и эффективностью юридической деятельности личности. Например, у тех, кто собирается работать юристами в экономике, существует обратная корреляция коммуникативного мотива и выраженности важных для юриста профессиональных свойств из группы «речь». Возможно, мотив существует именно потому, что испытуемые осознают необходимость развивать слабо выраженное качество для выполнения юридической деятельности.

У группы неработающих студентов, которых интересует работа следователя, наблюдается высокая отрицательная корреляция мотива идентификации и такого профессионального качества, как эмпатия, а также отрицательная корреляция с эффективностью организаторской и коммуникативной деятельности.

 


Заключение

 

Действительное самоопределение личности происходит только в процессе осуществления профессиональной деятельности, а не при ее выборе или обучении, что и подтверждается исследованием, в котором принимали участие студенты, работающие и не работающие в юридической отрасли.

Результаты профессионального самоопределения проявляются в свойствах личности - профессионала и мотивационных особенностях его деятельности.

При самоопределении молодежи в современных социокультурных условиях для более полного представления о деятельности целесообразно совмещать работу в отрасли с обучением.

 


Список литературы

мотивация юридический профессиональное самоопределение

1. Бодров, В.А. Развитие профессиональной мотивации спасателей / В.А.Бодров, М., 2009.

2. Ю.В. Бессонова // Психологический журнал. - 2008. - т. - 26. - №2.

3. Кузнецов, И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: автореф. дис... канд. психол. наук / И.Ю. Кузнецов. - Москва, 2007.

4. Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: автореф. дис.... д-ра психол. наук. - Новосибирск: НГПУ, 2008.

.   Сорокотягин, И.Н. Правовая и юридическая психология (психология юриспруденции): учебное пособие / И.Н. Сорокотягин. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008.

.   Хаккер, В. Психология труда и инженерная психология: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности /В. Хаккер; пер. с нем. В.К. Гайды, ИА Гайды; под ред.В.Ф. Венды, А.А. Крылова. - М.: Машиностроение, 2009.

7. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...