Семинар 12. Видеосистема ПК и режимы графической акселерации
Введение Под видеосистемой понимается комбинация дисплея (монитора) и адаптера (видеокарта). Монитор компьютера IBM PC предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. Видеокарта управляет дисплеем с платы в одном из разъемов расширения (в некоторых компьютерах видеокарта находится на основной схемной плате). Мониторы Мониторы могут быть цветными и монохромными, жидкокристаллические, ЭЛТ и NEC. Мониторы различаются по способу передачи изображения – аналоговый, цифровой, композитный. Они могут работать в одном из двух режимов: текстовом или графическом. Текстовый режим. В текстовом режиме экран монитора условно разбивается на отдельные участки- знакоместа, чаще всего на 25 строк по 80 символов (знакомест). В каждое знакоместо может быть выведен один из 256 заранее заданных символов. В число этих символов входят большие и малые латинские буквы, цифры, а также псевдографические символы, используемые для вывода на экран таблиц и диаграмм. Чтобы отобразить на экране символы, ЦП копирует их в видеопамять в виде байтов. Кроме того с каждым символом связывается атрибутивный байт, который описывает атрибуты символа (цвет, интенсивность, характер и т.д.). Таким образом, изображение 25х80 символов требует наличия 25х80х2 байта = 4000 байт. Графический режим. Графический режим монитора предназначен для вывода на экран графиков, рисунков и т. д. Разумеется, в этом режиме можно выводить также и текстовую информацию в виде различных надписей. В графическом режиме экран монитора состоит из точек, каждая из которых может быть темной или светлой на монохромных мониторах или одного из нескольких цветов - на цветном. Количество точек по горизонтали и вертикали называется разрешающей способностью монитора в данном режиме. Например, выражение разрешающая способность 640x200 - означает, что монитор в данном режиме выводит 640 точек по горизонтали и 200 точек по вертикали. Следует заметить, что разрешающая способность не зависит от размера экрана монитора.
В этом режиме цветовое значение каждого пикселя хранится как один или несколько бит в видеобуфере и считывается на экран с дополнительным преобразованием. Графический режим называется еще режимом с двоичным или точечным отображением (bit - mapped display), т.к. в нем имеется взаимно однозначное соответствие между битами в видеобуфере и пикселями на экране. Оценим требуемый объем видеопамяти ОЗУ. В настоящее время обычно используются мониторы 800х600 (SVGA), 1024x768 или 1280x960 (XVGA). Чтобы получить цвет необходимо 8 бит для каждого из трех основных цветов или 3 байта на пиксел. Следовательно, для монитора 1024х768 требуется 2,3 Мбайт видео-ОЗУ. Это крайне расточительно, поэтому идут на различные компромиссы (например, индексация цветов, цветовая палитра и т.д.) Говорят, что в видеобуфере хранится образ экрана. Если в видеобуфере пиксел кодируется n битами, то одновременно на экране можно наблюдать 2n цветов. Число бит, отведенных для кодирования цвета, иногда называют числом цветовых плоскостей. Адаптеры EGA и VGA осуществляют дополнительные преобразования битовых полей пикселов с целью расширения отображаемой палитры. С помощью специальных схем n-битный код расширяется до m-битного, причем m>n. При этом получается палитра из 2m цветов, однако одновременно на экране можно наблюдать по-прежнему лишь 2n цветов. Благодаря управлению каждым пикселем в графическом режиме появляется возможность формирования сложных изображений и движущихся графических объектов. Однако это требует от ПК повышенных ресурсов. Сравним объемы информации с которыми приходится оперировать в текстовом и графическом режиме: а) 16-ти цветный текстовый режим (80 х 25): 80 х 25 х 2 = 4000 байт; б) 16-ти цветный графический режим с разрешением 640х480: (640х480х4)/ 8 = 153600 байт (или 150Кб); Это те объемы информации, которые необходимо пересылать из видеобуфера в монитор (и преобразовывать) при регенерации. По этой причине компьютеры с низкой производительностью медленно работают в графической среде даже при редактировании текстов. Ведь в графическом режиме для хранения 25 строк текста (т.е. экран) все равно требует 150Кб памяти. Если 256 цветов, то объем видеобуфера (640х480х8)/8 = 307200 байт, т.е. точно 300 Кб. Видео данные графических режимов хранятся в виде двоичных полей представляющих значения пикселов. Они прямо (CGA)или косвенно(EGA,VGA) определяют цвет каждого пикселя на экране.
Видеоадаптеры Видеоадаптер, видеоконтроллер, видеокарта, графическая карта, графический ускоритель — все это синонимы, обозначающие специальную карту расширения, устанавливаемую в одном из слотов материнской платы. Цель и назначение этого устройства очевидны из названия. Видеосистема персонального компьютера предназначена для формирования изображений, наблюдаемых на экране монитора. Ее основу составляют специализированные схемы для генерирования электрических сигналов, управляющих мониторами и сам дисплей. В большинстве клонов IBM PC нет встроенных видеосхем и видеоадаптер является отдельным модулем, который устанавливается в слот системной шины. Наиболее распространенным сейчас является видеоадаптеры VGA (и SVGA). Если говорить об эволюции, то были MDA (Monochrome Display Adapter), затем CGA (Color Graphic Adapter), после (Enhanced Graphic Adapter) - EGA, VGA и, наконец, адаптеры SVGA. История вопроса - Стандарт MDA Для компьютеров платформы IBM PC исторически первым был стандарт MDA (Monochrome Display Adaptor). Этот адаптер не был графическим. С его помощью на экран монитора выводилась только текстовая (символьная) информация, причем только в одном цвете. Стандарт CGA Переход к простейшей графике и к цвету произошел с появлением адаптеров CGA (Color Graphics Adapter). Эта карта обеспечивала на экране одновременное наличие четырех цветов из шестнадцати возможных (например, черного, белого, голубого и пурпурного или черного, желтого, красного и зеленого и т. п.).
Стандарт EGA Дальнейшее развитие компьютерной графики произошло с введением стандарта EGA (Enhanced Graphics Adapter), который воспроизводил одновременно до 16 цветов из 64 возможных. Стандарт VGA Начиная с компьютеров 2-го поколения (80286) и по сей день применяются видеоадаптеры VGA (Video Graphics Array) и SVGA (Super VGA). Для адаптеров VGA характерна возможность работы в одном из нескольких графических режимов, отличающихся количеством точек, воспроизводимых на экране, и количеством цветов. Так, например, особенно широкое применение для стандарта VGA нашли два режима: 640х480х16 и 320х200х256. Такая форма записи показывает, во-первых, количество точек, воспроизводимых на экране, например 640х480. Этот параметр называют графическим разрешением экрана. Во вторых, здесь указано количество одновременно воспроизводимых цветов, например х16. Этот параметр называют цветовым разрешением или глубиной цвета. Режимы SVGA Одна из ценных особенностей стандарта VGA состоит в том, что он «открыт сверху». Так, например, увеличением объема видеопамяти на плате видеоадаптера можно добиваться более высокого графического расширения и (или) увеличения количества цветов, воспроизводимых одновременно. Такие режимы получили название SVGA (Super VGA). В стандартный ряд графических разрешений, относящихся к режимам SVGA входят: 640х480; 800х600; 1024х768; 1280х1024; 1600х1200 и т. д.
Освоив пропускную способность шины PCI разработчики графических адаптеров столкнулись с проблемой ее недостаточного быстродействия для ряда задач, возникающих при обработке трехмерной графики. На помощь пришла испытанная идея организации локальной шины для обмена с видеоадаптером. Так родился ускоренный графический порт AGP (Accelerated Graphic Port). Действительно, даже в самом простом случае для каждого кадра необходимо 2,3 Мбайт данных в видео-ОЗУ. Для двигающегося изображения должно сменяться по крайней мере 56-60 кадров в секунду, тогда скорость передачи данных между ЦП и видеокартой должна быть не меньше 128,8 Мбайт/с.
Ускоренный графический порт AGP необходим прежде всего для ускорителя трехмерной графики (3D ускорителя) для которого требуется видеопамять большого объема для Z-буфера и хранения текстур. Объем этой памяти напрямую определяет качество 3D-изображения и поддерживаемые разрешения. Эта память может быть размещена или на плате 3D-ускорителя, или в основной оперативной памяти компьютера. Для быстрого доступа к последней компания Intel предложила использовать AGP. При этом для хранения текстур используется основная память, а на плате 3D-ускорителя расположена только память кадрового буфера и Z-буфера. Ускоренный графический порт AGP занимает отдельный разъем, отличающийся от PCI, который работает на частоте 66 МГц. Предусмотрены два режима передачи данных — 1x (66 МГц, 266 Мбайт/с) и 2х (133 МГц, 532 Мбайт/с за счет передачи данных по фронту и срезу тактовых импульсов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|