Теоретические основы методики развития речи.
1. Теория речевой деятельности (психолингвистика) 2. Лингвистика текста 3. Стилистика 4. Культура речи 1. В течении столетия ученные не испытывали потребности в разграничении понятий язык и речь. Язык представлял с собой систему понятий, правил. Речь само общение. Язык имеет уровневое строение. Речь линейна, развертывается в пространстве и времени. Язык стремиться к норме, а в речи постоянные отступления от нормы. Язык конечен, речь бесконечна. Впервые научное разграничение языка и речи произвел швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр. В речи стали появляться такие понятия как культура речи, детская речь. 20 гг. XX в. появляется в России научная отрасль теория речевой деятельности. Основатели Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Лурия. Теория речевой деятельности стала изучить речи, механизмы порождения и восприятия речи. Речь: 1) Речь как процесс синоним речевая деятельность. 2) Речь продукт деятельности человека, синоним текста, высказывание – лингвистика текста. 3) Речь как вид ораторского искусства. Речевая деятельность – это активный целенаправленный опосредованной системой языка процесс создания высказывания или восприятия информации. Психолингвистика – теория речевой деятельности. В 1954 г. В Америке официально она была закреплена, как новая наука. Предметом изучения, которой стала речевая деятельность, а именно: процесс порождения, восприятия речи и онтогенез речи. Причины возникновения психолингвистики: 1) Массовые миграции населения. В этих условиях возникла потребность усвоить в короткие сроки нужный язык. 2) С какого возраста обучать языкам детей. 3) Войны, катастрофы потребовали новых знаний в вопросах восстановления речи у людей получивши травмы. 4) Обучение детей с отклонениями, глухих, слепых, немых, слепоглухонемых. 5) Проблема создания искусственного интеллекта.
Предметное содержание речевой деятельности (РД)
Психологическое содержание РД 1) Механизмы осмысления 2) Механизмы памяти 3) Механизмы отражающего отражения: проявляется либо как вероятное прогнозирование, либо предупреждающий синтез РД существует 4 вида: говорение, слушание, письмо, чтение. Структура РД: 1) Ситуативный этап, на котором создается речевая ситуация 2) Мотивационный этап, на котором потребность рассказать что-либо перерастает в цель. Формируется тема. 3) Планирование, на котором отвечает на вопросы адресата речи. Кому мы будем писать? Какого типа текст должен получиться? Какого стиля должен был получиться? Отбор языкового материала (слова, предложения, отрывки), состояние плана. 4) Создание высказывания 5) Ответная реакция. 2. Лингвистика текста, как научная основа. Текст – в переводе от лат. означает ткань, связь, сплетение. Текст – это группа слов связанных между собой по смыслу и структурно. Учащиеся сравнивают две записи на доске и делают вывод о том, что текст – это связанные между собой предложения. Признаки текста: 1) Смысловая цельность осваивается младшими школьниками через введение таких терминов как тема, заголовок, основная мысль. Вывод тема – это, то о чем говориться (предмет мысли). Учатся отбирать заголовки в которых отображается тема. Основная мысль - это, то что хотел сказать автор, выражение чувств. 2) Структурная связанность: 1) способ межфразовой связи (о связи предложений между собой): а) связь цепная – согласно этому способу каждое последующее предложение строиться на базе предыдущего. Тема – рематическая. (Акварель – это водяные краски. Этими красками писали уже в древности. 1 предложение – рема. 2 предложение – тема ремантическая.) Текст повествование и рассуждения. б) параллельная связь – при таком способе связи1 предложение носит обобщающий характер все последующие раскрывают его содержание. Тип текста – описание. 2) Средство межфразовой связи: а) использование синонимов позволяют организовать связанность текста. б) контекстуальные синонимы. в) антонимы в текстах со сравнительным описанием. г) однокоренные слова. д) повторы слов в смежных предложениях. е) местоимение. ж) видоименная соотнесенность глаголов.
3) Членимость – глобальное чление текста, когда выделяю тома, книги. Необходимы для восприятия воспроизведения. Младшие школьники знакомятся с более простым членением, со структурой текста. Знать должны, что в тексте ест начало, основная часть и концовка. Типы текста: 1) Описание (какой?) Текст описания состоит из 3 частей. В 1 и 3 частях формулируется основная мысль. Во 2 части приводятся признаки описываемого объекта. Приводиться описание в разговорном (художественном) и научном стилях. Различают написание простое и сравнительное. Сравнительное описание может быть параллельным или последовательным. 2) Повествование - цепная связь, 3 части (начало, основная часть, концовка). 3) Рассуждение (почему?) Дети знакомятся со структурой. Текст рассуждение состоит из 2 частей. В 1 части отражается доказываемое, объясняемое. Во 2 части доказательство начинается с сложноподчиненных предложений. 3. Стилистика. Основное положение стилистики говорит о том, что речи вообще не бывает. Речь обслуживает ту или иную сферу человеческой деятельности: если речь быта, то будет бытовая; если речь сферы науки, то речь научная; если сфера деловых отношений, то деловая речь; если сфера искусства, то художественная речь; если сфера общественных отношений, то публицистическая речь. Учатся школьники первоначально отличать разговорный и деловой стиль. 4. Культура речи. Культура речи возникла, как наука о нормах литературного языка и понятие языковая норма считалась основным языкознанием, а правильность речи, единственным объектом изучения, но не всегда правильность речи является достаточной. Речь должна быть и коммуникативно-целесообразной, то есть учитывать ситуацию общения, участников общения. В 60 г. XX в. Г.О. Винокур в культуре речи выделил 2 ступени: 1. Правильность 2. Коммуникативно-целесообразной.
Содержание работы по культуре речи при изучении разделов курса Р.Я. 1. Звуки и буквы: работа над постановкой ударения, над нормами произношения. 2. Состав слова: работа над нормами словообразования, повышение точности и выразительности речи путем использования нужных приставок и суффикса, предупреждения повтора однокоренных слов, работа над соответствием приставок и предлогов. 3. Части речи – обучение правильному формообразованию: имя существительное, личные глаголы, личные местоимения. Работа над новыми согласования, управления. Обогащение речи именами прилагательными. 4. Предложение: работа над нормами согласования, управления, координация главных членов, предупреждение ошибок, нарушение границ предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|