Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1.Индустриальные финансово-промышленные группы.




  1.1 Формы организации промышленности

Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг.

Это - новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала, как федерального, так и регионального.

В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов и акций и создают уставный капитал головного предприятия (холдинга), которое становится акционерной компанией преимущественно открытого типа. В оборонной промышленности одним из крупнейших холдингов является созданная в 1998г. на базе бывших активов «Интеррос» компания «Новые программы и концепции».[1] Она объединяет предприятия, производящие военные суда (судостроительный завод «Северная верфь»), компоненты к зенитным комплексам С-300П (Московский радиотехнический завод), противотанковые и переносные зенитные комплексы (Ленинградское оптико-механическое объединение, завод им. Дегтярева, Ковровский механический завод), авиационную технику (ОКБ им. Сухого).

Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходят слияние предприятий и совместное интегрирование производства, что позволяет увеличить выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах Европейского Севера и Сибири.

 Примером создания холдинговой нефтяной компании является «ЛУКойл». Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.

Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП- это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих объектов.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости создания новой системы инвестирования промышленности, а это в свою очередь привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

  1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация

В большинстве стран мира возникновение и развитие высокоинтегрированных ФПГ носит многоплановый характер и проходит при непосредственном участии государства.

Государство законодательно определяет общие нормы и правила хозяйствования, обеспечивает правовую основу выполнения хозяйственного законодательства, поддерживает эффективную конкуренцию, устанавливая  меры против монополизации рынка, оказывает поддержку национальным производителям.

Государственная поддержка была заложена во все документы, связанные с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента Российской Федерации от 05.12.1993г. №2096.

Особое место уделено мерам государственной поддержки и в Федеральном Законе от 30.11.1995г. №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», а также в ряде Президентских Указов и Правительственных постановлений.

К настоящему времени в Российской Федерации сложилась уже достаточно развитая правовая база, регламентирующая вопросы создания и работы ФПГ.

Основной целью создания финансово-промышленных групп является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. Первой зарегистрированной финансово-промышленной группой была ФПГ «Уральские заводы» в 1993г. За 1993-2000гг. объем выпускаемой продукции предприятиями ФПГ возрос с 0,3 до 12,9% в общем объеме промышленного производства страны, число предприятий увеличилось с 19 до 1232, а количество ФПГ с 1 до 77.

В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы.

ФПГ отличаются разносторонним развитием и охватывают более 100 направлений деятельности. Наиболее крупные из них охватывают такие направления, как автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.

Среди финансово-промышленных групп по своим объемам и численности персонала выделяются такие, как «Русхим», «магнитогорская сталь», «нижегородские автомобили», «Восточно-Сибирская группа».

Большинство финансово-промышленных групп включают в состав своих участников организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы. Так, ФПГ «Объединенная промышленно-строительная компания» включает предприятия легкой и пищевой промышленности: АО «Сафьян» и АО «Рязаньрыбпром».

Создание финансово-промышленных групп представляет одно из важных направлений вывода оборонного комплекса из глубокого кризиса. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре ФПГ - «Уральские заводы», «Скоростной флот», «Сокол» и «Сибирь». В ближайшие годы предполагается еще создание 30 аналогичных объединений.

Финансово-промышленная группа как надфирменная структура допускает многовариантность своего образования и идентифицируется практически со всеми формами экономической интеграции при выполнении следующих условий:

· ФПГ – совокупность юридически самостоятельных хозяйствующих

субъектов;

· обязательно наличие в ее составе кредитно-финансовой структуры;

· отношения собственности между членами группы дополняются реальным контролем и воплощаются в реализации единой стратегии.

Упорядочить разнообразие структур, объединенных понятием ФПГ, позволяет их классификация по основным признакам: характеру интеграции (горизонтальные, вертикальные, конгломераты), территориальному охвату (региональные, национальные и транснациональные), доминированию интересов участников (промышленно кооперированные, банковские, государственные), степени легализации (зарегистрированные – де-юре ФПГ и нелегализованные –де-факто ФПГ).

В принципе, как считает Д.Ф. Скрипнюк, зав. кафедрой экономики и мирохозяйственных связей Тюменского государственного института мировой экономики[2], возможны три пути объединения предприятий:

1. На добровольной основе- с юридическим оформлением или без оформления учредительных документов;

2. Путем консолидации одним участником группы (это может быть как предприятие, так и банк) приобретаемых им пакетов акций других участников.

3. Административным путем – создание объединений по решению Правительства РФ, региональных властей, либо на основе межправительственных соглашений.

По состоянию на 1 сентября 2001 года (по данным Министерства промышленности, науки и технологий РФ) внесены в государственный реестр финансово-промышленных групп РФ 89 ФПГ, в том числе 15 транснациональных (из них 10 межгосударственных.) Наблюдается тенденция сокращения численности ФПГ в динамике, в том числе и за счет вновь создаваемых ФПГ.

 В 2000 г. из государственного реестра финансово-промышленных групп РФ были исключены 11 ФПГ, например, ФПГ «Сокол» (г. Воронеж, дата регистрации 31.03.94г.) В составе зарегистрированных ФПГ действует более 1300 юридических лиц, в том числе 100 банков. Более частые партнеры в транснациональных и межгосударственных ФПГ - предприятия Белоруссии.

Уставный капитал центральных кампаний ФПГ составлял на момент регистрации в 1998г. 4,1 млрд. руб., в 21999г.- 3,9 млрд. руб., в 2000г.- 2,0 млрд. рублей. При этом по состоянию на 1 января 1999г. в России было 79 официально зарегистрированных ФПГ, в состав которых входило более 1200 промышленных предприятий и организаций, свыше 170 финансово-кредитных институтов; на 1 января 2000г., соответственно, 80 ФПГ, 1200 промышленных предприятий и организаций, 120 кредитно-финансовых институтов. По оценкам специалистов, приблизительно более 80 % в составе ФПГ преобладают промышленные предприятия от общего числа участников.

Главной целью создания «промышленных» ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий путем усиления внутригрупповых связей, которое иногда может достигаться с помощью передачи в страстовое управление ФПГ временно закрепленных в собственности государства акций ее участников. Центром группы могут выступать промышленные предприятия (группа предприятий), военно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, научно-исследовательские институты.

Вертикально интегрированные ПФПГ представлены двумя видами объединений, сконцентрированными вокруг головного предприятия и построенными по технологической цепочке. Обычно индустриальные ФПГ носят явно выраженную отраслевую направленность, сформированы вокруг одного, достаточно крупного головного промышленного предприятия. Головное предприятие определяет стратегию и хозяйственную политику всей группы.

Главная цель создания таких ФПГ- укрепление и поддержка уже существующих связей между участниками интеграции. Центральная компания создается только во исполнение требования Закона «О ФПГ» и имеет сугубо номинальное значение. Примером такого типа ПФПГ может служить группа «Тульский промышленник», в рамках которой удалось объединить 18 предприятий и организаций. Лидирующее место в группе занимает ОАО «Тулачермет», почти все промышленные предприятия-участники группы либо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него сырье, обмениваются заказами, ресурсами.[3] Примером ПФПГ, где центральная компания имеет холдинговую направленность и контролирует всех участников группы, может служить ПФПГ «Носта-Трубы-Газ.» В состав группы входят производители простой и высоколегированной стали и труб повышенной прочности и хладостойкости ОАО «Носта» (Орско-Халиловский металлургический комбинат), «Челябинский трубопрокатный завод» и «Выксунский металлургический завод», а также основные потребители труб.

Среди горизонтально интегрированных ПФПГ различают моно- и полипрофильные.

Монопрофильные ПФПГ напоминают объединение картельного типа, в основу которого положено соглашение между предприятиями и цене, объеме производства и разделе рынка сбыта товара.

Полипрофильные (кооперативные) ПФПГ в большинстве случаев созданы группой производственных (индустриальных, агропромышленных) компаний, представляющих достаточно широкий спектр направлений деятельности, иногда связанных между собой, а иногда и нет, производственными отношениями. В основном, это региональные группы.

По величине объема отгруженной продукции ФПГ можно подразделить на малые ФПГ- выпуск до 100 млн. долларов; средние ФПГ- выпуск от 100 долларов до 1000 млн. долларов. Согласно статистическим данным, на которые ссылается Д.Ф. Скрипнюк[4], в России среди зарегистрированных ФПГ 4%- крупные, 32 %- средние и 64%- малые.

Географическое расположение предприятий ФПГ очень обширно, в то же время заметна тенденция к регистрации и расположению центральных компаний в Центральном регионе и Москве. В Центральном регионе зарегистрировано (по состоянию на первое полугодие 2000г.) более 48,5% от общего числа ФПГ (в том числе в Москве- около 37,5%), в Уральском регионе- около 11%, в Северо-Западном -7% (в том числе и в Санкт-Петербурге- 4%), а в остальных менее 4%.

В Западно-Сибирском регионе по состоянию на первое полугодие 2000г. официально зарегистрированы ФПГ «Сибагромаш», месторасположение центральной компании- г. Рубцовск, и ФПГ «Сибирь» -г.Новосибирск.

1.3   Отраслевое распределение ФПГ

Отраслевое распределение ФПГ в составе сопоставимой выборки (показатели за 1999г. к уровню 1998г. и 1 полугодии 2000г. к соответствующему периоду 1999г.) по основным видам деятельности промышленных участников представлено на табл.1(приложение); удельный вес продукции ФПГ, произведенной в 1 полугодии 2000г. и 1999г. в общем объеме производства по отраслям, представлен на табл. 2 (приложение)

По сравнению с промышленностью в целом отмечается низкая доля предприятий топливной промышленности в официально-зарегистрированных ФПГ и более слабая инвестиционная активность. Общая сумма инвестиций 43 ФПГ, указавших в отчетности соответствующую сумму, составила в 2000 году 13,5 млн. руб., снизившись по сравнению с 1999 годом, когда сумма инвестиций тех же 43 ФПГ составляла 15,5 млн. рублей. Сумма инвестиций в основной капитал 43 указанных ФПГ составляет лишь 3,2 % общей величины инвестиций промышленных предприятий в России (419,4 млн. руб.) Тем не менее, более 50% инвестиций в промышленности (211, 1 млн. руб.) было осуществлено предприятиями топливной промышленности.

К факторам, формирующим современные тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала за рубежом, следует отнести процесс отраслевой концентрации инвестиций международных финансово-промышленных групп. Примерно 80% объема реализации крупнейших ФПГ мира сосредоточены в четырех отраслях промышленности: автомобилестроительной, нефтяной, химической и электронике.

Анализ международной практики организации и функционирования ФПГ выявляет как общие, так и специфические черты. В США на сегодняшний день получили распространение два основных типа ФПГ. В первом случае консолидирующим ядром группы выступает банковский холдинг («Морган», «Меллон»), во втором- промышленные концерны («Дженерал моторз», «Дюпон», «Дженерал электрик», «Форд моторз».)

Американским ФПГ присущи изменчивость состава группы и подвижность при жестко закрепленном центре финансового контроля. В Западной Европе также, как и в США, интеграция банковского и промышленного капитала происходила в результате централизации и концентрации капитала в форме слияний и поглощений в условиях свободного рынка. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Китае, Японии, Южной Корее и др.) многоотраслевые объединения создавались с помощью государства, которое и сейчас оказывает большое влияние на их деятельность.

 1.4 Задачи региональных ФПГ. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие

Региональные ФПГ, являясь элементом народнохозяйственного комплекса региона, должны решать двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития конкретной территории.

Финансовый капитал российских ФПГ и банков должен способствовать развитию территории в случае, если их участник расположен на территории определенного региона. Однако процесс согласования интересов приобретает наиболее острый характер, когда управляющая компания зарегистрирована за пределами данного региона. Появляется возможность оттока прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов из региона может осуществляться по банковским каналам через размещение временно свободных средств на финансовых рынках Москвы, через вывоз средств в качестве процентов за межбанковский кредит, балансовой прибыли банковских филиалов. Все это увеличивает потенциальные потери реального сектора данного региона.

В России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно-территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских регионов формируется, исходя из утверждения о том, что изолированные экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная перестройка. Такими структурами становятся в отдельных регионах ФПГ, ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом, либо межрегиональные ФПГ, структурные звенья которых должны строиться с учетом как корпоративных, так и территориальных интересов. Организация работы по выбору и построению модели региональной финансово-промышленной группы - это не оформление документов, а длительное изучение различных вариантов возможного объединения капиталов, проработка альтернативных сценариев, которые в итоге смогут повысить управляемость региональной экономикой в целом на основе согласования интересов всех субъектов хозяйствования в регионе.

Д.Ф. Скрипнюк предлагает следующие основные этапы  стратегии создания ФПГ в регионе:

-оценка экономического потенциала региона;

- определение целей и оценка полезности создания РФПГ на макро- и микро-уровне;

- анализ и оценка проектируемой модели РФПГ;

- разработка стратегии и методических положений по созданию и контролю за деятельностью РФПГ.

При оценках эффективности ФПГ с позиций регионов Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:

-размер и динамика поступлений в региональный бюджет от ФПГ в сравнении с размером и динамикой общих доходов от производства и реализации продукции ФПГ или (в случае с межрегиональными ФПГ), которые расположены в данном регионе: размеры капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим потери регионального бюджета;

-уровень  рентабельности инвестиций, полученных предприятиями ФПГ от местной администрации;

- показатели, определяющие социальную устойчивость региона.

Следующим уровнем оценки эффективности ФПГ является оценка с позиций конкретных участников (в том числе и показатели интеграции).

Для Западно-Сибирского региона идея ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью стабилизации и дальнейшего развития отраслей добывающей промышленности. Интересным исследованием по этому вопросу является идея создания ФПГ «Тюменские углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы стать организационно-экономическим центром региональной промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать созданию в южной зоне области комплекса нефте- и газохимических предприятий и тем самым внести коренное изменение в структуру промышленности региона.

Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6], является отсутствие адекватной законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ.

Сложности, возникающие на стадии официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходимо иметь неординарный экономический проект (организационный план). В нем нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Требуется согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ и Мингосимуществом России, а иногда даже с Министерством обороны и Минэкономразвития России. Кроме того, могут потребоваться экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...