Тема 3. Зарубежная психология периода открытого кризиса.
Тема 1. «Психологическая мысль нового времени ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1.. Ассоциативная и эмпирическая психология в Англии: а) Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли (1705 - 1759). б) Ассоцианизм XIX века: Т. Браун (1778 – 1820) и Дж. Милль (1773 – 1836). Ментальная химия Дж. Ст. Милля (1806 - I873). Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе. в) Ассоцианизм в концепции А. Бэна (1818 – 1903). г) Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера (1820 – 1903). 2. Французская и нидерландская психология Нового времени: а) Развитие сенсуализма Локка в системе Э.Б. Кондильяка (1715 - I780) б) Естественно-научный подход к пониманию человека и детерминации его поведения в трудах Ж.О. Ламетри (1709 – 1751) и П.Ж. Кабаниса (1757 – 1808). в) Психологические взгляды К.А. Гельвеция (1715 - I77I). г) Психолого-педагог. воззрения Д. Дидро (1713 – 1784) и Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778). 3. Немецкая психологическая мысль в XVII-XIX веках: а) Психологическая концепция Христиана Вольфа (1679 – 1754). Вольфовская школа. б) Психологич. идеи И. Г. Фихте (1762 – 1814) о деятельности и деятельном субъекте. в) Умозрительная эволюционная психология Ф.В. Шеллинга (1775 – 1854) (его идеи о развитии природы и сознания). г) Психология как учение о субъективном духе Г.В.Ф. Гегеля (1770 - I831). 4. Русская дореволюционная психология: а) Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765), Б.Н. Татищева (1686–1750), Н.И. Новикова (1747 – 1818). б) Психологические взгляды А. Н. Радищева (1749 – 1802). в) Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно-научного подходов к изучению и трактовке психических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М. А. Антонович, П.Д. Юркевич, К.Д. Кавелин).
г) Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Проблемы психологии человека в «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского (1824 - 1870). д) Учение о языке и соотношении языка и сознания в трудах А.А. Потебни (1825 – 1891) и его школы. ЛИТЕРАТУРА: 1) Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. - М.; Л., 1956. 2) Английские материалисты XVIII в. - М., 1967. - Т. 1,2. 3) Бэкон Ф. Сочинения: В 2т. -М, 1971.-Т. 2. 4) Бэн А. Психология.-СПб., 1887. 5) Введенский Н. Е. Избранные труды. - М., 1952. - Вып. 1. 6) Вундт В. Очерк психологии. - СПб., 1897. 7) Вундт В. Элементы психологии народов. -СПб., 1913. 8) Гартли Д. Избранные сочинения. - М., 1934. 9) Гербарт И. Ф. Избранные произведения. - М., 1938. 10) Гоббс Г. Сочинения: В 2т.-М., 1964.-Т. 1,2. 11) Декарт Р. Сочинения: В 2т. - М., 1989. -Т. 1. 12) Дидро Д. Собрание сочинений. - М.; Л., 1935. - Т. 2. 13) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. 14) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994. 15) Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1964. -Т. 2. 16) Конт О. Курс положительной философии. - СПб., 1890. 17) Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М.; Л., 1925. 18) Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4т. -М., 1982.-Т. 1,3. 19) Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. - М., 1960. -Т. 1. 20) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001. 21) МилльД. С. Система логики. - СПб., 1867. 22) Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998. 23) Спенсер Г. Основания психологии. - М., 1898. 24) Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1957. 25) Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1911-1912. 26) Юм Д. Сочинения: В 2 т. - М., 1965. - Т. 2. 27) Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Тема 2. «Развитие психологии на рубеже XIX – XX вв.». ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Естественнонаучные концепции объяснения жизни в ХIХ в. 2. Возникновение психофизики и психометрии. Г. Фехнер (1801 – 1887), Ф. Дондерс, Л. Ланге. 3. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии: а) Успехи в биологии Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829).
б) Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865). в) Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882). г) Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918). д) Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии. 4. В. Вундт (1832 – 1920) и становление экспериментальной психологии. 5. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 – 1905). 6. Структурализм Э. Титченера (1867 – 1927). 7. Вюрцбурская школа. 8. Функционализм. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии. 9. Французская психологическая школа (Э. Дюркгейм (1858 – 1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), структурная антропология К.Леви-Стросса). 10. Описательная психология В. Дильтея (1833 – 1911). Развитие положений Дильтея о значении ценностей в структуре и развитии личности в понимающей психологии Э. Шпрангера (1882 – 1963). 11. Психология У. Джемса (1842 – 1910). 12. Важнейшие направления развития психологии в России (XIX – н. XX в.): а) Психология в университетах. б) Естественно-научное направление (В.М. Бехтерев (1857 – 1927), А. Вагнер (1849 – 1934), А.А. Ухтомский (1875 – 1942), И. П. Павлов (1849 – 1936). Роль Г.К. Челпанова (1862 – 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова. ЛИТЕРАТУРА: 1) Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992. 2) Джемс В. Психология. - М., 1991. 3) Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998. 4) Дильтей В. Описательная психология. - М., 1996. 5) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М., 1991. 6) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1998. 7) Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995. 8) Жане П. Неврозы. - М., 1911. 9) Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. - М., 1913. 10) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994. 11) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001. 12) Титченер Э. Учебник психологии - М., 1914. 13) Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. 14) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.
Тема 3. Зарубежная психология периода открытого кризиса. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1. Характеристика открытого кризиса в психологии. 2. Бихевиоризм: а) Общая характеристика бихевиоризма. б) Теория Торндайка. в) Теория Уотсона. г) Возникновение и развитие необихевиоризма: когнитивный бихевиоризм Н. Толмена (1886 – 1959), гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К. Халла (1884 – 1952), субъективный бихевиоризм Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама. д) Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (1904 – 1990). е) Теория социального научения А. Бандуры. 3. Гештальтпсихология: а) Общая характеристика гештальтпсихологии. б) Исследование процесса познания. в) Динамическая теория личности и группы К. Левина. 4. Глубинная психология (психоанализ): а) Общая характеристика глубинной психологии. б) Теория З. Фрейда (1856 – 1939). в) Аналитическая психология К. Юнга (1875 – 1961). г) Индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937). д) Эго-психология (Анна Фрейд, 1895 – 1982). е) Гормическая психология Мак-Дауголла (1930). ж) Концепция К. Хорни (1885 – 1952). з) Межличностная теория психиатрии Г.С. Салливана (1892 – 1949). и) Гуманистический психоанализ Э. Фромма (1900 – 1980). ЛИТЕРАТУРА: 1) Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. 2) Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987. 3) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. 4) История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986. 5) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994. 6) Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930. 7) Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934. 8) Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000. 9) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001. 10) Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994. 11) Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М., 1929. 12) Торндайк Э. Процесс учения у человека. - М., 1935. 13) УотсонД. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1925. 14) Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М., 1989. 15) Фрейд 3. «Я» и «ОНО». - Тбилиси, 1991.-Т. 1,2. 16) Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991. 17) Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., 1993.
18) Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. 19) Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990. 20) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993. 21) Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. 22) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998. 23) Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. 24) Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996. 25) Юнг К. Архетип или символ. - М., 1991. 26) Юнг К. Психологические типы. - М., 1995. 27) Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|