Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Зарубежная психология периода открытого кризиса.

Тема 1. «Психологическая мысль нового времени

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.. Ассоциативная и эмпирическая психология в Англии:

а) Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли (1705 - 1759).

б) Ассоцианизм XIX века: Т. Браун (1778 – 1820) и Дж. Милль (1773 – 1836). Ментальная химия Дж. Ст. Милля (1806 - I873). Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе.

в) Ассоцианизм в концепции А. Бэна (1818 – 1903).

г) Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера (1820 – 1903).

2. Французская и нидерландская психология Нового времени:

а) Развитие сенсуализма Локка в системе Э.Б. Кондильяка (1715 - I780)

б) Естественно-научный подход к пониманию человека и детерминации его поведения в трудах Ж.О. Ламетри (1709 – 1751) и П.Ж. Кабаниса (1757 – 1808).

в) Психологические взгляды К.А. Гельвеция (1715 - I77I).

г) Психолого-педагог. воззрения Д. Дидро (1713 – 1784) и Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778).

3. Немецкая психологическая мысль в XVII-XIX веках:

а) Психологическая концепция Христиана Вольфа (1679 – 1754). Вольфовская школа.

б) Психологич. идеи И. Г. Фихте (1762 – 1814) о деятельности и деятельном субъекте.

в) Умозрительная эволюционная психология Ф.В. Шеллинга (1775 – 1854) (его идеи о развитии природы и сознания).

г) Психология как учение о субъективном духе Г.В.Ф. Гегеля (1770 - I831).

4. Русская дореволюционная психология:

а) Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765), Б.Н. Татищева (1686–1750), Н.И. Новикова (1747 – 1818).

б) Психологические взгляды А. Н. Радищева (1749 – 1802).

в) Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно-научного подходов к изучению и трактовке психических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М. А. Антонович, П.Д. Юркевич, К.Д. Кавелин).

г) Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Проблемы психологии человека в «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского (1824 - 1870).

д) Учение о языке и соотношении языка и сознания в трудах А.А. Потебни (1825 – 1891) и его школы.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. - М.; Л., 1956.

2) Английские материалисты XVIII в. - М., 1967. - Т. 1,2.

3) Бэкон Ф. Сочинения: В 2т. -М, 1971.-Т. 2.

4) Бэн А. Психология.-СПб., 1887.

5) Введенский Н. Е. Избранные труды. - М., 1952. - Вып. 1.

6) Вундт В. Очерк психологии. - СПб., 1897.

7) Вундт В. Элементы психологии народов. -СПб., 1913.

8) Гартли Д. Избранные сочинения. - М., 1934.

9) Гербарт И. Ф. Избранные произведения. - М., 1938.

10) Гоббс Г. Сочинения: В 2т.-М., 1964.-Т. 1,2.

11) Декарт Р. Сочинения: В 2т. - М., 1989. -Т. 1.

12) Дидро Д. Собрание сочинений. - М.; Л., 1935. - Т. 2.

13) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

14) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

15) Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1964. -Т. 2.

16) Конт О. Курс положительной философии. - СПб., 1890.

17) Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М.; Л., 1925.

18) Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4т. -М., 1982.-Т. 1,3.

19) Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. - М., 1960. -Т. 1.

20) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

21) МилльД. С. Система логики. - СПб., 1867.

22) Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.

23) Спенсер Г. Основания психологии. - М., 1898.

24) Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1957.

25) Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1911-1912.

26) Юм Д. Сочинения: В 2 т. - М., 1965. - Т. 2.

27) Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

 

Тема 2. «Развитие психологии на рубеже XIX – XX вв.».

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Естественнонаучные концепции объяснения жизни в ХIХ в.

2. Возникновение психофизики и психометрии. Г. Фехнер (1801 – 1887), Ф. Дондерс, Л. Ланге.

3. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии:

а) Успехи в биологии Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829).

б) Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865).

в) Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882).

г) Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918).

д) Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии.

4. В. Вундт (1832 – 1920) и становление экспериментальной психологии.

5. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 – 1905).

6. Структурализм Э. Титченера (1867 – 1927).

7. Вюрцбурская школа.

8. Функционализм. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии.

9. Французская психологическая школа (Э. Дюркгейм (1858 – 1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), структурная антропология К.Леви-Стросса).

10. Описательная психология В. Дильтея (1833 – 1911). Развитие положений Дильтея о значении ценностей в структуре и развитии личности в понимающей психологии Э. Шпрангера (1882 – 1963).

11. Психология У. Джемса (1842 – 1910).

12. Важнейшие направления развития психологии в России (XIX – н. XX в.):

а) Психология в университетах.

б) Естественно-научное направление (В.М. Бехтерев (1857 – 1927), А. Вагнер (1849 – 1934), А.А. Ухтомский (1875 – 1942), И. П. Павлов (1849 – 1936). Роль Г.К. Челпанова (1862 – 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.

2) Джемс В. Психология. - М., 1991.

3) Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998.

4) Дильтей В. Описательная психология. - М., 1996.

5) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М., 1991.

6) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1998.

7) Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995.

8) Жане П. Неврозы. - М., 1911.

9) Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. - М., 1913.

10) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

11) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

12) Титченер Э. Учебник психологии - М., 1914.

13) Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

14) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.

 

Тема 3. Зарубежная психология периода открытого кризиса.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Характеристика открытого кризиса в психологии.

2. Бихевиоризм:

а) Общая характеристика бихевиоризма.

б) Теория Торндайка.

в) Теория Уотсона.

г) Возникновение и развитие необихевиоризма: когнитивный бихевиоризм Н. Толмена (1886 – 1959), гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К. Халла (1884 – 1952), субъективный бихевиоризм Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама.

д) Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (1904 – 1990).

е) Теория социального научения А. Бандуры.

3. Гештальтпсихология:

а) Общая характеристика гештальтпсихологии.

б) Исследование процесса познания.

в) Динамическая теория личности и группы К. Левина.

4. Глубинная психология (психоанализ):

а) Общая характеристика глубинной психологии.

б) Теория З. Фрейда (1856 – 1939).

в) Аналитическая психология К. Юнга (1875 – 1961).

г) Индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937).

д) Эго-психология (Анна Фрейд, 1895 – 1982).

е) Гормическая психология Мак-Дауголла (1930).

ж) Концепция К. Хорни (1885 – 1952).

з) Межличностная теория психиатрии Г.С. Салливана (1892 – 1949).

и) Гуманистический психоанализ Э. Фромма (1900 – 1980).

ЛИТЕРАТУРА:

1) Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.

2) Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.

3) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

4) История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

5) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

6) Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.

7) Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

8) Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000.

9) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

10) Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.

11) Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М., 1929.

12) Торндайк Э. Процесс учения у человека. - М., 1935.

13) УотсонД. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1925.

14) Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М., 1989.

15) Фрейд 3. «Я» и «ОНО». - Тбилиси, 1991.-Т. 1,2.

16) Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991.

17) Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., 1993.

18) Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

19) Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.

20) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993.

21) Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

22) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.

23) Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

24) Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.

25) Юнг К. Архетип или символ. - М., 1991.

26) Юнг К. Психологические типы. - М., 1995.

27) Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...