Психологические механизмы реализации административных функций управления
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Функция целеполагания – сложный, развернутый процесс мыслительной деятельности по определению философии, политики и мысли организации. Предполагают разработку разных целей: 1) по временной перспективе: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) 2) по значимости (стратегические, тактические, оперативные) 3) по содержанию (экономические, организационные, научные) 4) по признаку очередности их реализации (неотложные, первоочередные, отсроченные) 5) по отношению к структурной цели (кадровые, маркетинговые и др.) 6) по отношению к организации (внутренние. Внешние) 7) по предполагаемому результату (количественные, качественные) 8) по инновациям (адаптивные, стеретипные) Психологические критерии: - по количеству лиц (групповые, индивидуальные) - по степени четкости, определенности (структурированные, неструктурированные) - в зависимости от степени принятия цели подчиненными (формальные, реальные) Требования к формированию цели: - должна быть определенной, объективность – четкость формулировки, конкретность способов и задач по ее достижению - реалистичность, достижимость, измеримость (варифицированность) - операциональность - цель должна быть чуть выше реальных возможностей - цели не должны противоречить друг другу Функция прогнозирования – предвидение возможных изменений в организации, внешней и внутренней среды.Результаты деятельности прогнозирования – предположение будущего развития событий. Классификация прогнозируемых процессов: - относительно внешней среды - относительно внутренней среды - относительно рынка - по степени контролируемости (трудноконтролируемые и т.д.) - по степени определенности (стохастические и т.д.)
- по функциональным признакам (экономические, социальные, технические, прогнозирование сбыта) Планирование (разработка планов реализации, согласование планов, планирование по содержанию, планирование по времени) 3 вида планирования (это выработка целей, прогнозирование, организация исполнения др. – широкий смысл; узкий – это фаза управленческого цикла между этапам прогнозирования и организации исполнения): Планирование - оперативное (с узкими целями) - стратегическое Уровни планирования: 1. от миссии к цели, к задачам 2. от стиля деятельности к политике (стратегия, тактика, конкретные дейтсвия, методы, процедуры, правила, программа) Принципы планирования: - принцип взятых обязательств(учет времени) - принцип гибкости - принцип инновационных изменений(необх сверять реальное событие с ожидаемым) - принцип содействия достигнутой цели(цели д.б. производными от общей.) - принцип эффективности планов - принцип первичного планирования - принцип плановых предположений - принцип структуры стратегической политики - принцип согласованности во времени Функция организации исполнения. Значение: функциональное разрешение и последующая координация работа между индивидами, координация процессов, требующаяся для любой управленческой деятельности) 2 основные задачи: 1. Разделение деятельности между содержанием организации 2. согласование и координация вклада каждого Особую роль в организации исполнения имеет делегирование полномочий (передача полномочий лицу, который принимает на себя их выполнение) Принципы организации исполнения: - скалярный принцип (четкие иерархические отношения) - принцип делегирования (передача полномочий, чтобы обеспечить результат) - абсолютная ответственность - принцип единоначалия Трудности делегирования связаны с локусом контроля человека.
Трудности: - заблуждение «я сделаю сам» - отсутствие способности руководить, т.е. трудности самоорганизации - отсутствие доверия к подчиненным - боязнь риска - неразвитость в существующей организации системы контроля - опасения руководителя, что его могут затмить - опасение потери престижа Обратный процесс – гиперделегирование. Принятие решений. Характерны организационный и психологический аспекты. Организационный: характер места и роли управленческих решений, основные параметры внешней и внутренней среды, нормативные структуры принятия решения, характеристика видов и классов управленческих решений, требования управленческих решений. Психол. Аспект принимаемых решений: связан с мыслит. Проц-ми рук-ля, с его стилем деятельности, личностными особенностями Нормативные требования к принятию управленческих решений: - эффективность решения - обоснованность решения - своевременность - реализация - конкретность и регламентированность - сочетание жесткости и гибкости - соблюдение в принятии решения принципа ограничивающего фактора Мотивирование. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. 3 аспекта проблемы: - мотивация управленца - мотивация исполнительской деятельности - сочетание 1 и 2 Принципы: 1. Система мотивирования направлена на потребность работника. 2. Система мотивирования должна учитывать общий вклад. Два подходак организации ф-ции мотивирования: 1. комплексно-методический подход к организации мотивирования (оптимизация мотивационного потенциала работников). 4 метода: экономический (премия), целевой – ель д.б. четкой и трудной, проектирование –расширение труда д.б. по горизонтали - вертикали, партисипативный (соучастие) – право голоса при принятии решения, согласие с ним, делегирование полномочий. 2. Адаптационно-организационный. Этапы: – прием на работу – первое впечатление – первичная адаптация - поддержка
– этап роста – знание о перспетивах – зрелая профессионализация – уход на пенсию Функциякоммуникации. коммуникация - любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет. Процесс коммуникации включает семь основных структурных компонентов: отправитель — лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена; сообщение — собственно информация, подлежащая передаче получателю; получатель — адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение; канал коммуникации — средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения; «шум» — вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации; обратная связь — информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятости сообщения; коррекция — изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю. В своем развертывании процесс коммуникации проходит четыре основных этапа: возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением; оформление идеи — кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи; сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт; декодирование (понимание смысла) сообщения получателем. Барьеры: Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием) Диспозиционные ошибки обусловлены различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, вступающих в коммуникативный обмен. Статусные ошибки возможны вследствие больших различий в организационном статусе коммуникантов. Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, т.е. многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Невербальные преграды. Неэффективная обратная связь, неумение слушать Плохо сформулированное сообщение.
Потери информации в коммуникативных циклах: сообщение слишком длинное, наличие дополнит-х звеньев(тер. До 30% инф) Преждевременная оценка. «Ошибки страха». Правила и принципы построения правильных коммуникаций: - Правило «постоянной готовности к непониманию»сообщить идею,когда она понятна себе - Правиле конкретности.избегание двусмысленности - Правило контроля за невербальными сигналами. - Правило адресата - Пробило «собственной неправоты». - Правило «места и времени». -Правило открытости - Правило активного и конструктивного слушания - Правило обратной связи. Принципы эффективности коммуникаций: Принцип ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем. Принцип целостности: цель управленческих сообщений — содействовать установлению взаимопонимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия. Принцип стратегического использования неформальной организации: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководитель использует неформальную организацию в дополнение к каналам коммуникации формальной организации Функция контроля. предполагается выяснение ошибок, средств и механизмов их устранения. Виды контроля: 1по этапам- опережающий (считается важнейшим и определяется сутью активной стратегии управленца, состоящей в предсказании и предвидении будущих функций) - текущий (происходит в процессе выполнения работы, вносятся коррективы) - заключительный (выполняет двоякую роль, он помогает решить вопрос о качестве работ и от него зависит оценочные процедуры) 2 по объекту - частичный - полный 3тактический(текущий), стратегический(важный) 4по направленности:результативный и процессуальный Завершающая фаза контроля – коррекция Правило коррекции поведения руководителя: 1) должен обеспечить правильные отношения, спокойствие 2) правильный выбор времени, места 3) необходимо подтверждать фактами 4) критика только поступка, не задевая личности подчиненного 5) объяснить важность изменения поведения лично для сотрудника и для организации в целом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|