Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические механизмы реализации административных функций управления




Функция целеполагания – сложный, развернутый процесс мыслительной деятельности по определению философии, политики и мысли организации.

Предполагают разработку разных целей:

1) по временной перспективе: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

2) по значимости (стратегические, тактические, оперативные)

3) по содержанию (экономические, организационные, научные)

4) по признаку очередности их реализации (неотложные, первоочередные, отсроченные)

5) по отношению к структурной цели (кадровые, маркетинговые и др.)

6) по отношению к организации (внутренние. Внешние)

7) по предполагаемому результату (количественные, качественные)

8) по инновациям (адаптивные, стеретипные)

Психологические критерии:

- по количеству лиц (групповые, индивидуальные)

- по степени четкости, определенности (структурированные, неструктурированные)

- в зависимости от степени принятия цели подчиненными (формальные, реальные)

Требования к формированию цели:

- должна быть определенной, объективность – четкость формулировки, конкретность способов и задач по ее достижению

- реалистичность, достижимость, измеримость (варифицированность)

- операциональность

- цель должна быть чуть выше реальных возможностей

- цели не должны противоречить друг другу

Функция прогнозирования – предвидение возможных изменений в организации, внешней и внутренней среды.Результаты деятельности прогнозирования – предположение будущего развития событий.

Классификация прогнозируемых процессов:

- относительно внешней среды

- относительно внутренней среды

- относительно рынка

- по степени контролируемости (трудноконтролируемые и т.д.)

- по степени определенности (стохастические и т.д.)

- по функциональным признакам (экономические, социальные, технические, прогнозирование сбыта)

Планирование (разработка планов реализации, согласование планов, планирование по содержанию, планирование по времени)

3 вида планирования (это выработка целей, прогнозирование, организация исполнения др. – широкий смысл; узкий – это фаза управленческого цикла между этапам прогнозирования и организации исполнения):

Планирование

- оперативное (с узкими целями)

- стратегическое

Уровни планирования:

1. от миссии к цели, к задачам

2. от стиля деятельности к политике (стратегия, тактика, конкретные дейтсвия, методы, процедуры, правила, программа)

Принципы планирования:

- принцип взятых обязательств(учет времени)

- принцип гибкости

- принцип инновационных изменений(необх сверять реальное событие с ожидаемым)

- принцип содействия достигнутой цели(цели д.б. производными от общей.)

- принцип эффективности планов

- принцип первичного планирования

- принцип плановых предположений

- принцип структуры стратегической политики

- принцип согласованности во времени

Функция организации исполнения. Значение: функциональное разрешение и последующая координация работа между индивидами, координация процессов, требующаяся для любой управленческой деятельности)

2 основные задачи:

1. Разделение деятельности между содержанием организации

2. согласование и координация вклада каждого

Особую роль в организации исполнения имеет делегирование полномочий (передача полномочий лицу, который принимает на себя их выполнение)

Принципы организации исполнения:

- скалярный принцип (четкие иерархические отношения)

- принцип делегирования (передача полномочий, чтобы обеспечить результат)

- абсолютная ответственность

- принцип единоначалия

Трудности делегирования связаны с локусом контроля человека.

Трудности:

- заблуждение «я сделаю сам»

- отсутствие способности руководить, т.е. трудности самоорганизации

- отсутствие доверия к подчиненным

- боязнь риска

- неразвитость в существующей организации системы контроля

- опасения руководителя, что его могут затмить

- опасение потери престижа

Обратный процесс – гиперделегирование.

Принятие решений.

Характерны организационный и психологический аспекты.

Организационный: характер места и роли управленческих решений, основные параметры внешней и внутренней среды, нормативные структуры принятия решения, характеристика видов и классов управленческих решений, требования управленческих решений.

Психол. Аспект принимаемых решений: связан с мыслит. Проц-ми рук-ля, с его стилем деятельности, личностными особенностями

Нормативные требования к принятию управленческих решений:

- эффективность решения

- обоснованность решения

- своевременность

- реализация

- конкретность и регламентированность

- сочетание жесткости и гибкости

- соблюдение в принятии решения принципа ограничивающего фактора

Мотивирование.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

3 аспекта проблемы:

- мотивация управленца

- мотивация исполнительской деятельности

- сочетание 1 и 2

Принципы:

1. Система мотивирования направлена на потребность работника.

2. Система мотивирования должна учитывать общий вклад.

Два подходак организации ф-ции мотивирования:

1. комплексно-методический подход к организации мотивирования (оптимизация мотивационного потенциала работников). 4 метода: экономический (премия), целевой – ель д.б. четкой и трудной, проектирование –расширение труда д.б. по горизонтали - вертикали, партисипативный (соучастие) – право голоса при принятии решения, согласие с ним, делегирование полномочий.

2. Адаптационно-организационный. Этапы:

– прием на работу – первое впечатление

– первичная адаптация - поддержка

– этап роста – знание о перспетивах

– зрелая профессионализация

– уход на пенсию

Функциякоммуникации.

коммуникация - любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет.

Процесс коммуникации включает семь основных структурных компонентов:

отправитель — лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена;

сообщение — собственно информация, подлежащая передаче получателю;

получатель — адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение;

канал коммуникации — средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения;

«шум» — вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации;

обратная связь — информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятости сообщения;

коррекция — изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю.

В своем развертывании процесс коммуникации проходит четыре основных этапа:

возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением;

оформление идеи — кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи;

сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт;

декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

Барьеры:

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием)

Диспозиционные ошибки обусловлены различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, вступающих в коммуникативный обмен.

Статусные ошибки возможны вследствие больших различий в организационном статусе коммуникантов.

Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, т.е. многозначности и наличием ряда смысловых оттенков.

Невербальные преграды.

Неэффективная обратная связь, неумение слушать

Плохо сформулированное сообщение.

Потери информации в коммуникативных циклах: сообщение слишком длинное, наличие дополнит-х звеньев(тер. До 30% инф)

Преждевременная оценка.

«Ошибки страха».

Правила и принципы построения правильных коммуникаций:

- Правило «постоянной готовности к непониманию»сообщить идею,когда она понятна себе

- Правиле конкретности.избегание двусмысленности

- Правило контроля за невербальными сигналами.

- Правило адресата

- Пробило «собственной неправоты».

- Правило «места и времени».

-Правило открытости

- Правило активного и конструктивного слушания

- Правило обратной связи.

Принципы эффективности коммуникаций:

Принцип ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем.

Принцип целостности: цель управленческих сообщений — содействовать установлению взаимопонимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия.

Принцип стратегического использования неформальной организации: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководитель использует неформальную организацию в дополнение к каналам коммуникации формальной организации

Функция контроля. предполагается выяснение ошибок, средств и механизмов их устранения.

Виды контроля:

1по этапам- опережающий (считается важнейшим и определяется сутью активной стратегии управленца, состоящей в предсказании и предвидении будущих функций)

- текущий (происходит в процессе выполнения работы, вносятся коррективы)

- заключительный (выполняет двоякую роль, он помогает решить вопрос о качестве работ и от него зависит оценочные процедуры)

2 по объекту

- частичный

- полный

3тактический(текущий), стратегический(важный)

4по направленности:результативный и процессуальный

Завершающая фаза контроля – коррекция

Правило коррекции поведения руководителя:

1) должен обеспечить правильные отношения, спокойствие

2) правильный выбор времени, места

3) необходимо подтверждать фактами

4) критика только поступка, не задевая личности подчиненного

5) объяснить важность изменения поведения лично для сотрудника и для организации в целом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...