Через что действуют на нас гуны материальной природы?
Гуна благости (Саттва)
Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Бхагавад-гита, 14.6
Cаттва-гуна отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.
Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам.
Гуна благости отличается тремя признаками:
1. она чище других гун
2. она просветляет или дает знание
3. она избавляет от всех последствий грехов
Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха.
Но здесь есть 2 проблемы, которые приводят человека к деградации в гуне благости:
привязанность к знанию
привязанность к счастью
Привязанность к знанию порождает гордость и чувство превосходства, а к счастью — порождает желание сохранить своё положение, и человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается ею.
Гуна страсти (Раджас)
Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
Раджа-гуна отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.
Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире. Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц (!), а потом снова хочется чего-то нового.
Гуна страсти отличается следующими двумя признаками:
1.Алчность — бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.
2.Жадность—сильная привязанность к тому, что имеем, человек вовлекается в бурную деятельность и:
Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он
привязывается к деятельности
привязывается к плодам деятельности
В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т. п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.
Гуна невежества (Тамас)
Гуна тьмы, порождённая невежеством, держит всех воплощённых живых существ в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.
Бхагавад-гита, 14.8
Гуна невежества отличается только одним признаком:
1. Она держит воплощенные живые существа в иллюзии
В результате влияния иллюзии человек становится: Безумным, Ленивым И Сонным
Гуна невежества опускает человека на дно жизни,лишая рассудка. В результате он всё больше деградирует и опускается до адских форм существования.
Если человек не прилагает усилий чтобы возвышать своё сознание и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.
Тама-гуна порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище.
Вся деятельность, связанная с гуной невежества, обычно сопровождается гневом, насилием, скорбью. Например, люди, принимающие интоксикации (алкоголь в больших количествах, наркотики), живут в гуне невежества. Понимание счастья в этой гуне такое, что пусть всем будет плохо, и только мне хорошо. Но истинного счастья здесь нет и быть не может.
Гуна невежества опускает человека на дно жизни, лишая рассудка. В результате он всё больше деградирует и опускается до животных форм существования.
Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.
Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь.
Как проявляются гуны?
Гуна благости
ценятся качества характера
чистота, опрятность
в несчастьях человек считает виновным себя
речь простая и деликатная
жизнь начинается утром
счастье находится в настоящем (я счастлив здесь и сейчас от того что я делаю, от круга общения и т. д.)
Гуна страсти
попытка всё использовать для своей выгоды (людей, обстоятельства…)
оценивается внешний вид, одежда, аксессуары
резких запах, чрезмерное испльзование парфюма
человек винит в своих несчастьях жизнь, судьбу, других
в речи много научных слов, терминов, изысканных выражений
жизнь начинается днем
счастье находится в будущем (счастье будет потом, сначала мне нужно сделать то-то или дождаться того-то…)
Гуна невежества
человек ни с чем и ни с кем не считается и хочет жить для себя
неряшливость, нечистоплотность
нечистый запах, запах алкоголя, кофе, сигарет и т. п.
всегда виновны другие
речь грубая, в том числе мат
жизнь начинается вечером
счастье находится прошлом (воспоминания о том, что вот тогда-то было хорошо…)
Гуны материальной природы пронизывают всё наше существование и принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы заслужили.
В материальном мире мы можем наблюдать три основные процесса, которые происходят повсюду, начиная с микроскопического уровня, и кончая вселенским:
- Сотворение, начало
- Поддержание, сохранение, середина
- Уничтожение, конец
Материальная природа едина, но она может действовать в трех режимах работы. Когда что-либо появляется на свет, мы говорим, что природа действует в режиме страсти, раждо-гуне. Когда что-либо продолжает существовать, природа действует в режиме добродетели, саттва-гуне. И когда что-либо разрушается, природа действует в режиме невежества, тамо-гуне.
Именно гуны определяют психологический тип личности человека. Сквозь призму трех гун мы можем научиться видеть три режима работы ума и разума человека. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и заинтересован в знании ради него самого. Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения.
Другими словами, когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды. Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания. Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.
Исходя из такого описания мира, который предлагают Веды, каждый из нас может распознать эти три психологические состояния, опираясь на свой собственный опыт. Вероятно, в своей жизни мы уже провели какое-то время в каждом из этих трех режимах.
Все три гуны присутствуют в каждом человеке, и, как говорится в Бхагавад-гите (14.10) среди этих трех гун всегда происходит «соревнование за первенство». Тем не менее, у каждого человека существует определенная гуна, которая склонна доминировать над ним. Действуя в своем особом стиле, она приводит этого человека к характерному результату. Таким образом, Бхагавад-Гита говорит, что гуна благости приводит человека к счастью или удовлетворению. Результатом этой гуны является знание. Гуна страсти обуславливает человека на деятельность с корыстными мотивами, и приносит страдание (потому что страстным желаниям нет конца; умножаясь и побуждая нас к деятельности, они никогда не приносят удовлетворения). Гуна невежества обрекает человека на глупость; результатом этой гуны является систематическое заблуждение или безумие.
Шрила Прабхупада охарактеризовал три «чистых типа» этих гун следующим образом: «Один – счастлив, другой – очень активен, третий – беспомощен». (Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий).
Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также, как смешивая три цвета – красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира.
Знание о трех гунах природы составляет важную часть Ведической парадигмы и является основой для научного понимания материального мира.
Принципиальное описание
Саттва-гуна – поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост.
Раджо-гуна – сотворение, слава, гордость, само-возвеличивание, динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, желание обрести плоды деятельности..
Тамо-гуна – разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе.
Материальный мир начинается и заканчивается на трёх гунах природы. Следовательно, всё, что находится в этом мире, также пронизывается гунами. Жизнь человека, а именно все сферы его жизни определяются разным влиянием гун природы.
В Шримад-Бхагаватам (11.25.30-31) приводится описание различных предметов и понятий, находящихся под влиянием разных гун. Господь говорит Уддхаве: “ Разные предметы, места проживания, плоды усилий, время, знание, карма, исполнители действий, вера, устремления — всё соткано из трёх гун материальной природы. О лучший из людей, всё, что можно слышать, видеть или постигать умом, находится в пределах пракрити и пуруши и потому состоит из этих трёх гун ”.
Таблица гун
Качества людей, находящихся в гунах благости, страсти и невежества
Под влиянием гуны благости человек становится мудрее других. Поскольку он ведет жизнь согласно предписаниям ведической литературы, несчастья не преследуют его так, как всех остальных. Он чувствует, что продвигается в материальном знании. Такой человек ощущает себя счастливым, потому что в большей или меньшей степени избавлен от греховных реакций. Когда человек утверждается в благости, ему начинает казаться, что он во многом превосходит других. Лучшие тому примеры — поэты, философы и ученые. Каждый из них очень гордится своими познаниями и, поскольку такие люди достигают относительного благополучия, им кажется, что они счастливы. Это ощущение счастья связывает их гуной благости.
Человек в гуне страсти развивает в себе жажду материальных удовольствий. Он жаждет наслаждаться и видит в этом смысл жизни. Для удовлетворения чувств человек должен иметь некоторый почет в обществе, счастливую семью, материальный достаток. Таковы продукты гуны страсти. До тех пор, пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться, поскольку дом, семья, престиж нуждаются в постоянном поддержании. Деятельность человека в гуне страсти направлена на достижение результатов. Человек зарабатывает столько, сколько может, и тратит это на благие цели. Иногда он тратит деньги на строительство лечебных учреждений, занимается благотворительностью и т.д., чтобы поднять свой престиж и статус в обществе. Таким образом, современный материальный мир в большей или меньшей степени находится под влиянием именно этой гуны, но прежде в ведическом обществе преобладала гуна благости.
Гуна невежества — полная противоположность гуны благости. В гуне невежества люди не понимают сути вещей. Человек в гуне невежества очень ленив и совсем не интересуется духовной жизнью. Он лишен активности, присущей гуне страсти. Такой человек спит больше, чем необходимо. Для функционирования здорового организма достаточно шести часов сна, но люди в гуне невежества спят по десять-двенадцать часов в сутки. Такие люди постоянно подавлены. Они привязаны к интоксикациям и сну. Любая деятельность, которой они заняты, не приносит блага ни им, ни окружающим.
Что заставляет нас действовать тем или иным образом?
Большинство людей думают, что контролируют все свои действия и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако Господь говорит, что это не так, и мы — лишь марионетки в руках сил природы: «Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение». (Б.Г.3.5)
Хотя жизнь людей, пребывающих в гуне благости, может показаться вполне счастливой, все же они остаются обусловлены телесной концепцией жизни, и поэтому находятся в иллюзии. Кто-то может думать, что он — Доктор Брайт, американец, мужчина средних лет, верный муж, заботливый отец, разумный, образованный джентльмен и т.д. Но все эти критерии материальны, поскольку касаются только тела и ума. Он еще не осознал, что является душой, вечным слугой Господа, а не телом или умом. До тех пор, пока он будет считать себя телом, он будет попадать под влияние законов природы и испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью.
Если даже человек, который находится в гуне благости, связан подобным образом, что говорить о тех, на кого влияет страсть и невежество? Те, кто находится в гуне страсти, связаны попытками удовлетворять свои бесчисленные желания, а пребывающие в гуне невежества, связаны безумием, ленью и сном.
Нашей настоящей жизнью является духовная жизнь, полная вечности, знания и блаженства (сат, чит, ананда). Очарованные иллюзией благости, люди считают настоящей целью жизни мирское образование и достижение материального благополучия. Для людей в гуне страсти единственной реальностью является секс и накопление имущества, а в гуне невежества — сон и одурманивающие средства. Таким образом, наша чистая духовная природа оскверняется нечистыми желаниями, порожденными гунами природы.
Господь является «сварат» — совершенно независимым; Он волен делать все, что пожелает. А поскольку мы являемся Его крохотными частичками, мы тоже имеем в себе свойство быть независимыми, но только в меньшей мере. Таким образом, согласно нашим желаниям, наше тело действует либо в гуне благости, страсти или невежестве, либо в сочетании этих гун, поскольку наши желания материальны. Наши желания — результат отождествления себя с материальным телом, и поэтому они являются продуктами гун материальной природы. Пути, которыми мы пытаемся удовлетворить эти желания, также материальны.
Как же преодолеть влияние трёх гун природы?
Наиболее легким и действенным способом прогресса в век Кали является метод бхакти-йоги (преданное служение Господу). Тот, кто практикует этот метод имеет ясные критерии того, правильно он развивается в духовной жизни или нет. Начальным результатом правильного развития культуры бхакти-йоги должно быть исчезновение у практикующего признаков невежества и страсти. Похоть, жадность, гнев и пр. должны уйти из сердца. Таким образом человек утверждается в гуне благости. Поднять сознание в гуну благости совершенно необходимо для того, что начать понимать и ощущать духовную реальность. Таким ообазом, хотя гуна благости и представляет собой материальный уровень, тем не менее она является пусковой установкой, с помощью которой человек может отправиться в последнее путешествие к трансцендентности, где нет ни творения, ни разрушения, но есть лишь вечное существование, или, другими словами, чистая, беспримесная саттва.
Через что действуют на нас гуны материальной природы?
Ответ:
13 глава 11 Песни Шримад-Бхагаватам перечисляет основные проводники влияния гун материальной природы на сознание человека.
1. агамах — священные писания,
2. вода (вкус),
3. праджах — общение с обычными людьми и собственными детьми,
4. место,
5. время,
6. деятельность (карма),
7. джанма — происхождение,
8. медитация (дхйана),
9. мантры,
10. самскары, то есть ритуалы и обряды, которые мы совершаем
Эти объекты являются проводниками влияния гун материальной природы на человека. Поэтому нужно тщательно избегать всего того, что осквернено влиянием низших гун. Усиливая посредством этих проводников влияние на себя гуны благости, человек постепенно обретает способность практиковать религию, осознать ее суть и пробудить в себе духовное знание.
Чтобы развивать гуну благости, нужно читать священные писания, побуждающие к отречению от мира чувственных наслаждений и философских рассуждений и призывающие поклоняться Верховной Личности Бога. Иначе говоря, идеология сильнее всего влияет на человека. Вода должна быть чистой — к нечистой влаге относится одеколон, вино и т.д. Общение с людьми по силе влияния на человека занимает третье место — нужно общаться с людьми, несущими в себе преданность Господу и дух отречения от мира. Место — не шумный город, не бар и не ресторан. Время — Брахма-мухурта. Карма — предписанные обязанности. Рождение — под рождением понимается духовное посвящение — не у мистиков и не в различных странных культах. Медитация — размышления о жизни великих святых и преданных, не о женщинах и сильных мира сего.
Если человек не прилагает усилий чтобы возвышать своё сознание и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: