Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерес как фактор, повышающий активность учащихся

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Принципы, используемые в педагогической деятельности

2. Интерес как фактор, повышающий активность учащихся

3. Основы знаний

4. Межпредметные связи

5. Факторы, способствующие повышению активности

6. Самостоятельные занятия

Заключение

Литература

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях социально - экономических и социально-культурных преобразований в современной системе физического воспитания определены приоритетные принципы гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса. Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования основной целью учебного предмета является формирование физической культуры учащихся как компонента общей культуры человека, гражданина.

Перед современным учителем стоит задача - обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. В развитии интереса к предмету роль заинтересованности велика, особенно в младших классах. Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и характер внимания учащихся на уроке, его активность, а также критичность ума, творческий подъем учащихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.

Отсюда возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к системе школьного - физического образования и условиями жизнедеятельности учащихся в сложившейся современной ситуации.

Здоровье учащихся является приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Не смотря на приоритетность, вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Отмечается тенденция увеличения числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса - это физическая культура.

Перед каждым учителем возникают вопросы: «Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного компонентов? Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физической культуры?

Новизна данной работы состоит в подборе практического и теоретического материала содержания уроков, в реализации межпредметных связей, на уроках физической культуры, в сочетании школьного и дополнительного образования.

В основе опыта — идея создания условий, способствующих развитию познавательного интереса к занятиям физической культуры и осознанному отношению к здоровью.

Результативность может быть определена по следующим показателям:

- устойчивый интерес к предмету;

- отсутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной;

- улучшение состояния здоровья;

- повышения физической работоспособности;

- развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, воли.

 


ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Изменения парадигмы образования требует от учителя переосмысления его профессиональной деятельности и личностного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. В этом направлении для работы используется технология личностно ориентированного развивающего обучения (автор И.С.Якиманская) и педагогика сотрудничества (автор Ш.А. Амонашвили, С.М.Макаренко), теория развития познавательного интереса (автор Г.И.Щукина) и такие принципы:

- доступность;

- прочность;

- сознательность и активность;

- демократичность;

- учет индивидуальных способностей.

 

ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 

Задавая вопрос, что способствует повышению эффективности урока, имеем ввиду целеустремлённую активность учеников в процессе обучения. Активность, проявляемая учениками на уроке, может быть представлена в двух видах:

- познавательная;

- двигательная.

Познавательная активность учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по предмету. В этом случае ученик придает значение содержательной стороне обучения.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственными, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Исходя из данных определений, выделяются два характера факторов, которые обеспечивают активность учащихся на уроках:

- биологические факторы (потребность в движении, потребность в сохранении здоровья);

- социальные факторы (интерес к урокам, чувство удовлетворенности к урокам).

Интерес — это положительное отношение к чему — либо, побуждающее человека проявить активность для познания интересующего.

Интерес учащихся на уроке физической культуры отличается разнообразием целевых установок учащихся:

- укрепить здоровье;

- сформировать тело;

- развивать физические и психические качества.

Интерес познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. В практике осуществляется стимуляция познавательного интереса через организацию учебной деятельности учащихся. В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотив не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания. Стимулами, связанными с организацией и характером протекания учебной деятельности, являются:

- многообразие форм самостоятельной работы, их сменяемость (это стимулирует активную деятельность, помогает осознать необходимость в преодолении трудностей, заставляет думать);

- проблемность изучения материала, ее стимулы, способствующие развитию и укреплению познавательного интереса.

Среди условий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяются следующие:

- пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;

- разнообразие видов деятельности на уроке;

- осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоения намеченных учителем действий на уроке;

- связь нового материала с ранее изученным;

- доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью трудности, сложности;

- своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся; яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоционального тонуса.

При подготовке к уроку соблюдаются данные условия. Анализируется содержание изучаемого материала, намечаются дидактические задачи урока, и определяется соотношение учебного материала с задачами воспитания, с уровнем развития учащихся определенного года обучения, с учетом психики отдельных учеников, с их собственным психологическим состоянием и жизненным опытом.

При разработке урока появляется возможность поставить ученика в позицию активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи. Для этого необходимо обладать умением перевоплощаться, позволяющее увидеть урок глазами учеников, понять их особенности, с учетом которых, как известно, более успешно организуется познавательная деятельность. Возникает представление о том, как учащиеся будут овладевать двигательными навыками и умениями: что позволит им выйти на самостоятельный уровень деятельности, а где потребуется помощь; что из пройденного материала следует повторить, на что из повторенного опереться при изучении нового, как закрепить новое, что будет для учащихся интересным и легким, а что трудным.

Очень важно довести до сознания учащихся цель урока, помочь им достичь ее.

Для этого ученику необходимо осознать и принять цель, затем перевести ее с внешнего уровня осознания на внутренний. Осознание школьниками поставленных задач, стоящих перед ними определяет успехи в учении и отношении к предмету. Принятие цели учащимися - первый этап на пути, ведущий ее к достижению. Чтобы рассчитать реальность приближения к цели, учащимся нужно взвесить свои возможности, сопоставляя их с требованиями данного этапа урока. Используются различные приемы целеполагания.

В одном случае учителем сообщается и разъясняется цель урока. В другом, чтобы активизировать учащихся и мобилизовать их внимание, а так же чтобы научить их ставить перед собой цель, учитывая свои силы и возможности, задается ряд вопросов - ориентиров, чтобы подвести школьников к определению содержания урока и принятию цели. Например, при обучении низкому старту (после предварительного ознакомления с подготовленностью учащихся и освоению этого умения) предлагается нескольким ученикам сделать ускорение с низкого старта. В парах - один ученик более сильный, лучше выполняющий это действие (это может быть ученик, занимающийся в секции лёгкой атлетики). Далее в форме диалога анализируется выполнение задания: кто быстрее преодолел указанную дистанцию и почему. Таким образом, ученики подводятся к осознанию учебной задачи - овладеть низким стартом для успешного выполнения учебного норматива по скоростному бегу.

Другой пример, уточняются стартовые положения при проверке плотно ли упираются учащиеся в землю руками в положении «Внимание!», дается задание: «Сделать хлопок в ладони». Одни при этом теряют равновесие, другие остаются на ногах. Ученикам предлагается найти этому объяснение.

Тем самым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены на процесс учения, учащиеся становятся активными участниками познавательной деятельности, а не исполнителями воли учителя.

На каждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном материале. Важно научить учащихся выделять сначала «грубые» ошибки, определять пути их устранения, затем - менее существенные ошибки и детали техники: почему не получается, в чём ошибка. А как правильно? Учащиеся учатся сравнивать выполнение двигательного действия разными учениками (не ущемляя слабо подготовленных!)

Проявлению активности в данном случае способствует сформированность определённых знаний. По ходу обучения происходит освоение таких понятий как «темп движений» и его значение при развитии двигательных качеств; «нагрузка» и её роль в развитии силы, быстроты; рациональные исходные положения при выполнении упражнений; амплитуда движений и её зависимость от характера выполняемого упражнения; методы тренировки; знание терминологии.

 

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

 

Самым важным является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных носителей информации.

Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой. Особое внимание уделяется формированию знаний учащихся по организации и формам самостоятельных занятий физическими упражнениями. Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.

Так, учащиеся 5-6 классов усваивают значения таких понятий как гигиенические правила занятий, дыхательная система и ее функции, значение физических упражнений, питания, его значение для роста и развития организма. Постепенно от класса к классу значение их раскрывается более широко: так к 7-8 классу - расширяются понятия гигиены умственного труда, как основной формы организации физического воспитания; реакция организма на различные физические нагрузки. Формы самостоятельных занятий: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры раскрывают ловкость, гибкость в 5-6 классах, а индивидуальное выполнение тренировочных упражнений с целью развития основных двигательных качеств реализуется в старших классах. Соответственно раскрывается и содержание, организация и система отдельных форм самостоятельных занятий. В 5-6 классах даются рекомендации по назначению конкретных упражнений и требований к их выполнению, по составу комплексов, последовательности их выполнения и дозировки. В 7 классе обосновывается новое содержание комплекса. В 8-9 классах знания усложняются: вариативность содержания комплексов определяется в зависимости от используемого инвентаря; дается методика выполнения упражнений силового характера; определяются принципы подбора упражнений и их дозировка.

Развивая активность учащихся 7-8 классов после первоначального ознакомления с новым разделом, предлагается учащимся задавать на понимание вопросы. По их характеру делается вывод об уровне знаний ученика, его умении сравнивать, анализировать, обобщать.

Показывая важность физической подготовки, выносливости, приводятся примеры героизма и мужества спортсменов в разные периоды истории Отечества.

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

 

Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов, таких как физика, биология, природоведение, математика.

Так, обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.

Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...