Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции политической социализации личности.




Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.

Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентаций, норм поведения.

Установочно-нормативная тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения.

Поведенческо-деятельностная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.

В своей совокупности эти функции выполняют общую задачу формирования личности как политически активного гражданина соответствующего государства.


 

44. Всеобщая декларация прав человека.

Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав человека, является Всеобщая декларация прав человека (10 дек. 1948г.). Декларация основана на общедемократических достижениях человечества. Она состоит из преамбулы и 30 статей. Она провозгласила элемент личного права: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на защиту от рабства, жестокого бесчеловечного отношения. Гражданские политические права и свободы в статьях 13-21: право на гражданство, место жительства, выезд из страны и политическое убежище, свобода мысли, совести.

О соц.-экон. и культурных правах – статьи 22-27: права на труд, на свободный выбор труда, на защиту от безработицы. Право на равную оплату труда и соц обеспечение. Образование должно быть всеобщим и обязательным, высшее – доступным для всех на основе способностей каждого. В статье 29 говорится об обязанности каждого человека перед обществом и установленных возможных ограничений при осуществлении индивидуальных прав и свобод. Эти ограничения устанавливаются для обеспечения общественного порядка. Все ограничения могут иметь место, если они установлены законом.

Декларация не создает для государства обязательных норм поведения. Генеральная Ассамблея провозгласила ее «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства». Принятие Всеобщей декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различными общественными строями в области прав человека.

Однако были противоречия перед подписанием декларации. Зап. страны – упор на гражданские права, СССР – на соц.-экономич. права. Западные страны – защита индивида, а в СССР – грубое нарушение права отдельных людей и народов. Но удалось договориться.


 

45. Понятие и сущность политической идеологии

Понятие идеологии относится к числу неоднозначных категорий, сложных и весьма трудных для понимания. Сегодня в понятие «идеология» включаются десятки вещей. В конце 19 века идеология – наука о продуктах человеческого разума. В современном значении идеология – одна из форм общественного сознания. Общественное сознание – это взгляды, идеи, теории, моральные принципы, другими словами, это совокупность духовной жизни, идей и взглядов, общих для большинства общественных групп, классов и общества в целом.

К идеологии относится та часть общественного сознания, которая находится в функциональной связи с интересами и действиями определенного класса.

Политическая идеология – это социально-значимая теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев, и которая служит обоснованием политических действий. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, отношение к различным политическим институтам. В политической идеологии фиксируется отношение к партийным массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общие идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Не всякая идеология содержит в себе политические директивы, указания как следует действовать. Эту функцию реализуют политические доктрины и программы. Политическая доктрина – система взглядов, определяющих направление и цели в конкретных исторических условиях данной эпохи. Политическая доктрина может служить основанием для политического движения, партии. В ней более или менее четко обозначаются средства, при помощи которых возможно достижение заданных целей. Политическая идеология и доктрина выполняют следующие функции:

1. Функция объяснения действительности

2. Формирование общественного мнения

3. Оправдание приемлемых для господствующего класса ценностей

4. Легитимация власти, определение политических сил и режимов.

5. Интеграционную и мобилизирующую функцию, объединяющую людей в социальное целое.

6. Критическая функция

7. Конструктивная функция, проявляется наиболее четко при принятии политических программ, которые реализуются затем на практике.

8. Компенсаторская функция. Вселяет надежды на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсирую социальную неудовлетворенность.

Доктрина, применяемая в конкретной ситуации, называется политической программой. Политическая программа переносит идеологическую доктрину в сферу практических действий.


 

46: Основные положения идеологии консерватизма и неоконсерватизма.

Одной из ведущих форм полит. идеологии на Западе – консерватизм (лат. - сохранять). В 18-19 вв. для обознач. идеолог. Шатобриан ввёл опред. консерватизма.

Консерватизм – одно из идейно-полит. течений общ. мысли, характ. приверженностью его сторонников сохранению традиций и устоев гос. и общ. устр-ва.

Первонач. формой консерватизма был классич. консерватизм, выраж. интересы сословной феод. аристократии, потерявшей привилегированное положение в результате бурж. революций. Предст. его были: Мюллер, Мозер, Кальридж, де Местр, Бональд.

Представители класс. консерватизма выступали против идей Просвещения, отрицали принципы бурж. демократии, республ. правления, конституционализма.

Их основн. требов. были:

- сохранение королевской власти, феод. устоев, дворянских, церковных привелегий.

- выст. за гос-во, стоящее на страже общества феод. типа

- защита феод. наследств. частной собственности, отдавали предпочтение светскому аграрному образу жизни.

Консерватизм трактуется как тип мышления и поведения тех соц. слоёв, полож. кот. в обществе угрожает объект. тенденции соц. изменений. В своём развитии консерватизм прошёл длинный путь, но его принципы остались прежними.

Принципы консерватизма:

1. Идея несовершенства общества и человека

2. Нравств. абсолютизм (консерв. выступают сторонниками объект. и неизмен. нравств. ценностей, свобода по их мнению не есть освобожд. от моральных предписаний, деят-ть общ. систем, пр-ва, частных лиц оценив. в соотв. с неизм. нравств. стандартами).

3. Недоверие консерватизма к демократии, особенно к демокр. популистского толка, кот. ведёт к разрушению морали, распущенности, торжеству посредственности и к др. порокам. Правление больш-ва несовершенно, оно сопровожд. серией ошибок и чревато терапией. В консерватизме преоблад. тенденция прославления демокр. тоталит. правления.

4. Консерваторы отвергают веру в неизбежность прогресса, по их мнению чел. история не предст. собой цепь неуклонного совершенств. разл. сфер деятельности людей. Они заявляют, что выгоды стабильного существования намного превосходят результаты радикальных реформ, реформы они признают, как возможность избежать соц. потрясений, как меньшее зло по сравнению с революцией.

5. Полит. реализм основ. на неизмен. и порочности природы ч-ка консерв. не поддерж. доктрины переустройства мира, идеи достижения всеобщего равенства.

6. Отрицат. отношение к идее соц. равенства. Оно оправдывается тем, что общество предст. собой естеств. иерархию, более того утвержд. необходимость соц. классов и соц. делений общества, а => и бессмысленность попыток смягчения соц. противоречий путём законодат. или иной деятельности гос-ва.

7. Традиционализм, т.е. приверж. традициям, локальным патриотизмам, ритуалам.

8. Консерваторы выступают против активного участия в политике народных масс. Главная опасность видится в политизации ч-ка, влиянии на него полит. идеологии, конс. отверг. прямой политики и идеологии в жизни ч-ка, но они выступают за сильное гос-во как преграда против возм. соц. беспорядков

9. Консерваторы явл. сторонниками местного самоуправл. с целью ослабления вмешательства власти в соц. механизм, они призывают к максим. рассредоточению власти, изъятию власти у центр. органов и передачи их местным. Местная власть должна иметь такие же права как и центр.

10. Национализм

11. Непримеримость к идейным и полит. оппонентам (характ. для радикального консерватизма – новые правые)

Специфич. чертой консерваторов является негативное отношение их к переменам, происходящих в обществе, абсолютизация существующего порядка и ориентация на его сохранение, но это не означает, что консерваторы опережают прогресс вообще. Они говорят, что позит. перемены необх., но осуществляться они должны очень медленно, т.к. порочная человеческая природа требует постоянного сдерживания соц. институтами.

В 40-х гг. начался рост влияния консерв. идеологии и потом начался неоконсерватизм. Неоконсерватизм – это полит. течение в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособл. к новым условиям обществ. развития.

Представители: Липсет, Белл, Кальтенбруннер, Арон и др.

Отличит. чертами неоконсерватизма явл. следующие:

1. Область экономики (Неоконсерв. выступает за рыночную экономику и свободное предпринимательство, за гос-вом признаётся право регулирования экономики, но оно должно быть ограничено. М. Тэтчер.)

2. Область соц. политики (Выступает за сокращение гос. соц. программ, которые нарушают естественные неравенства, приводит к соц. выравниванию, лишая предприимчивых людей заслуженного вознаграждения.)

Если в сфере экономики деятельность гос-ва ограничивается, то в сфере политики консерв. выступает за создание сильного гос-ва, облад. значит. властью, достаточн. для того, чтобы не идти на компромиссы с какими-либо полит. группами, способного обеспечить защиту частной собственности, права личности, порядка в стране, оказать принуждение по отношению к недовольным и протестующим, нарушающих общественный порядок.

Иногда путают консерватизм и неоконсерватизм с реакцией. Реакция – борется с настоящим с целью возврата к прошлому. Консерватизм – стремится сохранить существующий порядок вещей.


 

47. Основные положения идеологии либерализма и неолиберализма.

Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.

Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.

Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.

Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.

Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.

Черты либерализма:

1. либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.

2. в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли

3. в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.

В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.

Суть неолиберализма:

1. на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах.

2. Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.


 

49. Сущность, ф-ции и разновидности полит. конфликтов и кризисов

Конфликт (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.

Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность считается нормальным состоянием общества, а конфликт временным.

Марксисты же считают, что единство временное, а противореч. и конфликт пост.

По

литический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).

Сущность конфликта в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому по причине несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности.

Негативные функции:

- угроза интеграции общества

- может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений – возможно возникновение раскола в малоустойчивых группах.

- несет угрозу ликвидации данной пол системы.

Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.

Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.

Три типа пол конфликтов:

- конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.

- ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.

- конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определенной группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.

Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.

Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.

Выделяют разные виды пол конфликтов:

- конфликт общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации

-Межгос конфликты (вооруженные и невооруженные)

-Внутрипол конфликты обусловлены разными интересами тех или иных групп. Эти конфликты делятся на межклассовые, межнациональные, межпарт, внутрипарт и межличностные.

Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация.

Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.

Межлич конф имеют место как между представит разн партий, так и между одной партии.

Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:

- затрагивать теорет и конст процедуры и органы

- затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности

Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним

Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.

Кризис правящей партии - в ее идеал. и организац распаде, утрате авторитета.


51. Понятие международных отношений и их субъекты.

Мировой порядок зависит от взаимодействия и взаимоотношения 200 и более государств. МО включают в себя политические и иные связи между субъектами МО.

МО – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений между субъектами МО.

Субъектами МО в первую очередь являются государство, оно определяет развитие всех форм государственных отношений, однако сейчас большое влияние приобретают межгосударственные и международные организации (двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические блоки, региональные и международные организации).

Государство выступает на первый план, так как это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает к себе никакой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием некоторых обстоятельств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В современной мире обозначилась объективная тенденция расширения участников МО и все более важными субъектами являются межгосударст. объединения. Они создаются для реализации определенных целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-то общего интереса. В таких объединениях может сложиться ситуация, когда чей-то интерес лидирует, а союзники обещают свою поддержку лидеру в обмен либо на покровительство либо на его поддержку в осуществлении своих собственных целей.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать хоз. жизнь, привести к расширению взаимосвязи между государствами и создание МО.

Как субъект МО, международные организации более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные организации, общественные организации и индивидуальные члены.

Как субъект МО, междунар. организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени, и от всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Деятельность междунар. организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельность можно отнести проблемы войны и мира, защиту природной среды, проблемы населения и ресурсов и т.д. Международн. организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Они, как правило, создаются на основе многостороннего договора или специального соглашения, где определены цели, полномочия, функции, структура и обязанности членов организации. Первой междунар. организацией является Всемирный почтовый союз.(1875). Центральный орган в Брюсселе. Междун. организации охватывают разные аспекты: экономика, политика, культура – имеют определенные особенности и специфику. Например, Европейское экономическое сообщество, Лига арабских государств, организации экономического характера: европейская ассоциации свободной торговли, Международный банк реконструкции и развития, МВД. Самую значительную роль играет ООН. Она стала первым в истории механизмом широкого взаимодействия различных государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

52. Внешняя политика, её сущность и функции.

МО рассматриваются вместе с внешней политикой. МО складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств. Внешняя политика – это важная часть МО, особый вид деятельности государства, связанный с осуществлением им такого курса в международных делах, который призван регулировать его отношения с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. По своему содержанию политика явление сложное, неделимое, единое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе МО. Поэтому и различают внутреннюю и внешнюю политику. Они имеют много общего, но отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Ее необходимость вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. Внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики. Во внешней политике есть свои собственные цели, они оказывают обратное, достаточно сильное воздействие на внутреннюю политику. Это влияние заметно сейчас, когда усилился международный раздел труда, формируется общее информ. право и т.д. И внутренняя и внешняя политика решают одну задачу: обеспечить сохранение и упрочнение существующей системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношение данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей интересов на международной арене.

Виды внешней политики:

n пассивная – такая политика присуща экономически слабым государствам, так как они вынуждены приспосабливаться к международной конъюнктуре;

n агрессивная – когда с помощью внешней политики ставиться цель изменить внутреннюю и внешнюю политику другого государства;

n активная – заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой;

n консервативная – охранять достигнутое ранее равновесие между внутренней и внешней политикой;

Функции внешней политики:

1. охранительная – связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Реализация направлена на предотвращение угрозы для данного государства на поиск мирного политического решения возникших спорных вопросов. Угрозу для государства могут представлять: территориальные претензии со стороны соседей, поддержка оппозиционных движений в собственной стране со стороны другого государства. Институтами, способствующими этой функции являются посольства, консульства, представительства и др.

2. Информационно-представительская. Органы внешней политики информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими сторонами. Эти органы проводят анализ складывающейся обстановки. В итоге можно предполагать безошибочное принятие решений.

3. регулирующая – действия, направленные на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства. Большое значение имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольства и др.).

Эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, по отдельности они бессильны. Они свойственны всем государствам, а цели – разнообразны, обусловлены различными обстоятельствами.

Группы целей внешней политики:

1. обеспечение национальной безопасности;

2. обеспечение роста экономического и политического могущества государства, хотя это зависит от внутренней политики, внешняя политика вносит свою лепту, т.е. она должна обеспечить нормальные условия функционирования государства.

3. обеспечение международной позиции государства, создание положительного имиджа среди других государств мирового сообщества.

Средства реализации поставленных целей:

1. информационно-пропагандисткие – вкл. в себя арсенал СМИ, пропаганды и агитации, которые используют для укрепления авторитета государства на международной арене, способствующих обеспечению доверия со стороны союзных и возможных партнеров.

2. политические – дипломатия – это официальный деятель государства, в лице спец. институтов и при помощи специальных мероприятий, осуществляющихся в виде переговоров, визитов, спец. конференций, совещаний, встреч, дипломатической переписке, участии в работе международных организаций.

3. экономические – использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей, важным является экономическая мощь страны.

4. военные – военная мощь государства: армия, ее численность, оснащение военной техникой, обладание ядерным оружием. Военные средства используются как средства прямого воздействия так и косвенного (проведения парадов, учений).


 

56. Структура прав человека и их характеристика

ООН обратилась с таким призывом: «Знайте свои права». Это было адресовано гражданам всех стран, поскольку все обладают одинаковыми правами независимо от расы, пола, цвета кожи и т. д. Это обращение является важным, т. к.

1) люди, знающие свои права, имеют больше возможностей для их осуществления;

2) знание ПЧ – первейшее и надёжнейшее ср-во защиты от опасности нарушения этих прав;

3) познавая свои права, человек начинает уважать права других, и это ведёт к созданию более терпимых и миролюбивых обществ.

ПЧ представляют как неотъемлемые свободы и права личности, которые они обретают в силу рождения. Это нормы взаимоотношений между людьми и гос-вом, обеспеч. индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.

ПЧ включают гражданские права и политич. свободы, экономич., соц., культ. права, права целых общностей, детей, женщин, нац. меньшинств, народов.

Проблема ПЧ существовала в той или иной форме на протяжении истории человечества. ПЧ – это один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотнош. чел-ка и той общности, в кот. он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Обычно выделяют 3 способа взаимоотношений индивида с властью:

1) тоталитарный – отождествление общества и государства, приоритет целого над частью, полное подчинение индивида государству;

2) индивидуалистический – приоритет индивида в отношениях с государством;

3) партиципаторный подход – неразрывность, противоречивость взаимоотнош. личности, общества и государства. Проблему ПЧ он рассматривает как стремление государства создать наилучшие условия для свободного развития личности.

Существует несколько подходов к определению ПЧ:

1) естественноисторический – исходит из осознания объективно существующих естественных человеческих прав. Человек от рождения имеет естественные права, эти фундаментальные права личности имеют внегос-нное и внеюридическое происхождение. Гос-во может уважать и гарантировать их либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие от рождения естественные права оно не может.

2) позитивистский – источником и гарантом права считается гос-во. Утверждается рациональная самоценность прав, т. е. их независимость от экономич. и соц. предпосылок. Сами права граждан изменяются от государственной целесообразности и возможностей общества.

3) марксистский – разделяет установки позитивистского, но исходит из соц.-экономич., классовой детерминации, и право понимается как возведённая в закон воля господствующего класса. Личность – совокупность общественных отношений.

Термин «права человека» употребляется в двух значениях.

В узком значении – те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются гос-вом. Действуют независимо от конституции и гос-нных границ. Равенство всех перед законом, право на жизнь, уважение человеческого достоинства, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей.

В широком смысле – обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Типология прав человека:

1) негативные – свобода понимается как отсутствие ограничений, принуждений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению.

2) позитивные – свобода выбора и главное – способность человека к достижению поставленных целей, проявление способностей и индивидуальное развитие в целом.

Негат. права накладывают на гос-во и др. людей опред. обязат-ва воздерживаться от тех или иных действий по отнош. к индивиду. Они предохран. личность от нежелат., нарушающих её свободу ограничений. Эти права считаются основополагающими и абсолютными. Их осуществл. не зависит от ресурсов гос-ва и уровня его соц.-экономич. развития. Негат. права составл. фундамент индивид. свобод, это нашло подтверждение в либерализме. Пример негат. прав – билль о правах конституции США. Термин «не должен» встречается во всех статьях кроме одной. Всё содержание направлено на ограничение личности от всякого рода посягательств на его права со стороны гос-ва.

Позит. права фиксируют обязанности гос-ва, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага осуществлять опред. действия. К ним можно отнести все социальные права. Их осуществление труднее, ибо гос-ву требуются опред. ресурсы – богатство и демократичность полит. системы.

Все ПЧ обычно классифицируют по сферам реализации на:

1) гражданские (личные) – это естественные основополагающие неотъемлемые права человека. Они имеют характер негативного права (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести доброго имени, право на справедливый независимый и публичный суд, право на тайну переписки и других сообщений, право на свободу передвижения и выбора места жительства и др.), они направлены на обеспечение свободы личности.

2) политические – определяют возможность активного участия граждан в управлении гос-вом и в общественной жизни, право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свободу слова, мнения, в том числе радио и телевидения.

3) экономические – связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. До середины 20 века право частной собственности и свободного распоряжения рабочей силой обычно рассматривались как гражданские права.

4) социальные – призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Они требуют от гос-ва и общества целого комплекса матер. благ. В узком смысле соц. права определяют обязанности -ва гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум соц. благ и услуг, необх. для поддержания оптимальной жизни (право на труд, охрану здоровья, образования и т. д.);

5) культурные – должны гарантировать духовное развитие человека, право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу на культурные ценности и т. п.;

6) экологические – права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состояние и на возмещение ущерба, причинённого человеку или его имуществу экологическими правонарушениями..

Гражданские, политические, экономические – права 1-ого порядка и носят характер негативного права (ограждение свободы личности от посягательств власти и государства). Социальные права в широком смысле – права 2-ого порядка.

Источниками ПЧ являются:

1) правовое государство;

2) свободное гражданское общество;

3) политический плюрализм, предполагающий высокий уровень культуры граждан.

Нормы, которые можно считать основополагающими:

1) нормы гуманизма и ответственности граждан;

2) нормы равенства и равноправия.

Основные права и свободы можно разграничить на права и свободы человека и права и свободы гражданина.

ПЧ – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида, закреплённые в конституциях и законах. Это право свободы для каждого человека независимо от расы, пола, национальности и т. д.

Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством, института гражданства. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой государство призвано ограждать права индивида от незаконного вмешательства, активно содействовать их реализации и имеет право требовать от него поведения, соответствующего законодательству.

Статья «Личность, общество и государство» в конституции РБ последовательно разграничивает права. Там, где речь идёт о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» – признание прав и свобод человека независимо от его гражданства. Наряду с этим сформулированы права, принадлежащие только гражданам РБ – права собраний, митингов, право избирать и быть избранным, участия в управлении гос. органами и т. п.

Конституция РБ обозначает и обязанности, которые несут граждане РБ: защита РБ, обязанность платить налоги, пошлины и т. д.


 

57-58. Междунар. Пакт о гражданских и полит. правах. Междунар. Пакт об экономических, социальных и культурных правах

Создание междунар. пактов началось в 1947 году и продолжалось почти 20 лет. Такой длительный срок – результат большого количества мнений, идей, позиций, подходов, поиска компромиссов. Пакты о правах человека – серия междунар. документов, одобренных 16 декабря 1966 Ген. Ассамблеей ООН, включающая «Междунар. пакт об экономических, социальных и культурных правах» и «Междунар. пакт о гражданских и политических правах» (с факультативным протоколом). Пакты содержат положения, направленные на обеспечение мира, запрещение пропаганды войны, окончательную ликвидацию любых форм колониализма, в них утверждаются важнейшие соц.-экономические и полит. права человека. Первые статьи каждого пакта провозглашают право народов на самоопределение, они указывают, что «Все народы имеют право распоряжаться сами собой. В соответствии с этим правом они свободно определяют свой полит. статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие».

Пакт об экономических, социальных и культурных пра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...