Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кредиторская и дебиторская задолженность

Специфика финансового менеджмента турфирмы

Финансы туристской фирмы — это финансы хозяйствующего субъекта. В задачи турфирмы входит формирование денежных фондов и их использование в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. В ходе производственно-обслуживающего процесса возникают многочисленные финансовые отношения: турагентa с туроператором, турагента с другим турагентом, турфирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг, турфирмы со своими работниками, турфирмы с банковской системой, турфирмы с бюджетом и внебюджетными фондами, с налоговой службой и многие другие

Финансовый менеджмент – управление движением денег.

Какими финансами можно управлять:

ОС, ОБС

a. ОБС – сырье, материалы, деньги, товар, капитал, собственность. Для туроператора: аренда гостиниц на будущий период (квота мест), деньги за услуги. Мы не можем попробовать качество сырья, это сложно контролировать.

b. Внеоборотные средства – станки, здание, компьютеры, база данных, мебель

Кредиторская и дебиторская задолженность

a. Кредиторская – на закупку (у банков, у поставщиков) – ставить задачу, планировать, уменьшать размер КЗ (сокращать сроки, реконструировать – снижение размера кредита и процентов, обходиться своими средствами).

b. Дебиторская – когда туроператор продает тур через турагента, поэтапна оплата банку (все, определенное договорными отношениями, чтобы долги вернулись, долговые обязательства) – сокращение срока, снижение величины.

3. Расходы, затраты (постоянные, переменные), доходы. Точка безубыточности

a. Постоянные – не зависят от объема реализованной продукции, ими можно управлять. Снижение постоянных затрат – коммуникации, аренда, управленческий аппарат, реклама?

b. Переменные – зависят от объемов реализованной продукции. Это аренда гостиницы, транспорта, экскурсий. Оплата питания. Снижение этих издержек возможно до уровня, когда качество не снижается (оптимизация издержек).

Методы финансового менеджмента:

Оценка экономической эффективности, расчет нулевой точки прибыли. Позволяет оценить риск и выгоду того или иного способа вложения денег. Эффективность работы фирмы, скорость оборота капитала (ДЗ – снижение ДЗ)

Финансовый менеджмент включает в себя:

1. Разработку и реализацию финансовой политики с использованием различных финансовых инструментов.

2. Принятие решения по финансовому вопросу (ФОТ, КЗ), их конкретизация и выработка методики реализации.

3. Информационное обеспечение путем составления аналитической и финансовой отчетности (годовых ведомостей).

4. Оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций.

5. Финансовое планирование и контроль

6. Организационный аппарат управления ФХД

Функции финансового менеджмента: анализ финансовой отчетности, прогноз денежных средств, выпуск акций, получение займов по кредитам, операции с инвестициями.

Цель ФМ: выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или отдельных хозяйственных элементов.

Цель – максимизация прибыли, достижение устойчивой прибыли в плановом периоде, увеличение доходов руководящего состава, повышение курсовой стоимости акций.

Задача ФМ: принятие решений по привлечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источником ее финансирования (внешним и внутренним).

Функции управления внешними финансами, внутрифирменный учет и финансовый контроль – реализация отношений фирмы с юридическими и хозяйственно самостоятельными субъектами, включающими собственные дочерние предприятия, ОБС, расчет с клиентами, материально-производственными запасами (квоты), долгосрочными и краткосрочными финансами.

Поток финансовых ресурсов составляет денежные средства, полученные в результате:

1. ФХД

2. На финансовых рынках (акции, облигации)

3. Кредиты

4. Возвращенные субъектом финансового рынка в количестве вклада за капитал в виде %

5. Уплата налоговых платежей

6. Инвестирование в развитие деятельности.


 

Финансы туристской фирмы это финансы хозяйствующего субъекта.

Задачами финансов турфирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления всей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получение прибыли, обеспечение финансовой устойчивости.

Финансовые отношения, возникающие в ходе производственно-обслуживающего процесса туристских фирм:

турагента (ТА) с туроператором (ТО) по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам;

ТА с другим ТА при реализации путевок данного ТА;

туристской фирмы (ТФ) с органами ЖКХ по оплате аренды и коммунальных услуг;

ТФ с органами муниципального управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;

ТФ со своими работниками по выплате заработной платы, премий, дивидендов по акциям и т.п.;

ТФ с банковской системой при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты при других банковских операциях;

ТФ с бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой службой при внесении налогов и других платежей;

ТФ со страховыми компаниями по операциям страхования;

ТФ с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам);

ТФ с органами государственного управления (МИД, МВЭС, таможней и др.) по различного рода платежам;

ТФ с финансовыми учреждениями, небанковскими кредитными организациями при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, лизинга и т.п.

Эти отношения в туризме имеют свои особенности, которые обусловлены организацией финансов туризма.

Рассмотрим эти особенности:

1. Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств. Она обусловлена тем, что, во-первых, объект деятельности туризма – человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своего интереса; во-вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно-обслуживающий процесс. Поэтому кругооборот оборотных средств в туризме значительно отличается от подобного процесса в промышленности, торговле, общественном питании. Схематично этот процесс в туризме можно представить так:


где Д – денежные средства, авансированные турфирмой на организацию тура, то есть на создание турпродукта;

Т – материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско- сувенирного назначения;

В – туристские впечатления;

Д1 – денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость.

Данная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (памятники культуры, интересные явления природы). В создание объектов туристского показа турфирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит ей денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов. Изменение или исчезновение объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и уменьшению денежных поступлений в турфирму.

2. Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается на скорости их оборота. Оборачиваемость оборотных средств – это продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, – период оборота. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период.

Для каждой турфирмы, как и для каждого другого хозяйствующего субъекта, характерна своя скорость оборачиваемости средств, которая определяется многими факторами (постоянными или случайными), в первую очередь ассортиментом произведенного и реализуемого продукта, типом предприятия и т.п. Практика показывает, что в среднем оборачиваемость средств в турфирме происходит быстрее, чем в промтоварном магазине, в ресторане, но медленнее, чем в продовольственных магазинах и на базах.

 

3. Для турфирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. Особенности состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлены своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка, которые, прежде всего, определяются тем, что между моментом продажи турпродукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.

4. Для турфирм характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Заемных средств нет. Это связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные туры раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность.

5. Турфирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов фирмы являются собственные и привлеченные средства. Привлеченные средства являются собственностью других экономических субъектов, но они постоянно находятся в распоряжении турфирмы, которая пользуется ими бесплатно и на долговременной основе. Поэтому все привлеченные средства можно назвать средствами, приравненными к собственным средствам. Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения туристских автобусов и т.п.

6. Особенность финансовых отношений в туризме обусловливается также особенностями ценообразования на продукцию этой отрасли. Цена турпродукта или отдельных услуг является весьма динамичной и зависит от многих факторов: стоимости услуг, входящих в турпакет; числа туродней; вида тура; количества туристов в группе, их возрастного состава; сезонности и др. Расчет цены на турпродукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровнях рентабельности турфирм, что отражается на их финансовом положении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...