Тема 4. Институции Гая (4 часа)
План семинарского занятия 1. Источники и система римского частного права в 2. Правовое положение различных групп населения. 3. Брачно-семейное право. 4. Вещное право. 5. Наследственное право. 6. Обязательства из договоров и деликтов. 7. Иски и судебный процесс. Цель семинарского занятия «Институции» в переводе с латинского означает «наставления», т. е. учебник римского права. Многие римские юристы имели свои «институции», среди них есть и Институции знаменитого юриста II в. н. э. Гая. Они являются одним из лучших образцов изложения системы римского классического частного права. Вся система римского частного права, укладывающаяся в схему лица – вещи – иски, представлена в небольшом пособии удивительно стройно и логично. Особенно удачно охарактеризованы договоры и деликты. В то же время в определенной мере это и краткое пособие по истории римского частного права, так как Гай многие институты рассматривает в эволюции от Законов XII таблиц через преторское право к трудам классических юристов и указам римских императоров. Особенно известен очерк истории исков от древнейших легисакционных до преторских формулярных исков. Общая система изложения Институций Гая послужила основой Институций Юстиниана, а через них и системы европейского пандектного права. Источники: 1. Гай. Институции / Пер. с лат. Ф. Дыдынского; Под ред. В. А. Савельева, Л. Л. Кофанова. М., 1997. Литература: 1. Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М., 1989. Гримм Э. Д. К вопросу о природе владения по римскому праву // Журнал гражданского и уголовного права. 1894. Вып. 10. 2.Гусаков А. Деликты и договоры как источники обязательств в системе цивильного права Древнего Рима. М., 1896.
3.Дождев Д. В. Основание защиты владения в римском праве. М., 1996. 4.Дорн Л. Об узуфрукте по римскому праву. СПб., 1871. 5.Зелер В. Учение о праве общей собственности по римскому праву. Харьков, 1895. 6.Иеринг Р. Об основании защиты владения. Пер. с нем. М., 1883. 7. Иеринг Р. Теория владения / Сокр. пер. Е. В. Васьковс-кого. СПб., 1895. Римское частное право /\ Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 1995. 8. Савельев В. А. Римское частное право (проблемы истории и теории). М., 1995. 9. Савиньи Ф. К. Обязательственное право. М., 1876.
Тема 5. Эклога – памятник византийского права (2 часа) План семинарского занятия 1. История создания Эклоги, ее общая характеристика. 2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права. 3. Вещное и обязательственное право. 4. Преступления и наказания. 5. Основные черты судебного процесса. Цель семинарского занятия Эклога – первый после систематизации Юстиниана и созданный на ее основе официальный законодательный свод византийского права. Она была принята около 726 г. и наряду с постклассическим римским правом подверглась сильному влиянию права Сирии, других восточных провинций Византийской империи, а также права славянских народов. Издателями Эклоги были императоры-иконоборцы Лев Исавр и Константин Копроним, поэтому впоследствии, с преодолением иконоборческой ереси, Эклога была названа «болтовней», «извращенными законами» и формально отменена. Однако она не была полностью предана забвению, что во многом определяется высоким уровнем юридической техники данного документа, детальной разработкой в нем отдельных институтов византийского права. О широком использовании Эклоги свидетельствует появление так называемой Частной Эклоги, а также Эклоги, измененной по Прохирону. Содержащийся в Эклоге правовой материал был использован византийским законодателем при разработке более поздних памятников византийского права: Василик, Исагоги, Прохирона и др. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул, были известны и славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного людем и так называемых Кормчих книг.
Целью семинарского занятия является изучение основных положений Эклоги и выявление на ее основе специфических черт византийского права, а также сравнительно-правовой анализ институтов византийского и постклассического римского права. Источники: 1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа в V-XVII вв. М., 1999. С. 100-128. 2. Эклога. Византийской законодательный свод VIII в. / Под ред. Е. Э. Липшиц. Л., 1961. Литература: 1. АзаревичД. И. История византийского права. Т. 1. Ч. 1. Ярославль, 1876; Ч. 2. Ярославль, 1877. 2. Куликовский Ю. А. История Византии. Т. III. 602— 717 годы. СПб., 1996. 3. Липшиц Е. Э. Суд и процесс в Византии (IV—VIII вв.). М., 1976. 4. Медведев И. П. Византийская правовая культура. М., 2001. 5. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1994.
Тема 6 Салическая правда (2 часа) План семинарского занятия 1. Общая характеристика Салической правды как одного из источников права Франкского государства. 2. Правовое положение основных групп населения. 3. Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю. 4. Преступления и наказания. 5. Суд и процесс в государстве франков. Цель семинарского занятия Целью занятия является изучение Салической правды (начало VI в.) – правового памятника салических франков, одной из ветвей германского племени франков. Франки представляли собой молодое этнополитическое образование германцев, сформировавшееся из осколков других германских племен и народов под непосредственным влиянием Римской империи. Салическая правда не самая древняя из «варварских правд» (Вестготская и Бургундская правды появились несколько раньше), но она по сравнению с другими «правдами» представляет собой самый обширный сборник варварских законов, дошедший до нас в многочисленных разновременных списках и редакциях, что позволяет историкам проследить эволюцию раннефеодального права на протяжении V–IX вв. Наличие такого большого количества списков свидетельствует об огромном значении, которое придавалось этому памятнику в раннесредневековой Франкии, а вследствие франкской военной экспансии – и во всей Западной Европе. Содержание памятника, с одной стороны, отражает еще родовые связи, мировоззренческие ценности древних германцев, с другой – социальные процессы, происходившие на первых этапах развития ранних форм государства и права средневековой Западной Европы, заложивших политико-правовые и экономические основы будущей западноевропейской феодальной системы.
Источники: 1. Салическая правда / Пер. Н. П. Грацианского; Под ред. В. Ф. Семенова. М., 1950. Литература: 1. ГуревичА. Л. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. 2. Дряхлое В. Н. Языческие реликты в судебных обычаях франков по «Салической правде» // Труды Кировского филиала МГЮА. Киров, 1999. № 3. С. 234—239. 3. Золотарев А. Ю. Судебная система у салических франков в V—VII вв. // Новик. Вып. 3. Воронеж, 2000. 4. КорсунскийА. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. 5. Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. 6. Лебек С. Происхождение франков V—IX вв. М., 1993. 7 Молов В. Н. Меровинги // Вопросы истории. М., 2000 № 6. С. 150-158. 8. Мальцев Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000. 9. Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. 10. Серовайский Я. Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических исследований // Средние века. М., 2000. Вып. 61. 11.Сутыгина О. А. К проблеме эволюции собственности и представлений о ней в варварских обществах (на основе сравнительного анализа данных Салической и Рипу-арской правд) // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1995. № 2. С. 33-44.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|