Анализ эпического произведения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Семинарские занятия Цель и назначение семинарских занятий по курсу «Литературоведение» заключается в том, чтобы 1) овладеть основными приемами научного анализа художественного произведения, 2) приобрести элементарные навыки работы с научно-теоретическими текстами. Получив общие представления об эстетической сущности литературы как искусства слова, об основных закономерностях художественного развития, студенты-бакалавры конкретизируют знания в процессе аналитического (профессионального) рассмотрения произведений словесного искусства. Как правило, это произведения, уже известные из школьной программы и не требующие дополнительных историко-литературных комментариев. Особое внимание уделяется изучению основных систем стихосложения, природы стихотворной речи, формированию и закреплению навыков «автоматического» определения стихотворных размеров. Предполагаются индивидуальные задания, требующие от студентов умения понять суть научной концепции, сопоставить различные точки зрения на дискуссионную проблему. В процессе подготовки к практическим занятиям бакалавры отрабатывают навыки грамотного конспектирования, составления тезисов и планов, а также принципы работы с литературоведческой терминологией. На заключительном занятии предусмотрено выполнение письменной работы «Опыт целостного анализа отдельного произведения».
Семинарское занятие 1. Литература как искусство слова Задание Изучите по хрестоматии "Введение в литературоведение" фрагменты работ: В.Г. Белинский "Взгляд на русскую литературу 1847 года" (об отличии искусства от науки); А.И. Буров "Эстетическое и художественное"; Г.О. Лессинг "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии". Дополнительно: Г.В.Ф. Гегель "Лекции по эстетике" (о поэзии).
Составьте схему, отражающую основные отличия литературы от науки. Дайте научное объяснение сочетаниям, типа: "поэзия – говорящая живопись", "архитектура – застывшая музыка". План 1. Искусство как особая сфера человеческой культуры. Происхождение искусства из первобытного синкретизма: связь с ритуалом, магией, мифологией. 2. Художественная литература как искусство слова. Своеобразие ее "материала". Эстетическая сущность литературы: художественное и научное познание, общность и различия. 3. Литература и действительность. Теория мимезиса (подражания) и отражения. Религиозные концепции искусства. 4. Литература в системе пространственных и временных видов искусства. Трактат Лессинга "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии". Литература 1. Андреев Ю.А. О соотношении и эволюции художественного и научного познания // О прогрессе в литературе / Под ред. А.С. Бушмина. – Л., 1977. − С.121-162. 2. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957. §1, 9. 3. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М., 1995. 4. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание). 5. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л., 1981. 6. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн.2. – М., 1964. 7. Волков И. Ф. Художественная литература как вид искусства: Сущность художественного творчества (концепции сущности искусства) // Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 6–38.* 8. Ингарден Р. О различном понимании правдивости («истинности») в произведении искусства // Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М., 1962. 9. Хализев Е. В. Искусство как познавательная деятельность // Хализев В. Е. Теория литературы. [1999] ‑ М., 2002.*
10.Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957. 11.Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981. 12.Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991. 13.Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. − Таллинн, 1992. − С. 203-216: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92a.htm 14.Тодоров Ц. Понятие литературы. Семиотика. − М., 1983. − С. 355-369.
Словари и справочные издания 1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.* 2. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец: http://stavatv.narod.ru/dopolnit/book0080.htm 3. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989. 4. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru/
Семинарское занятие 2. Литературное произведение как художественное целое Задание Изучите по хрестоматии "Введение в литературоведение" фрагменты работ: Г.В.Ф. Гегель "Лекции по эстетике" (о единстве формы и содержания в искусстве); Л.Н. Толстой "Письма Н.Н.Страхову, 23 и 26 апр.1876 г."; А.А. Потебня "Из записок по теории словесности", А.Н. Веселовский "Поэтика сюжета". На конкретных примерах докажите тезис: "Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму" (Гегель). План 1. Литературное произведение как системное единство элементов содержания и формы; их взаимосвязь и условность разграничения. 2. Идейно-тематическая основа произведения: тема – предмет художественного изображения, идея – выражение авторской позиции. Тема, тематика, проблематика. В чем заключается идейно-тематическое своеобразие повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 3. Художественный образ. Его функции. Типология. Охарактеризуйте типологию художественных образов в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". 4. Сюжет, композиция, фабула. Соотношение понятий. Как соотносятся в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" сюжет, фабула, композиция?
Литература 1. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М., 1995. 2. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание).
3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л., 1981. 4. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн.2. – М., 1964. 5. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981. 6. Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991. 7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М., 1999. (Сюжетное построение). 8. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. − М., 1982. Словари и справочные издания 1. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи). 2. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец: http://stavatv.narod.ru/dopolnit/book0080.htm 3. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru/
Семинарское занятие 3. Литературные роды и жанры Задание Изучите по хрестоматии "Введение в литературоведение" фрагменты работ: Аристотель "Об искусстве поэзии", Н. Буало "Поэтическое искусство", Г.В.Ф. Гегель "Лекции по эстетике", В.Г. Белинский "О русской повести и повестях Гоголя", В.В. Кожинов "О принципах деления литературы на роды", на основании их дайте теоретическое обоснование категориям "литературный род", "жанр (вид)". Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведений А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка", Н.В. Гоголя "Мертвые души", Л.Н. Толстого "Война и мир". План 1. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Аристотель, Буало, Гегель, Белинский о различии между литературными родами по содержательным и формальным признакам. 2. А.Н. Веселовский о жанрово-родовом синкретизме. Дискуссионность понятия "литературный род" в современном литературоведении. Жанр как "память искусства" (М. Бахтин). 3. Эпос и эпические жанры. Генезис и эволюция. 4. Лирика и лирические жанры. Генезис и эволюция.
5. Драма и драматические жанры. Генезис и эволюция. 6. Пограничные и индивидуальные жанрово-родовые образования. Устойчивость и историческая изменчивость категории "жанр". 7. Сатира – четвертый род литературы? Обоснуйте свою точку зрения. Литература 1. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание). 2. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968. 3. Жанр // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. − М., 2004. Т. 1. С. 361–442.* 4. Жанры // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. − М., 2004. 2. Литературные роды и жанры. Жанры. С. 161–170. 5. Жанры // Хализев В. Е. Теория литературы. − М., 2002. С. 357–382.* 6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. − СПб., 1996. (Лекция 20. Проблема жанра; Лекция 21. Историческая эволюция жанра).* 7. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. − М., 1964. 8. Лихачев Д.С. Отношение литературных жанров между собой // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. 9. Маркевич Г. Литературные роды и жанры // Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. − М., 1980. 10.Род // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. − М., 2004. Т. 1. С. 273–276.* 11.Род литературный // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. − М., 2003. С. 882–883. 12.Родовая принадлежность произведения. О четвертом роде литературы и внеродовых формах // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. − М., 2004. 2. Литературные роды и жанры. С. 134–161. 13. Теория литературных жанров: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011. − 256 с. (Серия «Бакалавриат»). 14.Хализев В. Е. Глава V. Литературные роды и жанры // Хализев В. Е. Теория литературы. − М., 2002. С. 331–335.* 15.Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. – М., 1982. (См.: Раздел: Типология жанров и литературный процесс.)* 16.Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1959. Словари и справочные издания 4. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи). 5. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru/
Семинарское занятие 4. Анализ эпического произведения Задания Прочитайте повесть Н.В. Гоголя "Шинель" и подготовьте ее анализ, выделив родовое (эпическое), видовые (относящиеся к собственно жанру повести) и индивидуальные (свойственные Гоголю) элементы повествования. Покажите их сочетание и взаимодействие.
План I. Родовые и видовые свойства эпического жанра:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|