ТЕМА Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII вида.
Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.
Три аспекта изучения проблемы умственной отсталости - биологический, клинический, социальный по Сухаревой Г.Е.
Классификационные характеристики разных групп учащихся специальной школы.
Пять форм олигофрении по классификации М.С. Певзнер.
Задание: составление таблиц по классификациям
Семинарское занятие № 2.
ТЕМА Современная система образовательных услуг.
Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.
Понятие абилитации и реабилитации. Абилитация и реабилитация лиц с интеллектуальными нарушениями.
Образование в специальной (коррекционной) школе VIII вида как средство реабилитации и достижения независимой жизни.
Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом.
Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России.
Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения.
Семинарское занятие № 3.
ТЕМА Процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Дидактика специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушениями интеллекта.
Особенности обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с нарушениями интеллекта.
Обучение, воспитание и развитие как компоненты ЦПП специальной (коррекционной) образовательной школы
Знания, умения, навыки; их системность и динамичность.
Характеристика процесс усвоения или особенности «учения» у детей с нарушением интеллекта разной степени.
Педагогическое взаимодействие учителя и ученика в ЦПП.
Требования в профессиональным компетенциям учителя-олигофренопедагога, учителя-дефектолога.
Семинарское занятие № 4.
ТЕМА Дидактические принципы обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Общедидактические принципы обучения:
принцип развивающего обучения,
принцип систематичности и системности в обучении,
принцип научности в обучении,
принцип доступности,
принцип наглядности обучения,
принцип сознательности и активности в обучении,
принцип прочности усвоения знаний,
принцип индивидуализации в обучении,
принцип дифференциального подхода в обучении.
Специфические принципы обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида:
принцип коррекционной направленности,
принцип профессионального характера трудового обучения,
принцип связи трудового обучения с общеобразовательными предметами,
принцип опоры на сохранные анализаторы.
Семинарское занятие № 5.
ТЕМА Методы обучения в специальной школе.
Классификация методов обучения - по методу работы учителя и ученика.
Характеристика отдельных методов обучения:
рассказ, требования, предъявляемые к рассказу учителя;
объяснение, особенность этого метода;
беседа, виды беседы, требования к вопросам;
работа учащихся с учебником, книгой;
метод демонстрации, особенности предъявляемых объектов;
наблюдение и лабораторные опыты
Семинарское занятие № 6.
ТЕМА Формы организации учебного процесса.
Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса.
Исторический аспект развития форм обучения в педагогике: индивидуальная форма, индивидуально-групповая форма, коллективная форма
Формы обучения, их особенности, признаки и функции.
Функции форм обучения:
обучающе-образовательная,
воспитательная,
организационная,
психологическая,
содержательная,
интегрирующе-дифференцирующая,
систематизирующая и структурирующая,
стимулирующая.
5. Организация и проведение экскурсий. Подготовка к проведению экскурсии учителя и учеников (посещение урока-экскурсии, наблюдение, анализ).
Предметные уроки (виды, особенности построения)
Формы организации учебной деятельности детей с нарушением интеллекта (уроки: СБО, ЛФК и др.)
Индивидуальные занятия в структуре образовательного процесса.
Особенности и содержание логопедической работы в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта.
Занятия психолога в структуре образовательного процесса.
Индивидуальные программы.
Семинарское занятие № 7.
ТЕМА Урок в специальной школе.
Урок как основная форма организации учебной работы в современной школе.
Урок в современной школе: особенности и организация.
Основные методические требования к уроку.
Особенности урока в специальной школе. Коррекционная направленность уроков.
Типы и структура уроков.. Особенности построения уроков различного типа.
Структура урока сообщения новых знаний. Структура урока закрепления. Структура повторительно-обобщающего урока. Структура комбинированного урока. Структура вводного урока. Структура контрольного урока.
Традиционные и нетрадиционные уроки. Подходы к понятию «нетрадиционный урок». Типология нетрадиционных уроков.
Подготовка учителя к уроку.
Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения.
Воспитание активности и самостоятельности учащихся
Семинарское занятие № 8.
ТЕМА Дидактические основы трудового обучения.
Психологический аспект проблемы.
Решение общекоррекционных задач в процессе трудового о обучения.
Формирование учебной активности школьников.
Трудовая деятельность как одно из главных условий подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной жизни.
Задачи и содержание трудового обучения.
Содержание трудового обучения в специальной школе.
Этапы трудового обучения и специфические задачи каждого этапа.
Программы по трудовому обучению (содержание и структура программы).
Дидактические основы трудового обучения.
Методы трудового обучения.
Характеристика основных методов трудового обучения в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта: словесные методы, наглядные методы, наблюдения, практические методы, упражнения.
Требования к проведению учебного занятия. Типы занятий: комбинированное занятие, теоретическое занятие, подготовительное занятие, самостоятельная и контрольная работа. Кружковая работа.
Производительный труд и производственное обучение.
Роль производительного труда и условия эффективности его организации.
Производственное обучение - завершающий этап трудовой подготовки учащихся.
Содержание производственного обучения.
Общественно-полезный труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Семинарское занятие № 9.
ТЕМА Сущность, цели и принципы воспитания учащихся специальной школы VIII вида.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе. Особенности воспитательного процесса в специальной школе VIII типа (многофакторность, ступенчатый характер, концентризм в работе, длительность процесса и т.д.).
Цели, задачи и принципы организации процесса воспитания.
Направления работы школы в воспитании учащихся.
Воспитание социально-нормативного поведения учащихся. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся.
Основные методы формирования нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений: рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, ролевые игры и др. методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения: упражнения, приучения, организация практической деятельности и др.
Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе.
Коллектив как эффективное средство воспитания.
Создание коллектива. Роль учителя в создании и формировании коллектива. Коммуникативные возможности учащихся и их развитие.