Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Трагедия Софокла «Царь Эдип».

Практические задания по литературе

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1.

Тема: Древнегреческая мифология.

Задание: Запомнить имена олимпийских богов, муз и их функции. Найти ответы на вопросы.

1. Понятие о мифе: когда и как рождается миф?

2. Два периода в развитии древнегреческой мифологии: архический / доолимпийский/ и классический /олимпийский/. Тератоморфизм архической мифологии как выражение ужаса древнего человека перед слепыми силами природы. Древний образ Земли – Всеобщей матери.

3. Космогония и теогония древних греков. Мифы творения и «Теогония» Гесиода как гениалогия богов. Историософия Гесиода: «Пять веков человечества». Воплощение в этой концепции представлений о цикличности времени и зачатков исторического сознания.

4. Патриархальный пантеон богов на Олимпе. Боги как олицетворение природных стихий. Антропоцентризм олимпийской религии как начало эпохи героизма.

5. Символическое число олимпийских богов.

6. Функции олимпийских богов и их атрибуты.

7. Универсализм Аполлона. Аполлон как мусагет. Функции 9-ти муз.

8. Смысл противопоставления Диониса божеству родовой аристократии – Аполлону. Дионисическое аполоническое начало в мировой культуре.

9. Эливсинские мистерии и их тайный смысл / вера в связь со стихийными силами земли/. Магические переодевания во время переодевании и их символическое значение / связь с оборотничеством /.

10. Миф об аргонавтах и его символический смысл.

11. Миф о Геракле как выражение героики классической эпохи.

12. Мифологический характер духовной культуры Древней Греции.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мифологический словарь. Под.ред. М.И. Ботвинника и др. – Л., 1964.

2. Мифологический словарь. Под.ред. Е.М. Мелитинского.-М., 1990.

3. Мифы народов мира. В 2-х т. – Т.1. – М., 1987./Греческая мифология/.

4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.

5. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1992.

6. Тахо – Годи А.А. Греческая мифология.-М., 1989.

7. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом освещении. – М., 1957.

8. Немировский А. И. Мифы древней Элиады. – М.,1992.

9. Словарь античности. Пер. с нем. – М., 1989.

10. Замаровский войтех. Боги и герои в античных сказаний.- М., 1994.

11. История античной литературы. И.М. Транский.- М., «Высшая школа» 1988.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Мифологическая и историческая основа поэмы Гомера «Илиада»

Задание: Прочесть поэму Гомера и с помощью рекомендуемой литературы ответить на вопросы. Выучить наизусть несколько стихов поэмы. (на выбор студента).

1. Гомер и его время; что такое «гомеровский вопрос»?

2. История и мифология в греческих сказаниях о Троянской войне.

3. Эпико- мифологическое содержание «Илиады».

а) Найдите отражение мифологического характера «Илиады» в ее первых стихах;

б). боги и люди в поэме;

в) о чем свидетельствует соотнесенность «Илиады» с историческим событием героического народа?

г) охарактеризуйте особенности изображения эпического героя в поэме Гомера:

Монументальность.

Отождествление индивидуального и родового в самосознании гомеровского героя.

Чем вызвано господство судьбы в гомеровском эпосе?

4. Герои и судьбы в эпосе; каким отношением к судьбе определяется доблесть эпического героя? Его слава.

5. Чем вызвано внимание Гомера к вещам и что такое «Вещественное изображение психики» эпического героя.

6. Что определяет в эпосе, роль обстоятельств или личная воля героя?

Мог ли Ахиллес стать героем «Илиады» если б он остался верен своему гневу?

7. За счет чего достигается единство и завершенность «Илиады» как эпопеи?

8. Особенности стиля «Илиады»:

a) Каким размером написана «Илиада»? Продекламируйте выученные вами стихи.

b) Каково соотношение эпизодов и целого в поэме? Можно ли читать «Илиаду» по частям?

c) Особенности эпического повествования: эпическое раздолье, эпическая ретардация. Каким ценностным отношением к миру, какой позиции автора вызваны эти особенности эпического стиля?

d) В эпической особенность сравнений в поэме «Илиада», в чем их самодостаточность.

e) В чем суть «закона хронологической несовместимости»? Как этот закон связан с «ахронным временем» или пространственным изображением времени?

f) Почему Боги смеются, а люди плачут? Кто «взрослее», а следовательно мудрее у Гомера: Боги или люди? Смех Богов как «божественная» сущность бытия или сущность божественного бытия.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лосев А. Гомер.- М., 1996.

2. Ирхо В. Гомеровский эпос // в книге История всемирной литературы.- М., 1983.

3. Зелинский Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. – М., 1919.

4. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. – Тбилиси. 1978.

5. Полонская К.Н. Поэмы Гомера. – М., 1962.

6. Шталь И.В. Гомеровский эпос: опыт текстологического анализа «Илиады» 1975.

7. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. – М., 1976.

8. Тренчений – Вальдапфель И. Гомер и Гесиод.-М., 1956.

9. Лосев А. Ф. Античная литература.-М., 1980.

10. Рарциг С.И. История древнегреческой литературы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: Лирика Древней Греции: Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

1. Этимология (происхождение) слова «лирика».

2. Составьте схему форм древнегреческой лирики.

3. Сапфо:

а)легендарная биография поэтессы

б) любовь – как главная тема поэзии Сапфо. Раскройте многозначительные оттенки этого чувства, изображаемые поэтессой; иллюстрируйте их примерами.

в) выделите другие тематические группы в биографии Сапфо, расскажите о каждой из них.

4. Своеобразие поэзии Анакреонта. Анакреонтика.

5. Пиндар.

а)охарактеризуйте жанр эпиникия в творчестве Пиндара

б) структура I Пифийской оды;

в) структура IX Пифийской оды;

Примечание: Характеризуя структуру од Пиндара, особое внимание обратите на то, как осуществляется переход от темы к теме. Умейте комментировать рассказанные Пиндаром мифы.

г) представления Пиндара о поэзии.

6. Как использует мифологию Сапфо, Анакреонт, Пиндар?

7. Чем поэзия Пиндара отличается от поэзии Сапфо и Анакреонта?

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Античная литература. Под ред. А. Тахо-Годи. М., 1973, 1986.

2. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.

3. Чистякова Н.А. Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1972.

4. Библиотека всемирной литературы, Серия 1. Т. 4 «Античная лирика» М., 1968.

5. История всемирной литературы. Т. 1.

6. Словарь античности. Пер. с нем. М., 1989.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Тема: Трагедия Софокла «Царь Эдип».

Задание: прочесть трагедию и с помощью рекомендуемой литературы ответить на поставленные вопросы.

1. Миф о Эдипе. К какому циклу принадлежит этот миф? Содержание и последовательность событий в мифе.

2. Чем отличается структура мифа от фабулы трагедии «Царь Эдип»? Какие эпизоды сюжетного развития «Царя Эдипа» отсутствует в мифе?

3. Теория трагедии Аристотеля. Основные существенные элементы трагедии согласно «Поэтике» Аристотеля.

4. С какой целью Софокл отступает от логики мифа и какое художественное значение имеет это отступление? С какой целью оно предпринимается?

5. Что становится темой трагедии у Софокла: преступление или самопознание героя?

6. Из каких двух моментов слагается жизнь Эдипа, его судьба?

7. Из каких двух моментов слагается наказание Эдипа?

8. Из каких двух моментов слагается преступление Эдипа?

9. Кто открывает Эдипу, что он убийца Лая?

10. Каков обратный эффект попытки Иокасты успокоить Эдипа?

11. Кого казнит Эдип за содеянные им преступления, себя или богов, определивших его судьбу? (см. финал монологи Э).

12. «Царь Эдип» – «Трагедия рока» или «Трагедия знания»?

13. Каков итог самопознания Эдипа?

14. Исходя из содержания «Царя Эдипа», прокомментируйте существенные элементы греческой трагедии:

а) гемартия (греч. «ошибка») или поступок героя с которого начинается процесс, приводящий его к гибели или страданиям.

б) гибрис ( греч. «гордость или упорство героя»), который сохраняет приверженность чему – либо, несмотря на предостережение и отказывается изменить ей.

в ) ретардация с помощью которой отодвигается развязка трагедии и усиливается ее напряженные ожидания.

г ) натос (пафос) – страдания героев, которые трагедия передает зрителям.

д) катарсис – очищение страстей посредством страха и сознания.

15. Спроецируйте на содержание трагедии «Царь Эдип» суждение: трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемых под знаком страдания персонажей и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажа или до момента осознания источника зла.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Поэтика. 449 а 5, 449 а 32 – б 8 // Собр. Соч. в 4-х т. Т. 4. – М., 1984.

2. Аристотель и античная литература. – М., 1978.

3. Словарь античности. –М., 1989.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...