Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Предмет, структура и методы политологии

Политология

 

Вопросы теории

 

Минск 2004


 

Содержание

 

I. Предмет, структура и методы политологии. 3

 

II. Политика. 20

 

III. Политическая власть. 44

 


I. Предмет, структура и методы политологии

 

Политология весьма молодая наука. Ее возникновение непосредственно связано с формированием политики как профессии и как науки, как самостоятельной части бытия социума. С появлением во второй половине ХIХ в. избирательного права, политических партий, парламентаризма вполне зримо сложились контуры мира политического, который довольно энергично привлек к себе внимание, в том числе и исследователей. В 1903 г. в США была создана и успешно действует поныне Американская ассоциация политических наук, ставшая крупным и авторитетным центром фундаментальных исследований политики. В США политические исследования уже в 20-30-е гг. ХХ в. стали пользоваться широкой поддержкой со стороны государства и частного бизнеса. Сюда пошли крупные денежные инвестиции, главным образом по программам анализа общественного мнения, в том числе мотивов поведения избирателей. К сотрудничеству по этим программам были привлечены такие крупные специалисты, как Г. Лассуэлл, Э. Шилз, П. Лазарсфельд и др.

После Второй мировой войны в США быстро разрастаются центры подготовки политологов, которые обслуживали и другие страны. В европейских странах также возникают национальные политологические организации, которые со временем стали вытеснять американское влияние, хотя преуспели в этом не весьма значительно. Американская политическая наука продолжает господствовать благодаря огромным инвестициям в нее, динамичному процессу разработки эффективного инструментария в исследованиях политики, значительной востребованности знаний и достижений политической науки.

Начиная с 50-х гг. политология за рубежом стала по преимуществу эмпирической наукой. Ее специалисты научились достаточно оперативно собирать и анализировать эмпирические данные, предоставляя в распоряжение государственных органов и других заинтересованных структур ответы на наиболее актуальные проблемы жизни.

В 1949 году по образцу американской при ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Именно благодаря ЮНЕСКО определилась конкретная структура политической науки, которая, несмотря на ее критику, не потеряла актуальности и сегодня. Она включила:

Политическую теорию, охватывающую непосредственно политическую теорию и историю политических идей.

Политические институты:

конституцию;

центральное управление;

региональное и местное управление;

публичную администрацию;

экономические и социальные функции управления;

сравнительный анализ политических институтов.

Партии, группы и общественное мнение:

политические партии;

группы и ассоциации;

участие граждан в управлении и администрации;

общественное мнение.

Международные отношения:

международную политику;

международные организации;

международное право.

В то же время углубившаяся дифференциация внутри политической науки сопровождалась выделением целого ряда особых отраслей политического знания. Авторы фундаментального издания «Политическая наука: новые направления», выпущенного в свет в Нью-Йорке в 1996 г. и в русском переводе в Москве в 1999 г., среди наиболее важных для западной политологии проблем выделяют:

политическую науку как дисциплину;

институционализм, как старый, так и новый;

политическое поведение в сфере выборов и институциональных подходов;

сравнительную политологию;

международные отношения под углом зрения неореализма неолиберализма, постпозитивизма и феминизма;

социальную политику и управление с позиций сравнительного политического анализа, а также идей, интересов и институтов;

политическую теорию с точки зрения политико-философской традиции и эмпиризма;

политическую экономию в ее социологических аспектах и перспективах развития;

политическую методологию, включающую качественные методы, планирование исследований и экпериментальные методы.

Политическая дисциплина становится все более зрелой отраслью знания, требующей высокого профессионализма. Ее специалисты и профессиональные интересы уже вышли из традиций «американских» рамок, распространяясь по всем континентам и интернационализируясь. Сложилось сообщество ученых-политологов (гуру), которое в состоянии контролировать и определять набор приемов, необходимых в данной области. Установлено согласие о «едином подходе» для определения уровня «минимальной профессиональной компетенции», требуемой для профессиональной работы в данной области. К этим критериям «Политическая наука» относит: а) знакомство «хотя бы поверхностное» с одинаковы набором научных трудов, признанных классическими в данной области знаний; б) знание насущных проблем политической науки; в) понимание новых течений в политической науке.

Исходными для политической науки, ее двигательной силой являются такие фундаментальные исследования, как «Гражданская культура» Г. Алмонда и С. Вербы, «Американский избиратель» Э. Кемпбелла, П. Конверса, У. Миллера и Д. Стоукса, «Кто правит?» Р. Даля, «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» Р. Дарендорфа, «Нервы правительства» К. Дойча, «Экономическая теория демократии» Э. Даунса, «Системный анализполитической жизни» Д. Истона, «Политический порядок в меняющихся обществах» С. Хатингтона, «Ответственный электорат» В. Ки, «Политическая идеология» Р. Лейна, «Разум демократии» Ч. Линддолома, «Политический человек» С. Липсета, «Социальные корни диктатуры и демократии» Б. Мура, «Президентская власть» Р. Нойштадта и «Логика коллективного действия» М. Олсона. Всего же в «Политической науке» упоминается 127 признанных профессионалов политической науки. В русском переводе их издано чрезвычайно мало.

Насущные проблемы политической науки чаще всего сводятся к методологическим основам. Несмотря на довольно динамичное чередование методов исследования, в настоящее время традиционный институциональный подход доминирует в политической науке в целом и в ее отдельных субдисциплинах. Другой проблемной темой современной политической науки является растущее понимание того, что идеи имеют определенные последствия. И, наконец, из политической науки исчезает различение фактов и их интерпретации, что было особенно характерно для позитивистской фазы поведенческой революции. Политологи постоянно стремятся применять комплексные исследовательские подходы к системно связанным структурам, процессам и результатам, Формируется такая теоретическая база, которая позволяет охватывать и интегрировать все уровни анализа. Отсюда доминирующее положение в современной политической науке концепций рационального выбора и нового институционализма [1; c.41-48].

Заметно усилился интерес политических теоретиков к таким новым, долго «умалчиваемым» течениям, как постмодернизм и феминизм. В литературе появляется множество оригинальных работ, посвященных участию женщин в политике. При этом в политических исследованиях все больше заявляют о себе сами женщины.

Постмодернистские теории создали надежные возможности для изучения так называемых новых политических движений и распада старого мирового порядка. Новый подход сосредоточил внимание исследователей на субъективных аспектах политической жизни, внутреннем мире политических акторов, знаниях, убеждениях, намерениях и ценностях. Авторы «Политической науки» утверждают, что политическая методология вступает в некую фазу постмодернистского развития. Суть его состоит в том, что обозначился отказ от общей методологии в пользу частной, от универсализма в пользу ситуативизма в объяснении тех или иных явлений.

В Беларуси отечественная политология не вышла еще за рамки освоения базовых понятий (власть, политика, государство и т.д.) и говорить о проблемных исследованиях, тем более по заказам государственных органов или коммерческих структур, приходится лишь как о случайных, единичных явлениях. В то же время с 1993 года в стране действует Белорусская ассоциация политических наук, усилия которой направлены на создание национальной политологической школы. Регулярно проводимые ею научные конференции вовлекают политологов и смежных с ними специалистов (юристов, историков, социологов и пр.) в научные дискуссии. В издаваемых по итогам конференций сборниках сосредотачивается многообразный и весьма интересный материал о политическом процессе в Беларуси, который, к сожалению, почти не используется ни наукой, ни практикой.

Являясь самостоятельной наукой, политология не изолирована от других наук. Особенно тесно она взаимодействует с гуманитарными науками. Например, в философии политология заимствует методологию, мировоззренческое обоснование сущности политических явлений и процессов.

Государство, его институты, политическая система, нормы и правила их функционирования, легальность и легитимность власти – все это сфера научных интересов, взаимной обусловленности политологии с правоведением. Пожалуй, право является самой «родной» отраслью знаний, с которой у политологии общие корни происхождения, общая государственная платформа деятельности.

В ряде случаев необходимы долгосрочные анализы, обобщения и выводы, чему способствует органическая связь политологии с историей. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен, разворачивание политического процесса в пространстве и времени. Игнорирование правдивого, реального исторического опыта политики, как показывает практика, чревато губительными последствиями.

Политология связана с экономической теорией, социологией, психологией, географией, антропологией, демографией и др. Любое событие в политической жизни, безусловно, связано с такими бесчисленными явлениями, которые формально с политикой не взаимодействуют. Для объяснения событий политической жизни нужны многочисленные неполитические переменные. Это объясняется всеобщим характером политики, которая может сделать политическим любой фактор общественной жизни.

Неоднородность политической науки все в большей степени определяется плодотворным научным взаимодействием со смежными дисциплинами, развивающимся благодаря созданию устойчивы связей между специализированными областями различных общественных наук. Процесс взаимного плодотворного обмена научными идеями достигается за счет их гибридизации. Поэтому историю развития политической науки и ее современные проблемы нельзя представить вне взаимосвязи с другими социальными науками.

На фоне процесса гибридизации проявились две тенденции – дробление исследовательских областей и специализация. Именно взаимосвязь фрагментации специальностей и их гибридизации, а не изолированное состояние каждого из них, привела к достижению поразительных успехов, как в естественных, так и в социальных науках [2; с.116]. В политической науке результатом гибридизации стало возникновение таких специальностей, как политическая социология, политическая география, политическая психология, религия и политика, политика и этнические процессы, политические и социальные элиты, вооруженные силы и политика, международная политическая экономия, международный политический порядок, сравнительные исследования судебных систем, биология и политика, бизнес и политика, гендерные роли и политика, глобальные изменения окружающей среды и т.п. Ученые этих исследовательских направлений работают совместно с коллегами, формально принадлежащими к другим научным дисциплинам.

Политическая наука заимствовала из других дисциплин следующие термины:

из социологии: аккомодация, агрегат, ассимиляция,

циркуляция элит, клика, дуализм, легитимность, средства массовой информации, массовое общество, милитаризм, национализм, светский, сегрегация, социальный класс, социальнй контроль, социальная интеграция, социальная структура, социализация, рабочий класс;

из психологии: аффект, отчуждение, амбивалентность,

ожидание, установка, поведение, сознание, зависимость, личность, общественное движение, стереотип;

из экономики: размещение ресурсов, корпоративизм,

снижающаяся отдача, промышленная революция, индустриализация, либерализм, меркантилизм, валовой национальный продукт, дефицит, слаборазвитость;

из философии и древнегреческого языка: анархизм,

аристократия, консенсус, демократия, фракция, свобода, общая воля, идеализм, монархия, олигархия, плюрализм, тирания, ценность;

из антропологии: родство, каста, патриархат, плюралистическое общество;

из теологии: харизма;

из журналистской и политической лексики: империализм, интернационализм, изоляционизм, левые и правые, лоббирование, нейтралитет, патронаж, плебисцит, пропаганда, социализм, синдикализм.

Многие понятия имеют неоднозначное происхождение. Истоки термина «авторитаризм» корнями восходит к психологии и идеологии. Понятие «власть» с позиции разных дисциплин в числе других ученых анализировались Б. Малиновским, М. Вебером, Т. Парсонсом, Г. Лассвеллом, А. Капланом, Б. Де Жувенелом К. Дж. Фридрихом. Часто из понятия, как из семени, произрастают целые теории: Понятие «структура» дало жизнь теории структурализма, «система» -- системной методологии и т.п.

Подавляющее большинство современных политологов не чуждается математических уравнений. Они знакомы с методами шкалирования, разработанными психологами; пат-анализом, привнесенным из биологии через экономику; социологическим многофакторным анализом и измерением; линейным структурным соотношением, введенным в научный оборот из статистики; широко применяют и совершенствуют эконометрические приемы исследовательской деятельности. В политической науке достигли стадии зрелости экспериментальные исследования.

Политическая наука развивается в тесном взаимодействии со всеми другими науками и остается творческой отраслью знания лишь в том случае, если сохранит такую же открытость в будущем. Вполне закономерен процесс отпочкования от нее на этой основе множества отраслей, которые говорят между собой на разных языках и, по выражению Габриэля Алмонда, сидят «за разными столиками, стоящими далеко друг от друга».

Предмет политологии. Политология – это, в самом общем виде, наука о политике. В этом качестве она формирует целостное и системное представление о политике, способах ее существования как особой сферы социальной жизни. Поэтому определить политологию можно еще как науку о формах и закономерностях политики, науку, раскрывающую с помощью этих форм и закономерностей целостную природу политики. Речь идет о специфической области человеческого познания и деятельности, требующей специальных знаний, методов, концепций, инструментов исследования. В курсе политологии рассматриваются те проблемы, которые касаются лишь политической сферы, то есть политической жизни и деятельности людей, их объединений и организаций, государств и их взаимоотношений между собой.

Исследование политики включает три направления: историческое, актуально-эмпирическое и теоретическое. То есть политическая наука изучает историю политических учений и учреждений, политические системы и идейно-политические течения, теорию политики, принципы, механизмы власти и управления и т.д. Со времен Платона и Аристотеля главное внимание исследователей политики сосредоточено на государстве, власти и властных отношениях. Именно эти институты олицетворяют в себе непосредственно политику как таковую. Все, что втягивается во властные отношения на государственном поприще, приобретает политический смысл и содержание. Ввиду этого в орбиту политического анализа входят политические партии, политическое лидерство и элиты, политические идеологии и т.д.

Задачи политологии – дать действующим лицам политических процессов систематическое, аргументированное и объективное знание о политической деятельности, ее движущих силах. Это позволит придать политической жизни большую осмысленность, эффективность и, главное, в какой-то мере предвидеть последствия политических решений и предполагаемых политических действий. Политологический анализ, в частности, может дать ответы на вопросы, какие конкретные цели в политике сегодня достижимы, какие действия соответствуют поставленным целям, какие «непредсказуемые» последствия могут иметь те или иные политические шаги и т.д.

Весьма разноречивы, неопределенны взгляды политологов на предмет и объект политической науки. Некоторые российские исследователи предметом политологии считают благо людей, получаемое в процессе общения друг с другом. А политическое существо, zoo politikon или homo politicus, в которое превращается человек, является главным объектом, главным инструментом, методом политической науки [3; с.4]. Подобный взгляд восходит к аристотелевскому тезису о том, что «все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» [4; с.107]. Однако вряд ли сегодня в строгих научных рамках можно вести исследование на основе такого привлекательного, но весьма неопределенно широкого предмета, как «благо». Это понятие далеко выводит нас за пределы сферы политического. Хотя в определенном смысле мы и об этом должны думать, анализируя политику.

Американский политический исследователь Дэвид Истон считает, что политическая наука должна объяснить, «с помощью каких механизмов системе удается выживать в течение длительного времени и как она преодолевает стресс, который может наступить в любой момент» [13; с.641]. Предмет политологии в этом случае определяется изучением тех способов, приемов, маневров, благодаря которым политика как система «ладит» с внутренним и внешним возбуждением, балансируя и стабилизируя отношения в обществе.

Австрийский политолог Роберт Гудин и немецкий политолог Ханс-Дитер Клингеманн определяют предметное поле политологии как изучение природы и источников ограничений применения социальной власти и техники применения социальной власти в рамках данных ограничений. Именно анализ этих ограничений: откуда они возникают, как действуют, какие шаги могут предпринять политические агенты, не выходя за их рамки – и лежит в основе изучения политики [1; с.33, 34].

По мнению американского политолога Лоуренса Додда, цель политологии – прояснить процессы, которыми политические действующие лица создают, разрушают и воссоздают новые и непредвиденные политические миры. В этом случае политолог должен понять, по существу, форму, многовариантность и случайность политических изменений, а не предсказывать непредсказуемое. Политолог не предсказывает долгосрочные курсы в будущем, а помогает осознать созидательность процесса, дилеммы и возможности [6; с. 339].

Главным предметом исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений – экономическое, социокультурное, философское, социально-психологическое, историческое и т.д. Политическая наука анализирует государство и властные отношения в первую очередь как социальные феномены, как институты политической организации общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса.

Столь разноречивые мнения о предмете политической науки свидетельствует о том, что в принципе речь идет об изучении всего того, что вовлекается в политику, становится ее конструктивным элементом. То есть предмет политики определяет сам исследователь, исходя из изучаемой политической ситуации. Можно согласиться с мнением К.С Гаджиева в его толковании предмета политологии как мира политического в его тотальности и многообразии, как все то, что охватывается понятием «политическое» [5; с.10]. Задача политолога состоит в выяснении структуры мира политического, составных элементов, функций, соотношения и взаимодействия друг с другом и т.д.

Термин «политология» имеет греческую этимологию. Politica означает государственные или общественные дела; logos – знание, учение. Буквально получается знание о политике, политической жизни. Однако в разных странах он по-разному трактуется. Скандинавы употребляют его в смысле «учения о государстве», в США и Франции – политической науки, в Великобритании – политических наук. Разница состоит в том, что для одних исследователей политология – единая наука о политике без разветвления на отрасли. Другие считают ее общей, интегральной наукой о политике. Отсюда ее много отраслевой характер. Рассмотрение политологии как общей, единой и вместе с тем внутренне дифференцированной науки о политике преобладает.

Сегодня под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление факторами. Она изучает:

принципы функционирования политической системы

общества;

роль и соотношение ее основных компонентов –

государства, политических партий, общественных организаций;

способы проведения в жизнь государственной политики;

механизм регулирования общественно-политических отношений;

комплекс проблем, относящихся к властному взаимодействию.

Функционально политологию можно свести к следующим важнейшим действиям:

концептуально-описательное, которое состоит в

предоставлении ученым определенного запаса понятий и категорий политологии и отвечает на вопрос «что и как делается?»;

объяснительное, состоящее в объяснении явлений и процессов и отвечает на вопрос: «Почему делается так, а не иначе?»;

прогностическое, конструирующее предвидения;

методологически оценивающее, которое выявляет методы

исследований и их полезность;

интегрирующее состоит в суммарном использовании

достижений в области политики других общественных дисциплин.

Является ли политическая наука наукой в подлинном смысле этого слова? Наука – систематическое изучение, направленное на упорядочивание представлений об эмпирическом мире. С этой точки зрения изучение политики может претендовать на статус науки. Однако предъявить список «всеобъемлющих законов» политическая наука, скорее всего, не в состоянии. Дело в том, что, несмотря на имеющуюся систематизацию основополагающих истин политической науки, ее выводы по своей природе неизбежно будут оставаться в высшей степени вероятностными. Термины «всегда» или «никогда», с которыми имеют дело другие науки, разрабатывая свои всеобщие законы, редко находят применение в мире политики, где господствуют ситуации, которые можно описать только в терминах «более или менее вероятного».

Модель всеобщего закона с успехом может быть применена при изучении вопроса о движении бильярдных шаров под действием законов ньютоновской механики. В этом случае совершенно точно можно предсказать последствия каждого действия. Причины этих действий могут быть исчерпывающе обеспечены силами, оказывающими внешне воздействие на подобных «акторов». Однако человеческие существа столь однозначно не реагируют при воздействии на них. В отличие от бильярдных шаров, они сами способны к познанию и действию, основанному на нем. «Убеждение», «цель», «намерение», «смысл» – все эти факторы имеют решающее значение при объяснении человеческих поступков, которые существенно отличаются от «действий» бильярдных шаров. Поэтому модель всеобщего закона при изучении человеческого общества абсолютно неприемлема [1; с.36].

Сведения, которые получает политолог, необходимо рассматривать не столько как неумолимое воздействие внешних сил на пассивных акторов, сколько как обычные и естественные реакции обычных людей в обычных условиях, Могут измениться «условия игры», в еще большей степени подвержены переменам внешние обстоятельства, поэтому открытые в политологии истины, возможно, менее «универсальны», чем законы ньютоновской физики. И в то же время моделирование политики в соответствии с происходящими изменениями возможно.

Конечно, даже в самых передовых демократических странах реальная политическая жизнь не во всем и не всегда строится по рецептам политологии, которая не в состоянии отразить все богатство и динамику политических событий. Практическая политика требует не только научных знаний, но и искусства политического руководства. Однако сегодня влияние политологии на политические и социальные процессы заметно возрастает, обогащается ее содержание. Для решения насущных и комплексных политических задач требуются новые идеи и концепции. Поэтому в мире широко используется политическое консультирование через «мозговые центры» и «фабрики мысли» под заказ государственных учреждений. Во всем мире примерно три тысячи «мозговых центров», из них половина в Северной Америке, 600 в Европе. Сюда предпочитают принимать на работу людей, которые имеют не только отличные научные знания, но и обладают выдающимися коммуникативными способностями и умением хорошо писать. С определенной претензией на статус «мозгового центра» у нас в Беларуси выступает аналитический центр «Стратегия».

В 70-е гг. ХХ в. в отдельную субдисциплину была выделена «Теория политики». Начало этому процессу положили работы Лео Страусса «Что такое политическая философия?» (1959), И. Берлина «Существует ли все еще политическая теория?» (1962) и Джона Роулза «Теория справедливости» (1971). Основной тезис, с которым выступили Страусс и Берлин, гласил: политическую мысль нельзя сводить к эмпирическим исследованиям институтов и поведения индивидов и групп, поскольку в ней неизбежно присутствует теоретико-философское обобщение. Это обусловлено самой природой политического действия, которое всегда сопряжено с ориентацией на благо общества и потому обязательно предполагает необходимость для действующего субъекта выбирать те или иные ценности.

Роулз полагал, что в основе всех политических противоречий, существующих в обществе, лежат некие фундаментальные вопросы, над разрешением которых и работает политическая философия. Тем самым именно благодаря последней становятся возможными политическая кооперация и достижение консенсуса.

В результате дискуссий тезис о том, что политическая мысль не может полностью сведена к эмпирической политической науке, но всегда предполагает и ориентированное на познание сущности политических явлений философско-теоретическое измерение, в конце ХХ в. получил статус положения, принятого на основе консенсуса научного общества политологов. Тем не менее дискуссия о структуре политического знания в целом, о месте философского познания политики в частности еще далеко не завершена.

История политической науки. В настоящее время в научной литературе существует немало версий о времени возникновения и основных этапах развития политической науки. Но в большинстве случаев ученые сходятся на том, что вплоть до второй половины ХIХ в. нельзя говорить о дисциплинарной оформленности в сфере познания политики. Окончательное же утверждение политической науки в качестве самостоятельной научной и образовательной дисциплины со своими исследовательскими принципами и организационными структурами, несомненно, нужно датировать ХХ веком.

В конце ХIХ – начале ХХ века происходит теоретическое и методологическое размежевание политической науки с философией, историей, социологией, юриспруденцией, экономикой, психологией и другими отраслями знания, в рамках которых ранее уделялось внимание и сфере политики. С начала ХХ столетия ускоряются процессы автономизации и организационного оформления новой дисциплины. При этом необходимо помнить, что базой для этого стали факультеты политических исследований пи университетах и самостоятельные политологические научные центры, которые специально занимались изучением политики. Первая французская «Свободная школа политических наук» открылась в 1672 г., в 1871 г. произошло ее второе издание. В 1880 г. возникла американская «Школа политической науки» при Колумбийском колледже, впоследствии преобразованном в университет, в 1895 г. – «Лондонская школа экономики и политики».

Интеллектуальное превосходство в познании политики до первой Мировой войны остается за Европой до такой степени, что американские исследователи, желающие получить серьезную политологическую квалификацию, приезжали учиться в Европу, особенно в Германию. В это время американцы демонстрировали свое организационное превосходство: Именно в США в 1903 г. была основана первая в отрасли общенациональная организационная структура (Американская ассоциация политических наук – ARSA), начали регулярно издаваться многочисленные профессиональные журналы, была разработана и вступила в действие система подготовки научных кадров.

Перехваченная со временем американцами у Европы инициатива оказалась устойчивой и плодотворной: с начала ХХ столетия и вплоть до 60-х гг. процесс автономизации политологии преимущественно протекал на американской почве. В межвоенное время (1920 – 1940 гг.) это объяснялось тем, что в Европе не могло быть и речи о независимом политическом анализе. Здесь возобладал принцип подчиненности политических исследований задачам идеологического и политико-пропагандистского характера. Установление на континенте фашистских режимов привело к тому, что многие западноевропейские ученые (П, Лазарсфельд. К. Мангейм, Г. Моргентау, Л. Страусс, З. Фрейд, Г. Маркузе) были вынуждены переселиться за океан. Они придали новый импульс американской политической науке, внесли значительный вклад в становление системы гуманитарного образования и непосредственно в исследования в области социологии, психологии и политической науки (в то время профессора, эмигрировавшие из Европы, преподавали на факультетах социальных наук практически во всех американских высших учебных заведениях). Во многом это обусловило как интеллектуальное доминирование американской политологии в первой половине пошлого столетия, так и повышение престижа политической науки в целом.

Во время второй Мировой войны, когда в Европе политические исследования были полностью прерваны в США, напротив, их интенсивность резко возросла. Заказчиками выступали различные военные ведомства, а также разведывательное управление при Федеральной комиссии по средствам массовой информации, привлекшие к работе ведущих специалистов. В их числе Г. Лассуэлл, Э. Шилз, П. Лазарсфельд и др. Тематика исследований охватывала довольно широкий круг проблем: причины возникновения фашизма и нацизма, отношение населения к врагам и союзникам в войне, пути обеспечения высокого уровня производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности в условиях сокращения численности рабочей силы, условиях наиболее выгодного размещения облигаций военного займа и т.д.

Повышенный спрос на специалистов в области социальных наук послужило причиной бурного развития академических институтов. В послевоенное время факультеты политической науки в университетах США быстро разрастались, превращаясь в международные центры подготовки политологов.

В первые послевоенные десятилетия началось целенаправленное перенесение принципов и стандартов американской политической науки на европейскую почву. При поддержке благотворительных фондов США велось формирование кадрового состава восстановленных после войны европейских университетов: Американские ученые становились членами научных учреждений в Европе, а европейцы получали образование в Соединенных Штатах.

Однако такого рода односторонняя зависимость продолжалась недолго. К 60-м гг. были полностью восстановлены старые университеты, возникло много новых учебных и исследовательских центров. Постоянно растет численность европейских политологов (к 1985 г. официально было зарегистрировано 2,5 тысячи европейских ученых, занимающихся политической наукой) и их вклад в развитие политической науки стал неуклонно повышаться. Проводившиеся в Европе сравнительные исследования, в частности, осуществлявшийся под руководством Р. Даля, В. Лоруина, Х. Даалдера и С.Роккана проект изучения демократических режимов небольших европейских государств, способствовал повышению профессионализма специалистов, представлявших европейскую политическую науку.

В 1970 г. на средства фонда Форда была образована общеевропейская организация – Европейский консорциум политических исследований (ЕСРR). Консорциум выделил средства на обучение по программам общественно-научной методологии, на создание лабораторий при некоторых национальных исследовательских центрах, а также на реализацию совместных исследовательских программ. При его содействии был создан архив проведенных исследований и начало выходить профессиональное периодическое издание «The European Journal for Political Research». Коллективными членами ECPR становились факультеты и научно-исследовательские организации. В 1989 г. в состав ECPR входило 140 таких организаций [7; с.96].

Однако господство американских ученых в политической науке остается и очевидным, и значительным. Их имена и соответствующие труды чаще всех упоминаются в библиографических списках. США имеют больше профессиональных политологов за весь остальной мир. Из почти, что 2000 колледжей и университетов США в 1988 г. 760 имели особые факультеты политологии, а 121 учреждение предлагает обучение на степень доктора философии в этой области [12; с.24].

Именно в 70-90-е гг. ХХ в. политическая наука превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений, с общим координирующим органом в лице Международной ассоциации политических наук и нескольким десятком специализированных периодических изданий. Она окончательно приобрела характер отдельной профессии и прочно утвердилась в мировом масштабе.

Рост профессионализма политологов отмечен в разных областях. Одним из подтверждений этого является то, что все большее число исследователей разных специальностей используют сходную методику и технику и опираются на одни и те же фундаментальные теоретические работы (М. Вебер, Г. Алмонд, С. Верба, Г. Лассвелл, С. Хантингтон, Э. Фромм и др.). Большинство современных политологов знакомо с одинаковым набором научных трудов, признанных классическими в данной области знаний. Общим достоянием политической науки, lingua franca (условный язык) политической области знаний и исходным пунктом для ее продвижения вперед являются следующие фундаментальные труды: «Гражданская культура» Г. Алмонда и С. Вербы, «Американский избиратель» Э. Кэмпбелла, П. Конверса, У. Миллера и Д. Стоукса, «Кто правит?» Р. Даля, «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» Р. Дарендорфа, «Нервы правительства». К. Дойча, «Системный анализ политической жизни» Д. Истона, «Политический прядок в меняющихся обществах» С. Хантингтона и др.

Методы политической науки. Связать политические события в смысловую определенность возможно лишь при наличии определенных способов, приемов, которые имеют обобщенное название – методология. Метод исследования общественных явлений гораздо важнее результата, ибо просто делания «хуже, чем бесполезны, если нет исследования, дело не развивается» (К. Маркс). Именно благодаря методу данный вид деятельности приобретает рациональный характер.

Особенность политической науки состоит в том, что ее методология формируется преимущественно путем заимствований из других наук, например, из психологии, экономики или социологии. На этом основании некоторые ученые отрицают научный характер политологии ввиду отсутствия, на их взгляд, у политической методологии основополагающих отличительных особенностей, связанных с характером самой дисциплины [8; c.767].

Вряд ли сто

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...