Журналистика первой четверти Х1Х века.
Мрачный режим павловской империи вызывал неудовольствие даже среди части дворянства. В результате дворянского заговора в 1801 г. Павел I был убит, и престол занял его сын Александр I. При нем наступило некоторое оживление общ. жизни. Молодой царь высказывал либеральные идеи, а политич. произвол предыдущего царствования заставляли говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости законов и даже конституции. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и лит-ры. Кол-во журналов и альманахов растет. Оппозиционные и либеральные настроения немногочисленной дворянской интеллигенции нашли выражение в организации ряда дружеских литературных обществ, в издании ими периодических и непериодических печатных органов («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Тем не менее вся жур-ка по-прежнему фактически делилась на два направления: консервативно-монархическое и либерально-просветительское, демократическое. «Вестник Европы». Наибольшего внимания в заслуживает новый журнал Карамзина «Вестник Европы» (с 1802 г.). в нем появился отдел «Политика». Журнал носил характер лит.-политического, что было ново и перспективно. В момент нарастания агрессивных намерений Наполеона Карамзин успешно вел отдел иностранных новостей. Во внутриполитических вопросах его позиция укладывалась в либеральную платформу царя Александра I: Карамзин требовал более гуманного отношения к крепостным, осуждал жестокосердие помещиков, но не более. Руководящая роль русского дворянства в делах государства для него была несомненна. Карамзин хорошо знал свою ауд. — грамотного провинциального помещика, дворянина-горожанина — и успешно удовлетворял их интересы. В ли. отделе печатал сентиментальные пр-я, чем обеспечивал симпатии грамотных женщин-дворянок. При этом Карамзин ориентировался на высокие эстетические нормы, и журнал его был интересен для образованного общества. Внешнеполитический комментарий, мелкие заметки историч. хар-ра, повести. Он создал своего постоянного читателя, добился живости изложения, усовершенствовал рус.лит.яз. Однако с уходом Карамзина в 1803 г. из журнала «Вестник Европы» потерял значение, оригинальность. За Карамзиным не оказалось людей, которые продолжили бы его дело. Скоро журнал сделался сухим научно-лит. органом, защищавшим позиции классицизма.
«Сын отечества». Не стала таким стимулом и Отечественная война 1812 г., хотя журналистика периода войны заслуживает внимания. Общее сокращение изданий во время войны компенсировалось появлением журнала «Сын отечества» (Греч). Он соединил достижения журналов и газет. Содержание журнала связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны. Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России. С окончанием войны журнал принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.). Журналистика декабристов, дворянских революционеров, впервые поднявшихся с оружием в руках против царского самодержавия. Конец XVIII — начало XIX в. было временем ломки феодально-абсолютистских учреждений в Европе. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия. Передовые, лучшие люди из дворян понимали необходимость уничтожения крепостничества и самодержавной формы правления для дальнейшего прогресса России. Поэтому всю свою лит. и общ. деятельность они подчинили задаче обновления России, ограничения или свержения монархии. Для пропаганды своих идей, воспитания гражданского мужества у современников они использовали многие легальные журналы того времени: они печатали свои произведения, насыщенные острой соц. мыслью, направленные против института самодержавия.
«Полярная звезда». Однако литературную и политическую программу им удалось в наиболее яркой форме осуществить не в журнале (журналы оставались под строгим надзором цензуры), а в альманахе, получившем название «Полярная звезда» (1823—1825). Издателями его были А.А. БестУжев и Рылеев. Принципы альманаха, были близки журнальным принципам: строго соблюдалась коллегиальность, была внутренняя цензура, т.е. редколлегия, строго выдерживалось направление материалов, печатались только оригинальные произведения отеч. литераторов, было введено распределение доходов от издания в виде гонорара. Политические идеи проводились исключительно через литературные материалы. Направление альманаху придавали аналитические обозрения русской литературы Бестужева. По оригинальности суждений о русской литературе, достоинству поэтических произведений альманах обратил на себя внимание в Европе. Переводы и перепечатки из «Полярной звезды» появлялись во Франции, Германии, Польше. Успех «Полярной звезды» в России породил множество подражаний. Декабристы-журналисты, декабристы-литераторы пытались использовать в целях рев. пропаганды и некоторые нелегальные формы публ-ки: проект конституции под названием «Русская правда», агитационные песни революционного содержания и др. Некоторые из них были обращены к солдатам тех полков, где служили офицерами декабристы. Деятельность рус. жур-ки после подавления декабристов протекала в тяжелых политических и цензурных условиях. «Московский телеграф». Первым среди прогрессивных журналов второй половины 20—30 гг. был «Московский телеграф» Полевого. Начал издаваться он в канун восстания декабристов. По содержанию «Московский телеграф» носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто лит. журнала проходит. Грамотный читатель интересовался уже и лит., и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Надо было идти навстречу этому читателю. Полевой принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись от того, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его.
Ая четверть «Телескоп». В 1831 г. возник прогрессивный журнал «Телескоп». Надеждин – идея нового искусства — искусства, близкого к действительной жизни. Одной из заслуг Надеждина было приглашение в журнал молодого Белинского, с приходом которого особого успеха достиг лит.-критич. отдел «Телескопа». Белинский обратил внимание на творчество молодого Гоголя как родоначальника, яркого представителя нового направления в рус.лит. Дебют Белинского в «Телескопе» был настолько удачным, что Надеждин, уезжая за границу, поручил редактирование журнала молодому критику. Работая в «Телескопе», Белинский приступил к созданию передовой теории журналистики в России. В статье «Ничто о ничем» он выдвинул как главное условие успеха прогрессивного журнала – его направление. Он провозгласил критику ведущим отделом общ-го журнала своего времени, поскольку лит-ра была доступна широким чит. кругам, и через критику публицист получал возмож-ть влиять на публику. «Современник» Пушкина 1836 г. По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам. В журнал был привлечен Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы» в первом номере «Современника» является ярким документом журнальной полемики передовой жур-ки против журнального триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отеч. авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 г.; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум». Общая характеристика журналистики XIX в. Новый век ознаменовался обновлением и оживлением жизни общества в связи с убийством деспотичного Павла I и восшествием на престол Александра I. Общество заговорило о либеральных переменах, конституции, о твердости законов. Заметным стало и более терпимое отношение к прессе. Заметно выросло число журналов и альманахов, появились и новые газеты, в том числе и провинциальные. В Петербурге появилось 47 новых изданий, в Москве – 84, в провинции – 3. Однако большинство газет и журналов не отличались долговечностью – выходили около одного-двух лет. Исключением можно считать “Вестник Европы”, который издавался без малого 30 лет. Журналистика по-прежнему еще является своеобразным “хобби” дворянских интеллектуалов, а не профессией, дающей средства к существованию. Журналистский труд все еще не оплачивается. Это препятствует развитию журналистики. Важным фактом совершенствования структуры российской печати стало появление отраслевой печати – изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую деятельность. Не менее существенно и создание специализированных – тематических – изданий: музыкальных, театральных, педагогических, женских, детских, библиографических и других. Растет и число выходящих газет. В первые годы XIX в. к двум официальным государственным газетам прибавилась еще одна – ведомственная “Северная почта” (1809-1819), орган почтового департамента Министерства внутренних дел. Ощущает потребность в газетах и провинция. “Северная почта” имеет хорошие связи с губерниями, получает оттуда информацию, публикует сельскохозяйственные материалы, рассчитанные на предпринимателей. Совершенствуется и техника иллюстрирования изданий. В 1816 г. создается первая русская литография, которая за 7 лет своего существования выпустила более 30 тысяч литографий. Несмотря на увеличение спроса на газеты главным типом периодического издания в России остается журнал, только уже не литературный или сатирический, а энциклопедический. Он содержит многообразную информацию, не касается впрямую политических вопросов, но дает представление о важнейших событиях и процессах современности. Особенностью развития журналистики этого периода надо считать ее подцензурность, запрет на открытое обсуждение политических вопросов и важнейших проблем внутренней жизни. Поэтому настоящие информационные журналистские жанры все еще существуют лишь в зачаточном состоянии. Главными остаются литературные жанры – литературная критика, исторические и литературоведческие статьи, библиографические обзоры. Но постепенно начинают играть все более заметную роль публицистические жанры – очерки, обозрения, статьи. “Толстый” журнал продолжает удерживать свои позиции в дворянской усадьбе и литературном салоне. К нему прибавляется еще и альманах – тематическое периодическое издание, выходящее один или два раза в год. В нем собраны разнообразные литературные, публицистические и научно-познавательные произведения на какую-то тему. Большая часть изданий все еще адресована лишь дворянской – образованной – части общества. Массовые издания появятся лишь в середине века. Наиболее заметным периодическим изданием начала века был журнал “Вестник Европы”, который первые два года из почти тридцати лет издания редактировал Н.М.Карамзин.
Периодические издания 1800-1825 гг. Особенностью издания газет этого времени является наличие государственных, арендных и частных изданий. Нередко из-за финансовых и профессиональных трудностей газеты сдавались в аренду частным лицам. Например, в разные периоды в аренду отдавали “Санкт-Петербургские ведомости” и “Московские ведомости”. Так же поступали с журналами. Поэтому мы встречаем разные по содержанию издания с одними и теми же названиями, например, “Современник” или “Отечественные записки”. В этом веке стали четко дифференцировать понятия “газета” и “журнал”, причем термин “газета” впервые используется в заглавии газеты в начале второй декады века. Газетная периодика: главная особенность – отсутствие общественно-политических газет. Кроме того, издание газет было делом убыточным. Подписчиков было мало. Поэтому большинство газет стремилось официально и полуофициально выходить при каких-нибудь ведомствах и на их средства. Издание частных газет было рискованным делом. И лишь немногим приносило доходы. Например “Северная пчела” была доходной, но как показала история, ее издатели тесно сотрудничали с Третьим отделением и получали от него деньги за “верную службу”. Государственная и арендная газетная периодика: “Санкт-Петербургские ведомости”. Продолжалось издание, начатое в предыдущем веке. “Московские ведомости”. Это тоже была не новая газета. “Сенатские ведомости”; “Северная почта” (1809) или “Санкт-Петербургская газета”. Это газета почтового ведомства. Выходила два раза в неделю по почтовым дням. Новшеством в оформлении газеты было то, что текст располагался в два столбца. Писала о придворной жизни, о производстве в чины и назначения по службе, о развитии промышленности и отдельных ее отраслей. После войны 1812 г. в газете увеличилось количество публикаций на экономические темы из-за необходимости восстанавливать хозяйство. В 1811 г. “ Северная почта” сливается с “ Санкт-Петербургскими коммерческими ведомостями”. Это позволяло давать читателям обширную торговую информацию. Той же цели служило приложение к газете “ Санкт-Петербургский прейскурант”, где публиковались цены на товары, вексельный курс и другие коммерческие известия. Адресовалась крупным помещикам и торгово-промышленным деятелям. Многие информации некоммерческого характера заимствовались в иностранных газетах. “Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции” (1939). Редактировал Межевич. Иногда полемизировал с “Северной пчелой”. Публиковал литературные произведения и критические статьи. Газета выходила без предварительной цензуры. Частная газетная периодика: “Санкт-Петербургские коммерческие ведомости” (1802-1810); “Гений времен. Исторический и политический журнал” (1808-1809). Издатели Ф.А. Шредер, И. Делакруа и Н.И. Греч. Это первый опыт издания общественно-политической газеты в России. Это типичная газета по форме и содержанию – короткие информационные заметки об истории, экономике, политике и военных делах зарубежных стран. Выходила два раза в неделю. “Московские ученые ведомости” (1805-1807). Издавалась профессором Московского университета И.Ф.Буле. “Сын Отечества” (1812) – патриотическое издание, возникшее в го-ды Отечественной войны 1812 г. (подробнее ниже). “Русский инвалид” (1813). Газеты обсуждала итоги французской кампании и писала о судьбах участников войны, и прежде всего тех, кто стал инвалидом. “Утренняя почта Европы” (1817-1818). “Рецензент” (1821). Частная провинциальная газетная периодика: “Казанские известия. Газета политико-учено-литературная” (1811-1820). Это первая провинциальная газета. Издавалась преподавателем Казанского университета И.Запольским и содержателем казанской губернской типографии Д.Зиновьевым. Затем она была передана университету. Рассказывала читателям о развитии промышленности и торговли, писала о проблемах просвещения в губернии, печатали литературные произведения и статьи о них. “Восточные известия” (Астрахань, 1813). Журнальная периодика: журналы, как правило, издавались частными лицами. В начале XIX в. возникло много новых изданий – около 70. Тиражи их были невелики – от 600 до 1000 экземпляров. Нередко они перекупались или сдавались в аренду. Это объясняется особенностями российского законодательства, запрещавшего после восстания декабристов создавать новые периодические издания. Вот и приходилось энтузиастам журналистики искать хиреющие издания, находящиеся под угрозой прекращения выхода, и приобретать право на их издание у бывших владельцев. Но этот процесс характерен для 30-50 гг. Наиболее уважаемым и авторитетным изданием начала века был журнал “Вестник Европы”. “Вестник Европы” (1802-1830). Этот журнал сыграл значительную роль в развитии отечественной журналистики. Это тоже европейский тип издания – профессионально сделанный журнал. Его первый издатель И.Попов пригласил Н.М.Карамзина на должность редактора. И впервые в истории журналистики редактор стал получать регулярное высокое жалование – 3 тысячи рублей. Это переломный момент превращения журналистики из любительского занятия в профессию. Карамзин уже имел опыт издания “Московского журнала”, где материал четко делился по отделам и отличался значительным разнообразием. Новое издание он стал строить по тому же принципу. В нем были отделы “Литература и смесь”, “Политика”. Он во многом был построен по газетному принципу, в нем печатались сообщения о событиях, информации и т.д. Здесь же печатали и переводы, и художественные произведения русских писателей и поэтов – Г.Державина, М.Хераскова, И.Дмитриева, В.Пушкина, В.Жуковского. Публиковал Карамзин и свои сочинения. В целом же журнал пропагандировал и защищал сентиментализм. Первоначальный тираж в 600 экземпляров пришлось увеличить вдвое – популярность его была весьма велика. В 1804 г. Карамзин оставляет пост редактора, т.к. назначается придворным историографом. С этого времени к руководству журналом приходят сначала П.Сумароков, а с 1805 г. В.Жуковский и М.Каченовский. С 1811 г. редактором стал М.Каченовский. Журнал потерял свою оригинальность и стройность, лишился направленности, стал сухим научно-литературным изданием, стоящим на позициях классицизма. Тем не менее в “Вестнике Европы” дебютировали молодые поэты Пушкин, Грибоедов, Пущин, Дельвиг и другие. Журналы карамзинистов “ Московский меркурий” (1803) П.Макарова, “Патриот” (1804) В.Измайлова, “Журнал для милых” (1804) М.Макарова и журналы князя Шаликова продолжали традиции Карамзина в журналистике, защищали сентиментализм и старались угодить своим читательницам, ибо адресовались в основном дамской аудитории. В них печатались произведения изящной словесности (беллетристика) и литературная критика. Ведущая роль принадлежала отделу критики. Иногда больше половины номера занимали рецензии и критические статьи на новые книги. Это было хорошим дополнением “Вестнику Европы”, где критика не печаталась. Интересно, что Карамзин признавал только позитивную критику – то есть похвалы в адрес произведения и автора. А его последователи, в частности, Макаров полагал, что критика это полемика не только о достоинствах произведения, но и о недостатках, это строгий суд читателей и литераторов. И главная задача критиков – дать рекомендации и ориентиры в море книг своим читателям. Издания, связанные с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Это общество, созданное в 1801 г. сыграло заметную роль в развитии журналистики. Его члены – переводчики, литераторы, ученые издавали стихотворный альманах “Свиток муз” (1802), журналы “Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств” (1804) и “Санкт-Петербургский вестник” (1812). Это были издания общества, часть из которых носила общественно-политический характер. Но ряд его членов выпускали частныежурналы:“ Северный вестник” (1804) И.Мартынова, “Журнал российской словесности” (1805) Н.Брусилова, “Любитель словесности” (1806) Н.Остолопова, “Цветник” (1809) А.Измайлова и А.Бетитцкого. Это были литературные и литературоведческие издания, в них печатались прозаические и поэтические произведения. “Северный вестник” касался политических, экономических и юридических вопросов внутри российской жизни. Сотрудники этих журналов были оппозиционно настроенными писателями, последователями взглядов Радищева. Отчасти в своих изданиях они пытались возродить его гуманистические принципы. Журналистика и Отечественная война 1812 г. Большинство изданий этого периода недолговечно. Даже война не была фактором активизации изданий. Наоборот, во время Отечественной войны 1812 г. количество изданий сократилось. Сохранившиеся издания получили ярко выраженную патриотическую окраску. В большинстве выходивших в эти годы газетах и журналах военная тема была главной. И в предыдущем веке сатирические журналы осмеивали пристрастие русских дворян ко всему французскому и западному, теперь же патриотические издания стали писать о неприятии всего западного. Среди подобных изданий – журнал, антипод “Вестника Европы” - “Русский вестник”. “Русский вестник” (1808-1820) был влиятельным общественно-политическим и литературным журналом патриотической направленности еще до Отечественной войны 1812 г. Издание отличала славянофильская направленность, хотя такое понятие еще не было сформулировано русской общественной мыслью. Антифранцузская, антизападная тематика – лейтмотив всех материалов журнала. В годы войны военная тема становится главной - он дает информации о ходе военных действий, печатает патриотические стихи, очерки, зарисовки. Активным автором журнала был граф Растопчин, московский губернатор. · Журнал-сборник “Чтение в Беседе любителей русского слова” (1811-1816). Издание А.С.Шишкова, организатора литературной и политической организации “Беседа любителей русского слова”, придерживавшейся крайне реакционных взглядов, не приемлющей никаких либеральных перемен. В этом духе выли выдержаны и выступления в журнале – о языке, об истории, о поэзии, печатались верноподданнические стихи и морализирования. Популярным издание не было, тираж не превышал 100 экземпляров. “Сын Отечества” (1812-1852) – журнал издавался Н.Гречем. Возник в связи с началом войны 1812 г. Соединил в себе черты и журнальной и газетной периодики. Выходил еженедельно на 40-50 страницах. Очень подробно писал о ходе освободительной войны, о геройстве простого солдата, о военных буднях. Обзорные военные статьи профессора А.П.Куницына притягивали внимание читателей. Особенно интересны иллюстрации журнала – это нововведение издателя, который потом и в других изданиях будет законодателем “моды” в журналистике. Политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его приближенных – главный жанр издания. Это было самое передовое издание этого времени. Кроме того в годы войны 2-3 раза в неделю как приложение к журналу выпускались информационные листки с театра военных действий. Считался политическим и историческим изданием, но публиковал и литературные произведения. Например, здесь увидели свет патриотические басни И.А.Крылова “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и курица” и другие. Тиража в 600 экземпляров не хватало, дополнительный печатали по 2-3 раза. После победного завершения войны в журнале появляется литературный отдел, где печатаются художественные произведения и критика. Здесь был впервые опубликован обзор литературы, выпущенной за год, что впоследствии стало важным жанром русской журналистики XIX в. После 1815 г. журнал постепенно превращается из общественно-политического в научно литературный. В журнале печатались будущие декабристы, в том числе К.Ф.Рылеев. После войны 1812 г. и после восстания декабристов “Сын Отечества” прозябал и в 1825 г. Греч пригласил Булгарина как соиздателя и приобрел журнал. Тот привнес дух предпринимательства в издание и усилил монархическую струю публикаций. Издавался весьма долго – всего около 40 лет. Для России – редкий случай. Журналистика декабристов. Период деятельности декабристов, в том числе журналистской, охватывает почти 10 лет. Она начинается с создания “Союза спасения” и является следствием законотворческой бездеятельности царской власти после победы в войне 1812 года, которую выиграл народ ценой многих лишений и жертв. Организационная и пропагандистская работа декабристов строилась первоначально вокруг литературных обществ, в том числе и тайных. Это еще раз доказывает, что литература в России являлась способом реализации не только творческой деятельности, но и политической. Главное из этих обществ - Вольное общество любителей российской словесности. Его членами были Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович, Кюхельбекер, Тургенев, Вяземский, Сомов и другие. Они готовили агитационные произведения для тайного распространения среди солдат. Для агитации дворян распространяли рукописные неисправленные цензурой тексты произведений Пушкина и Грибоедова. Однако использовали и легальные пути – подцензурную печать. Писали для журналов критические и исторические статьи, в которых высказывали попутно свои суждения. В 1811 г. цензурный комитет ужесточает правила и проводит “цензурную ревизию” изданных книг и периодических изданий. Ее цель – “обуздание печати”. Запрещается писать о крепостном праве и даже упоминать о нем. В периодике становится почти невозможным обсуждать общественно-политическую жизнь страны. Приходилось говорить намеками, проводить исторические параллели, использовать эзопов язык. С деятельностью декабристов связаны журналы “ Сын отечества” (1816-1825), “Соревнователь просвещения и благотворения” (1818-1825), “Невский зритель” (1820-1821) и альманахи “Полярная Звезда” (1823-1825), “Мнемозина” (1824-1825) и “Русская старина” (1825). Литературная деятельность А.А.Бестужева. Он был одним из активных авторов, писавшим для легальных изданий. Он строил свои статьи как литературно-критические обозрения. Русская журналистская практика показывает большой интерес редакций к обозрению литературных явлений. Несмотря на сложность политической жизни, в первой половине XIX в. журналы довольствуются этим жанром. Он играет роль трибуны для обсуждения важнейших вопросов дня. Герцен писал по этому поводу: “...у народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести”. Литературно-критическая форма не заслоняла острого публицистического разговора о современности, но придавала ему особое звучание эмоциональностью и образностью авторского стиля. Первая статья Бестужева - об историческом развитии русской словесности “Взгляд на старую и новую словесность России”. Он прослеживает развитие словесности от древнерусских летописей до современных произведений. В ней при анализе видно, что одно из главных мест принадлежит выявлению политических причин, влияющих на развитие литературы. Подробно исследует политические “препоны, замедляющие ход просвещения и развитие словесности в России”. Выделяет положительные национальные черты древних славян, которые хотел бы видеть в современниках - мужественность, торжественность и возвышенность. Отмечает ослабление свободолюбивого духа, воодушевлявшего народ в 1812 г., и видит причину в том, что слишком мало университетов, гимназий и пр. учебных заведений “разливает свет наук”. Феодальная “умонаклонность” дворян, считающих зазорным всякий труд, даже литературный, тормозит просвещение и развитие литературы. Декабристы боролись с предрассудками дворянства – их ненавистью к знанию и литературе, постулатами крепостной этики. Истинный смысл литературы видит в ее глубоко общественном, политическом характере, отвергающем романтическую мечтательность. Декабристы стремились подготовить общественное мнение России к социальным переменам, используя литературные журналы, альманахи. Их литературный штаб - Вольное общество любителей российской словесности. Они приобщались к участию в периодических изданиях – “ Мнемозина”, “Невский зритель”, “Соревнователь просвещения и благотворения”. Издавали свой альманах – “ Полярную звезду”. Восстание декабристов, как известно, провалилось. Главные организаторы – казнены, участники – сосланы. И наступила расплата для всего общества. Цензура и ее ужесточение после декабрьского восстания. После восстания декабристов был усилен контроль за “направлением умов”, Николай I учредил особую полицию – жандармов (“вооруженная инквизиция” по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение. Его возглавил А.Х.Бенкендорф. Усилилась цензура – было предписано, чтобы ни в одной из газет не содержалось “суждения о политических видах его величества”. Допускались лишь некоторые перепечатки политических сообщений из “Санкт-Петербургских ведомостей” и “Санкт-Петербургской газеты”, которая издавалась на французском языке министерством иностранных дел. Новый цензурный устав (1826) вместо прежнего (1804). Была создана сложная система цензуры: Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения, Верховный цензурный комитет, состоящий из трех министров – просвещения, внутренних и иностранных дел; Главный цензурный комитет в Петербурге и три цензурных комитета в крупных городах – Москве, Вильне (ныне Вильнюс, Литва) и Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Главная цель – борьба с “вольнодумными сочинениями”. Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых заметны мысли “о происхождении законной власти не от бога” и излагаются взгляды, противные христианской религии. Особый контроль был учрежден за периодическими изданиями. Один из параграфов цензурного устава запрещал печатать “места из сочинений или переводов, имеющие двоякий смысл”. Можно было запретить сочинения лишь “за двоякий смысл” и намеки. Этот устав называли “чугунным” и говорили, что даже “Отче наш” в его свете можно истолковать как опасное политическое сочинение. Недовольство публики привело к принятию нового устава в 1828 г. Он запрещал публично обсуждать дела политические и государственные. Изменилась структура органов цензуры: Главное управление цензуры и цензурные комитеты в Петербурге, Москве, Вильне (ныне Вильнюс, Литва), Риге, Киеве, Одессе Тифлисе. В состав главного цензурного комитета помимо трех министров вошел представитель Третьего отделения. И вся цензура оказалась под началом шефа жандармов – А.Х.Бенкендорфа. Журналистика периода после восстания декабристов 1825 г. В связи с запретами цензуры русская журналистика развивалась в русле научно-литературных интересов. Нужно было немало изобретательности русским журналистам – Пушкину, Полевому, Белинскому, чтобы обсуждать в печати вопросы политической жизни. Они прибегали к иносказаниям, намекам, “эзопову языку”. Но возникали и новые газеты, которые издавали “благонадежные издатели”. “ Северная пчела” (1825) – это была первая настоящая русская частная газета политического содержания. Издатели Ф.Булгарин и Н.Греч. Это было коммерческое издание, поэтому оно делалось с оглядкой на читателя и его вкусы. Значительный доход позднее стали приносить газете коммерческие объявления, печатать которые было разрешено только этой частной газете. В ней на первых двух полосах печатались иностранные и внутренние новости, сообщения на различные темы, сгруппированные по разделам. Здесь были постоянные рубрики. Критика, прежде всего литературная, фельетоны, рассказы, стихи располагались внутри. Много места занимали литературные новинки и салонные сплетни. Газета все время стремилась сообщать сенсации, эксклюзивную информацию. Любые сведения, поднимающие тираж. Впервые в ней стали печатать скрытую рекламу товаров и торговых заведений – за деньги от торговцев. Эту газеты всегда обвиняли в бульварности, в реакционности, в нападках на прогрессивных писателей и поэтов – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, в недостоверности материалов. Тем не менее это европейский тип издания, которое шло в ногу со временем и в полной мере отвечало понятию газета. Это была газета новостей (редчайшее тогда для России явление), а не газета мнений (обычный тип изданий в России). “Северная пчела” была законодательницей мод и в верстке газеты. Она одной из первых стала располагать тексты в 3-4 колонки и первой изобрела “подвал” - расположение оригинальной статьи в нижней части полосы разделенным на колонки блоком. “Земледельческая газета” (1830) – газета для сельских хозяев и землевладельцев. “Купец” (1830) – коммерческое издание. “Колокольчик” (1830) – литературная газета. “Литературная газета” – ее издавал Дельвиг. В ней печатался А.С.Пушкин. Она была популярна в литературных кругах. “Художественная газета”. Издавалась Кукольником. “Бабочка” (1829). Интересно, что “Северная пчела” восприняла эту газету как конкурента и “воевала” с ней, пока издание не закрылось. Ряд газет издавался как приложения к журналам – это было типичным для России того времени. Так было дешевле для издателей и удобней для читателей. “Молва” (1830) – газета выходила при журнале “Телескоп”. Продолжают появляться новые провинциальные газеты. “Одесский вестник” (1827). “Тифлисские ведомости” (1828-1832). “Литовский вестник” (1834). “Официальная газета Царства Польского (1838-1861). Между газетами, особенно частными, существовала жесткая конкуренция. Причем в ход шли не только честные методы борьбы. Донос не был редким методом воздействия. Ими нередко пользовались такие издатели как Ф.Булгарин, Н.Полевой и другие. Оперативность газет была достаточной. В столичных газетах “возраст” новостей составлял несколько дней, в провинции – 5-10, иногда 20 дней. Но все портила доставка. Вся периодика доставлялась только по почте по подписке. Розничной торговли в то время не было. На почте в 30-е годы появилась специальная газетная экспедиция для рассылки газет. Поступали они и в библиотеки по всей стране, где тоже были доступны читателям. Однако в большинстве газет информация была не комментированной, никаких аналитических материалов не печаталось. Порой было трудно понять, что из сообщенного следует, важно ли оно. В 1838 г. в большинстве губерний появились местные газеты– губернские ведомости. Эти газеты состояли из двух частей – официальных и неофициальных. В целом издания были очень скучны. 1830 г. – неспокойный год как в Европе – революции во Франции и Бельгии, восстание в Польше, так и для России – волнения в Литве, Белоруссии, на Кавказе, холерные бунты в России, восстание в Севастополе, брожение умов. Цензоры потребовали от периодических изданий доставлять по одному экземпляру всех изданий для тщательного контроля. Они рассматривали их с особым вниманием. На издания сыпались доносы, некоторые закрывались. В 1830 г. была закрыта “ Литературная газета” Дельвига, в 1832 г. журнал Киреевского И.В. “ Европеец”, в 1834 г. журнал Н.А. Полевого “ Московский телеграф”, в 1836 г. издания Н.И. Надеждина: журнал “ Телескоп” и газета “Молва”. Особенно отличился Министр народного просвещения С.С. Уваров. Он объявил основными устоями русской жизни “православие, самодержавие и народность” (теория “официальной народности”). Его мечта - отодвинуть Россию “на 50 лет от того, что готовят ей теории”. Его прозвали “Министр погашения и помрачения просвещения в России”. Он считал периодические издания возмутителями спокойствия и стремился подорвать частноиздательскую деятельность. Сначала в 1835 г. выпустил циркуляр, запрещающий вести предварительную подписку на издания – т. е. сбор средств для издания. Потом в 1836 г. было запрещено создавать новые периодические издания – этот запрет действовал 20 лет. Поэтому в России стало распространена перекупка права на издание газет и журналов (“Литературное прибавление к “Русскому инвалиду” перекуплены А.А.Плюшар у А.Ф. Воейкова, “ Отечественные записки” в 1839 г. А.А.Краевским у вдовы П.П.Свиньина, “ Современник” Панаевым и Некрасовым у Плетнева). Право выпуска новых специализированных, а не энциклопедических газет и журналов мог дать только император. В виде исключения право издания общественно-литературных и научно-литературных журналов выдавалось известным политически благонадежным людям. С 1837-по 1846 гг. были созданы лишь 4 новых журнала: органы “официальной народности” “ ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|