Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как Выйти из невроза (практические советы психолога)

Юнацкевич П И & Кулганов В АКак Выйти Из Невроза (Практические Советы Психолога)

П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов.

Как выйти из невроза?

Практические советы психолога.

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических заболеваний.

Содержание.

Как теряют психическое здоровье.

Глава 1. О причинах неврозов.

Что такое невроз.

Причины неврозов.

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд.

Что вызывает психическая травма.

Нарушения вегетативных функций.

Психологические кризисы.

Глава 2. Как делают своего ребенка невротиком.

Детский невроз: Как его приобретают?

Как избежать развития невроза?

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста.

Антипедагогические рекомендации родителям.

Глава 3. Как избежать невроза, разрешая конфликты.

Природа конфликтов.

Конфликты и нервы.

Глава 4. Душевная поддержка невротикам, потерявшим интерес к жизни.

Отношение религии к самоубийству.

Нравоучения для невротиков.

Духовная борьба с искушением самоубийства.

Глава 5. Внутренняя гармония и психическое здоровье.

Когда можно ставить диагноз.

Подумай о своем здоровье.

Адаптация невротика.

Глава 6. Бизнес-консультации для невротиков.

Консультация клиента-невротика.

Как построить рекламу для невротиков.

Как можно улучшить настроение деловому человеку?

Как повысить работоспособность у невротизированного человека.

Как невротику научиться владеть собой?

Заключение Литература.

Как теряют психическое здоровье.

Каждый раз, когда мы заглядываем в зеркало, возникает желание:

1. Порадоваться своей красоте;

2. Выразить соболезнование противникам;

3. Представить себя в объятьях очаровательной особы;

4. Больше туда не смотреть и т. д.

А тем временем в нашей стране все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу социально-экономические процессы, которые порождают новый слой людей - работающих все больше и больше, но получающих за свой труд все меньше и меньше. Они стараются профессионально заниматься предпринимательской и управленческой деятельностью. Этих людей называют служащими, сотрудниками фирм, менеджерами, а сам процесс работы - выживанием Сохранить свое психическое здоровье становится все труднее и труднее. Ныне уже само понятие "здоровый человек" может отпугивать "приличных" людей.

Эффективность выживания начинается с малого - умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться, что-то есть и всем показывать, что красиво живешь.

Я - человек, профессионально осуществляющий функцию выживания в нашей "рыночной" системе отношений. Чтобы получить долгожданную оплату или крохотную прибыль, надо многому научиться:

- понимать природу процессов, происходящих в обществе;

- уметь распределять ответственность и силы в работе и семье;

- знать экономику и маркетинг, информационные технологии;

- уметь планировать и прогнозировать развитие своей деятельности и личной жизни;

- следить за состоянием своего здоровья, вовремя осуществлять профилактику заболевания. А чтобы заболеть, достаточно:

- перестать рационально распределять ответственность и силы в личной жизни;

- взвалить все на своего супруга (сожителя) или самому (самой) тащить на себе груз забот и хлопот;

- работать на нескольких работах, на износ;

- перестать следить за состоянием своего здоровья;

- конфликтовать с окружающими;

- постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих;

- не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний.

В результате - болезнь, за которую надо будет платить:

- потерей работы;

- потерей супруга (сожителя или сожительницы, любовника или любовницы);

- поиском дешевого "хорошего" специалиста, который "задаром" ухудшит состояние здоровья;

- обращением за помощью к экстрасенсам и волшебникам за иллюзией здоровья;

- покупкой иллюзии, самообманом.

Признаки потенциального любителя заболеть неврозом:

- начинает ломать, рушить взаимоотношения с окружающими, между коллегами и клиентами, с руководителями и представителями других фирм;

- затрудняется принимать решения в непростых, изменчивых ситуациях, неясно и сложно излагает свои мысли.

Чтобы полностью заболеть, нужно:

- перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей;

- неадекватно оценивать себя и свое поведение;

- перестать считаться с интересами других людей;

- думать только о своем обогащении любой ценой.

Врач-психиатр, кандидат медицинских наук С. Ф. Аляпки; анализируя своих пациентов - предпринимателей, временно потерявших голову, - выделил способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно выживать современных условиях Вот некоторые из них:

- наличие четких личных целей;

- наличие разумных личностных ценностей;

- знание современных подходов к окружающим людям;

- понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение находить выход из них,

- способность решать возникающие проблемы и принимать решения в экстремальных ситуациях.

Кроме того, предприниматели должны обладать способностью к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных идей и проектов, а также уметь быстро осваивать новые профессии и развивать себя в разных направлениях.

Так много качеств должно сочетаться в одном человеке, чтобы он выжил в условиях современного рынка. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо призвать современную практическую психологию и педагогику, которые объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, не обходимых для решения сложных профессиональных проблем.

Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, я должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью обшей культуры человека.

Для этого надо:

- понимать себя;

- познавать другого человека;

- уметь общаться с людьми;

- уметь регулировать свое поведение.

В нашей книге мы предлагаем советы практических психологов, проработавших в военно-педагогической и медицинской системах, которые вы можете использовать в своей работе и жизни.

Уже доказано, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей трудиться, а также от их взаимоотношений и умения общаться.

Чтобы был успех в деле, нужно:

- захотеть сделать дело;

- уметь делать дело;

- всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело;

- вертеться, вертеться и еще раз вертеться;

- хорошо презентовать результат своей работы окружающим.

Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Любому человеку нужна практическая психология: умение использовать знания психологических дисциплин в своей деятельности и в различных ситуациях.

Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, нужно прийти к пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу же совмещаемый с практикой) должен стать внутренней потребностью. Важна положительная мотивация обучения.

Что мне даст отсутствие психологических знаний?

1. Буду слишком самоуверенным человеком.

2. Мне будет казаться, что я все знаю.

3. Буду ненавидеть тех людей, которые мне советуют.

4. Не сумею принимать выгодные и перспективные решения.

5. Приобрету диагноз "невроз".

6. Потеряю точку опоры.

7. Стану игрушкой в чужих руках.

Что мне дадут психологические знания?

1. Они способствуют формированию доброжелательных отношений между людьми.

2. Набор правил поведения, в которых удачно систематизирована представленная информация.

3. Несмотря на недостаточную разработку теоретических положений и практических рекомендаций, в примерах, приводимых нами, на эмоциональном уровне прослеживаются без раскрытия глубинные фундаментальные основы эффективных методов взаимоотношений и поведения в современных условиях.

В приобретении психологических знаний, как и любых других, эффективность существенно нарастает при наличии системы усвоения информации.

Мы формируем свои внутренние системы знаний и ценностей. А насколько эти системы обоснованы, рациональны и эффективны? Сразу можно сказать, что у нас они деформированы. Это связано с многовековой дифференциацией знаний и умений, резко усилившейся в последнее время. Профессиональная "гордость" и узкая специализация приводят к "отождествлению" личности со своей областью деятельности и знаний, как бы заставляя на все смотреть с этой своей точки зрения.

Можно предложить один из вариантов системы знаний (включая психологические и непосредственно стыкующиеся с ними знания), позволяющий облегчить и ускорить овладение ими. Узловым моментом должно быть изучение основных принципов профилактики невротических состояний и выживания.

В мире с открытой саморазвивающейся рыночной системой можно проследить три этапа развития:

1) с конца XIX века до 1935 года основным фактором являлось материальное стимулирование, но одновременно серьезное внимание уделялось системам организации, безопасности труда, обучению кадров;

2) с 1935 по 1960 годы начинает внедряться доктрина "человеческих отношений", родоначальником которой является Э. Мейо, выдвинувший на первое место моральное стимулирование и роль неформальных лидеров;

3) борьба со стрессами, консультативная деятельность, подбор, расстановка кадров и другие факторы, разработка которых началась на втором этапе, широкое развитие получили третьем этапе (с 1960 года), где основной стала самореализация работника и его здоровье.

На всех трех этапах развития практических психологических знаний прослеживается простая прагматическая идея:

Легкое отношение к своему здоровью - вредно для себя. Чем меньше лучше мы к себе - тем больше хуже к нам здоровье.

Острая нехватка психологических, психогигиенических и мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, свое место и роль в мире, способствует ухудшению своего психического здоровья.

Без психологических знаний трудно выжить в современных условиях. Однако их присутствие еще не гарантия психического здоровья.

Другой крупной узловой проблемой может стать рассмотрение основ целостного подхода к системе "человек - рынок - человек". Необходимо помнить, что одинаково важны все сферы:

- потребность человека в человеческих отношениях к себе;

- рыночная основа взаимоотношений людей, преследующая цели извлечения прибыли и ставящая людей в конкурирующие отношения, вызывающие напряжение;

- стрессогенность рыночных взаимоотношений;

- психотравмирующая информация от конкурентов;

- система организации и целостный их охват;

- потребность человека в саморазвитии и сохранении своего здоровья.

Такой подход должен распространяться на все элементы системы "человек рынок - человек", в каждом из которых приоритет должен отдаваться человеческим отношениям, укрепляющим здоровье, в том числе и психическое.

Хотя нашему современнику в своей деятельности основное внимание приходится уделять проблемам выживания, он должен иметь представление об основных принципах профилактики невротических состояний, а также о том, что ему делать с невротиком.

Такие знания помогут не только повысить эффективность выживания, безопасность его деятельности, но и реализовать творческие резервы человека. Учитывая тот факт, что психическое здоровье большинства населения подорвано старательными усилиями ряда должностных лиц высшего уровня власти, информация о неврозах приобретает особое значение.

Также необходимо ознакомиться с основами психогигиенических знаний, уметь выявлять причины невротических нарушений, особенно связанных с повседневной деятельностью человека. Что важно:

- какие факторы формируют невротические состояния?

- как процесс борьбы за выживание сказывается на моем психическом здоровье?

- как у невротика идут дела с профессиональной деятельностью?

- что делать, чтобы гармонизировать свою личность и быть успешно востребованным специалистом в условиях современной экономики?

Люди по-разному приспосабливаются к современным жизненным условиям. По способности адаптироваться, можно выделить три типа:

1) с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке;

2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами;

3) с ориентацией на будущее, не адекватным ситуации поведением, плохо приспособленным к иерархической структуре.

Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй при их реализации в рамках имеющейся структуры, а третий может использоваться в качестве генератора идей. Знания о возможностях и типах адаптации других людей позволяют разумно строить с ними деловые отношения и находить пути выхода из затруднительного финансового положения, так характерного для большинства населения нашей страны.

Каждому человеку, чтобы выжить и сохранить свое психическое здоровье, важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно:

- научиться познавать себя и других людей;

- выявлять проблемы в характере и своевременно работать над ними;

- понимать свою направленность личности;

- строить здоровое отношение к деятельности и жизни, целям и жизненным ситуациям;

- руководить эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях;

- развивать деловые свойства,

- уметь держать себя в общении с невротиком.

Необходимо перейти не к лечению, а к профилактике заболеваний.

Признаки "тяжелого случая", трудно поддающегося лечению:

- не хочу познавать себя и других людей;

- свой характер не собираюсь менять и под кого-то там подстраиваться;

- не понимаю себя, затрудняюсь в ответе на вопрос: "Что же я хочу?";

- пагубные и вредные привычки;

- теряю контроль над эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях;

- не развиваю деловых свойств;

- не умею держать себя в общении с себе подобными;

- нетерпеливо отношусь к слабостям окружающих;

- всех ненавижу;

- понимаю, что никого я в этой жизни не люблю.

Здоровье - это ресурс, а не издержки жизни. Укрепляя его, надо нести ответственность за него в той же мере, что и за цели жизни. Ваше здоровье это стратегический ресурс, размеры которого должны отвечать стратегическим целям. Нельзя допустить, чтобы жизнь делилась на две части:

- первую половину жизни трачу свое здоровье на то, чтобы заработать;

- вторую половину - на восстановление здоровья.

Цель бизнеса: создание покупателя, но не создание себе проблем, цена которым - неврозы. Работая на современном рынке, не нужно класть на алтарь последнее - свое здоровье. Его никто не восполнит.

Итак, для того, чтобы успешно заболеть неврозом, необходимо забыть о практической психологии, постараться не вникать в советы и рекомендации, которые предлагают психологи.

Когда же вам станет плохо, ни в коем случае не обращайтесь за помощью к психологам. Вы же сами себе психолог! Зачем вам нужен советник? И кто еще там собирается нас учить! Я же самый умный (самая умная)! Поэтому, не мешайте развиваться заболеванию. Лучше болеть одному, чем слушать советы многих о том, как надо выздороветь.

Зачем же нужно изучать психологию?

Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце XIX столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879 год, когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложность практики, а также жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы:

- работоспособность;

- взаимоотношения в группе;

- мотивация поведения;

- резервные возможности и т. д.

В середине XX века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли - возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, психология творчества и т. д.

Психология, развиваясь и как теоретическая наука, все ближе подходит к практике. И возникает необходимость интеграции знаний из различных ее областей для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке - практической психологии.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научнопрактическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии стоит человек:

- реальный, живой, со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную);

- наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений и срывов.

Приобретение невроза - одно из последствий современной стремительной жизни эмоционально-лабильного человека. Советы друзей и подруг помогут активно приобрести эту неприятность, если ваши близкие сами обладают данным заболеванием. Это наверняка вам известно. Однако встреча с больными друзьями вас радует. Но это временно. Скоро вы сами начнете их радовать.

Профилактика невроза - важная задача для современного человека. Советы психологов помогут активно осуществлять профилактику этого заболевания.

В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

Нет такого больного, который не хочет стать здоровым, и слишком мало людей, которые хотят вести здоровый образ жизни.

Глава 1. О причинах неврозов.

Что такое невроз?

Понятие "невроз" было введено в медицину в 1776 году Cullen. Оно пришло на смену наивным представлениям гуморальной патологии о vapores (парах) как причине болезни и позволило связать ряд патологических состояний с вызвавшим их нарушением нервной деятельности. Таким образом, для своего времени это понятие было прогрессивным.

В настоящее время в понятие "невроз" разными авторами вкладывается различное содержание.

Неврозы - заболевания нервной системы с неизвестной патологоанатомической основой, то есть без органических поражений, открываемых современными методами.

К. Wilson (1955) - автор трехтомного английского руководства по невропатологии - придерживается этого взгляда. Но такое определение неврозов, основанное лишь на негативном признаке, зависящем к тому же от уровня развития техники исследования, является недостаточным.

К. М. Быков (1955) под неврозом понимал любое функциональное нарушение, независимо от его причины.

Некоторые специалисты относят к неврозам все обратимые нарушения нервной деятельности как психогенной, так и соматогенной этиологии, не сопровождающиеся грубыми психическими расстройствами.

Неврозы в таком понимании перестают быть нозологической группой и превращаются в этиологически разнородную группу, объединяемую по симптоматологическому признаку.

Ряд авторов предлагают пользоваться термином "невроз" лишь для обозначения заболеваний, вызванных действием психической травмы, и относить их к психогенным заболеваниям или психогениям. Последние делятся на две подгруппы:

- неврозы;

- реактивные психозы.

Невроз>

Граница между этими двумя подгруппами является условной. По традиции, к неврозам относят истерию, хотя она может выражаться в виде не только параличей или расстройств чувствительности, но и сумеречных состояний, относимых к психозам. Целесообразно обозначать термином "неврозы" лишь заболевания психогенной этиологии.

В основе этиологической классификации лежит ведущая причина. На основании этиологического принципа давно выделены такие группы, как травматические и инфекционные заболевания головного мозга. Основываясь на этом же принципе, можно выделить в особую нозологическую группу заболевания, вызванные сигнальным, то есть информационным, значением раздражителя Это и есть психогении, или психогенные заболевания.

Рассматривая неврозы как часть психогений, мы будем относить к ним обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психическими травмами, иначе говоря - раздражителями, действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением.

Выделение в особую группу заболеваний, вызванных информационным действием раздражителей, отражает основную причину этих болезней. Согласно Международной статистической классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ1О):

- в качестве синонима термина "невроз" принят термин "невротические расстройства";

- вместо "невроза навязчивых состояний" - "обсессивно-компульсивные расстройства";

- вместо "истерии, истерического невроза" - "диссоциативные (конверсионные) расстройства".

Эта классификация отражает практику диагностики заболеваний в различных странах и призвана содействовать большему взаимопониманию между врачами этих стран. Однако она лишена единого подхода. Наряду с отдельными клиническими формами неврозов, в ней фигурируют отдельные синдромы и даже отдельные симптомы, что лишает ее определенной последовательности. Исходя из клинического принципа и традиций отечественной невропатологии и психиатрии, мы относим к неврозам:

- неврастению;

- истерию (истерический невроз);

- невроз навязчивых состояний.

Учитывая требования Международной классификации, отдельно рассмотрим невроз страха, а также ипохондрический и депрессивный неврозы, хотя оба последних не представляются нам самостоятельными формами.

К неврозу навязчивых состояний относят:

- обсессивный невроз;

- фобический невроз,

- невроз ожидания.

Психогенные соматические расстройства, или "неврозы органов", обычно являются лишь одним из проявлений "общего невроза" - неврастении, истерии или невроза навязчивых состояний, в связи с чем они будут рассмотрены при описании последних.

Нарушения функций, вызванные действием информации, обычно обратимы и не столь тяжелы, как вызванные, например, сильной физической травмой.

Отсюда давно сложилось мнение о неврозах как заболеваниях сравнительно легких, и термин "невроз" в представлении больных стал ассоциироваться с заболеваниями, не опасными для жизни, обратимыми. Поэтому, диагноз "невроз" не редко оказывает успокаивающее влияние на больного. Термин этот выдержал двухсотлетнее испытание временем.

Тем не менее, хочется отметить, что невротические состояния, которые больной "благополучно" запустил, сказываются на личной жизни. Человек начинает более испытывать определенные негативные психоэмоциональные состояния. Он становится, как заметил талантливый врач-психиатр С. Ф. Аляпкин:

- сердитым;

- неуверенным;

- пессимистичным;

- удрученным;

- взбешенным;

- испуганным;

- усталым;

- несчастным,

- раздраженным;

- паникующим;

- грустным;

- одиноким;

- раздосадованным,

- напряженным;

- пассивным;

- жалким,

- обеспокоенным;

- настороженным;

- изнуренным;

- разбитым,

- нетерпеливым,

- пугливым;

- опустошенным;

- вымученным,

- недовольным;

- апатичным,

- печальным и т. д.

Ясно, что прелести жизни меркнут в таком состоянии Что же делать? У вас три варианта решения:

1. Оставить все, как есть. Результат - развитие заболевания.

2. Начать работать над собой. Результат - здоровье.

3. Обратиться за помощью. Если с вами будет работать специалист - вы успешно решите свои проблемы.

Причины неврозов.

Причиной неврозов является действие психических травм.

Психическая травма определяется содержанием информации, которая доходит до своего клиента Чаще всего неврозы вызываются информацией:

- о семейных или любовных невзгодах,

- о потере близких,

- о крахе надежд,

- о служебных неприятностях,

- о наказании за совершенное деяние,

- об угрозе жизни, здоровью или благополучию.

Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или письменное сообщение о пожаре или взрыве.

Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов.

Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими Патогенными могут оказаться однократно действующие сверхсильные и, особенно, многократно действующие более слабые раздражители В первом случае говорят об острых, во втором - о хронических психических травмах или психотравмирующей ситуации. Действие слабых раздражителей может суммироваться.

Неприятность + неприятность + неприятность = невроз.

Возможность возникновения заболевания под влиянием сигнального (информационного) значения раздражителя была доказана экспериментально И. П Павловым на животных Экспериментальные неврозы у них удавалось вызвать действием таких раздражителей, как слабый звук звонка, стук метронома, прикосновение касалкой или вид эллипса, по форме приближающегося к кругу. Все эти раздражители, сами по себе невинные, становились для данного животного патогенными лишь благодаря той информации, которой они были наделены.

Неврозы могут вызываться и такими общеистощающими вредностями, как:

- длительное недосыпание;

- умственное или физическое перенапряжение;

- необходимость проявления насильственных действий (боевые, борьба за выживание и т.д.);

Однако и в этих случаях имеет значение информация, побуждающая человека преодолевать усталость.

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд.

S. Freud утверждал, что в раннем детском возрасте - обычно в первые три года жизни и не позже пятого года - у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

- половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);

- аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);

- гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Freud'а, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в "бессознательное" и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Freud обозначил термином "цензура", а сам процесс подавления - "вытеснением". Переживания, которые оказались вытесненными в "бессознательное", получили название "комплексов" Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Freud'а, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Freud'у переводится (сублимируется) в допускаемые "цензурой" виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом, могут обнаружиться в сознании в виде:

- страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;

- вытесненного "аутоэротического комплекса" и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению "военного невроза" с чувством страха за свою жизнь;

- скрытых "гомосексуальных комплексов", приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда "вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому", обозначаются Freud'ом термином "конверсия" ("конверсионная истерия"). Таким образом, причина болезни, по Freud'у, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Freud предложил свой метод лечения неврозов - психоанализ, основанный на восстановлении в памяти ("вскрытии") сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Freud'ом. В своих работах Freud показал влияние "бессознательного" на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

- сублимация;

- вытеснение;

- конверсия;

- формирование "комплексов";

- психологическая защита;

- бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Freud'а - венский психиатр Adler, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений "Я" по Freud'у). Ребенку, по Adler'у, свойственно, с одной стороны, стремление к власти, с другой - чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием - и таким образом за воевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к "сверхкомпенсации": заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства - Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Adler'а, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Критикуя ряд положений Freud'а и его последователей, С. Ноrnеу (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

Н. Sullivan (1953), как и С. Ноrnеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

- повышенную боязливость;

- страхи;

- агрессивность.

В основе неврозов, по В. Н. Мясищеву, лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом - перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Благодаря изменению отношения с "горячего" на "холодное" к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это задача будущего.

Что вызывает психическая травма.

Нарушения функции внутренних органов, вызванные действием психической травмы и не обусловленные каким-то органическим процессом, в МКБ-10 названы соматоформными расстройствами. Они могут быть при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний. Заболевания эти встречаются довольно часто. Так, по данным Е. Weiss, они наблюдаются у больных, обращающихся к терапевту.

По некоторым данным, почти у 40% всех больных, обращающихся с жалобами на расстройства сердечной деятельности, боли носят невротический характер. По В. Д. Тополянскому и М. В. Струковской (1986) - не менее 30%, а по мнению большинства других авторов - не менее 50% больных, обращающихся в поликлиники и стационары, идут к терапевту вместо психотерапевта или психолога.

Нарушения, относившиеся к неврозам органов, в действительности чаще всего являются следствием нераспознанных органических заболеваний внутренних органов (холециститов панкреатитов и др.), заболеваний нервной системы (головного, спинного мозга и периферической нервной системы), рефлекторных влияний со стороны других частей организма, а так же аллергических и эндокринных расстройств. Вместе с тем оказалось, что часть так называемых неврозов органов вызвана психическими травмами.

Некоторые авторы предлагают называть "неврозы органов", вызванные психической травмой, "системными неврозами" (системный невроз сердца,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...