Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гракханское движение в Риме

Кафедра всеобщей истории

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Методические указания к семинарским занятиям

Для студентов I курса специальности «история»

Очной формы обучения

 

 

 

Ярославль

2007

 

История Древнего Рима. Методические указания к семинарским занятиям для студентов I курса / Сост. В.В. Дементьева; Яросл. гос. университет им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2007. – 26 с.

 

Содержатся методические рекомендации по анализу письменных источников при изучении тем по политической и военной организации, экономическим отношениям, социальным движениям, праву, идеологии и культуре античного Рима.

 

 

Предназначены для студентов-историков дневного отделения.

 

Тематика семинаров включает ряд основных проблем и сюжетов истории Древнего Рима, подробно не рассматриваемых в лекционном курсе и не вынесенных на коллоквиумы, но необходимых для формирования у студентов-историков целостной картины античной истории Рима. Представлены темы по государственной организации, экономическим отношениям, социальным движениям, армии, праву, идеологии и культуре Рима периодов Республики и Империи.

Письменные источники, на анализе которых строятся семинарские занятия по римской истории, относятся как к роду документальных, так и к роду нарративных, они разнообразны по видам и разновидностям: законодательные акты, хозяйственно-административные документы, сочинения античных историков и римских юристов, политических деятелей, сельскохозяйственные трактаты, переписка и др. Этот комплекс позволяет студентам развить и закрепить навыки источниковедческой критики, полученные на семинарах по истории Древнего Востока и Древней Греции.

Подготовка к семинарским занятиям будет неполна и ущербна, если студент полностью проигнорирует рекомендованную исследовательскую литературу по изучаемым темам. Привлечение работ историков безусловно поможет первокурсникам сформировать профессиональные умения, которые необходимы как для написания на выпускном курсе дипломной работы, так и при дальнейшей самостоятельной работе специалиста-историка, каким бы периодом истории он не занимался, и в какой бы сфере, связанной с анализом информации, не работал.

Основной формой проведения семинаров является фронтальный опрос и беседа со студентами, при этом сформулированный в качестве пункта плана вопрос дробится преподавателем на ряд более частных. Поэтому в методических указаниях к темам занятий приводятся рекомендации, которые должны помочь студентам не упустить при подготовке ключевые моменты, а также важные детали. Поиск аргументов в источниках при формулировании ответов на них даст возможность студентам постепенно овладевать основами ведения научной дискуссии. Применяется на семинарских занятиях и такой метод, как заслушивание и обсуждение сообщений, подготовленных студентами по отдельным вопросам.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо пользоваться географическими картами, схемами, опорными конспектами, иллюстративным материалом. Всем терминам и понятиям, встретившимся в источниках, нужно найти объяснения, основные – запомнить. Следует также выяснять значения мер, денежных единиц и др.

Семинарские занятия направлены на усвоение студентами – через изучение конкретного материала отдельных тем – общетеоретических понятий и проблем, которые обуславливают понимание курса в целом: специфика античного пути развития общества, античной формы собственности, римской civitas как варианта полисной организации, характера политической системы ранней Империи и др.

 

Основная учебная литература:

 

1. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: Словарь-справочник / Под ред. В. Н. Ярхо. М., 1995. – 382 с.

2. Античная цивилизация / Под ред. В. Д. Блаватского. М., 1973. С. 139-269.

3. Античный способ производства в источниках / Под ред. С. А. Жебелёва и др. Л., 1933. – 596 с. (В дальнейшем - Античный способ производства в источниках.)

4. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981. – 160 с.

5. Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Учеб. пособ. Ярославль, 2004. -247 с.

6. Ильинская Л. С. Античность. Краткий энциклопедический справочник. / Под ред. А. И. Немировского. М., 1999. – 365 с.

7. История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой: В 3-х тт. М., 1983. Т. 2: Расцвет древних обществ. – 574 с.; Т. 3: Упадок древних обществ. – 302 с. 2-е изд. М., 1989. Т.1 – 470 с. Т. 2. – 571 с. Т. 3. – 406 с.

8. История древнего мира: Учебно-методическое пособие для студентов исторических факультетов / Сост. Т. П. Кац, В. И. Кащеев, С. Ю. Монахов и др. Под ред. В. Н. Парфенова. Саратов, 1999. – 96 с.

9. История древнего мира. Ч. 2: Греция и Рим / Под ред. Ю. С. Крушкол: Учеб. пособие. М., 1971. – 448 с.

10. История Древнего Рима: Учебник / Под ред. В. И. Кузищина. 2-е изд. М., 1981. – 431 с. 4-е изд. М., 2000. – 382 с.

11. История Европы. В 8 т. Т. 1. Древняя Европа / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1988. С. 173-502, 347-372, 446-491, 534-666.

12. Ковалев С. И. История Рима: Курс лекций. 2-е изд. / Под ред. Э. Д. Фролова. Л., 1986. – 743 с.

13. Кузищин В. И., Садовская М. С., Строгецкий В. M. История древнего мира: Метод, указания. М., 1984. – 97 с.

14. Мозеров В. Д. Античная культура. Учебное пособие. Саранск, 2000. – 231 с.

15. Немировский А. И. История древнего мира: Античность. В 2-х ч. М.:, 2000. Ч. 1. – 447 с.; Ч. 2. –479 с.

16. Остерман Л. Римская история в лицах. М., 1997. – 623 с.

17. Полонская К. П., Поняева Л. П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 1984. – 225 c.; 2-е изд. М., 2000. – 300 с.

18. Практикум по истории древнего мира. Вып. 2: Древняя Греция и Рим / Под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1981. – 160 с. и др. изд. (В дальнейшем - Практикум).

19. Фролов Э. Д., Белкин М. В. Практические занятия по истории Древней Греции и Рима. Учебно-методическое пособие. СПб., 2002. – 96 с.

20. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В. В. Струве. М., 195З. Т. 3. – 275 с. (В дальнейшем - Хрестоматия. -М., 195З).

21. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В. Г. Боруховича. Саратов, 1973. – 115 с. (В дальнейшем - Хрестоматия. Саратов, 1973).

22. Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим. / Под ред. В. Г. Боруховича, С. Ю. Монахова, В. Н. Парфенова. М., 1998. – 524 с. (В дальнейшем – Хрестоматия. М., 1998. Эллинизм. Рим.)

23. Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. – 431 с. (В дальнейшем - Хрестоматия. М., 1987.).

24. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962. (В дальнейшем - Хрестоматия. М., 1962).

25. Человек античности: идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк. М., 1992. – 384 с.

 

 

Т е м a I

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В РАННЕЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПО ЗАКОНАМ XII ТАБЛИЦ

 

1. Децемвират и составление законов XII таблиц.

2. Защита частной собственности в римском законодательстве.

3. Рабы и заложники.

4. Родственные и семейно-брачные отношения.

5. Судопроизводство и система наказаний.

 

Источники:

I.

I.I. Законы XII таблиц / Текст, перевод, вступительная статья Л. Л. Кофанова. Отв. ред. В. И. Уколова. М., 1996. – 228 с.

1.2. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 5-15; 160-161.

1.3. Законы ХП таблиц / Пер. И. И. Яковкина; Под ред. А. Г. Бокщанина // Хрестоматия. М., 1987. С. 26-35.

1.4. Законы ХП таблиц / Пер. И. И. Яковкина; под ред. А. Г. Бокщанина // Хрестоматия. М., 1962. С. 62-72.

1.5. Законы ХП таблиц / Пер. И. И. Яковкина // Хрестоматия. М., 1953. С. 21-33.

1.4. Законы ХП таблиц / Пер. И. И. Яковкина под ред. А. Г. Бокщанина // Практикум. С. 85-92.

2.

2.1. Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. I. 2. 3-12. М., I984. С. 25-27.

2.2. Дигесты. I. 2. 3. / Пер. И. Л. Маяк // Хрестоматия. М., I987. С. 36.

2.3. Дигесты Юстиниана. I. 2. 3-12. / Пер. Л. Л. Кофанова, И. С. Перетерского. М., 2002. С. 88-93.

3.

3.1. Ливий III. 33-55. / Пер. Ч. Г. Гусейнова // Ливий Тит. Римская история от основания города. Т. 1. М., 1989. С. 143-162.

3.2. Ливий Тит. Римская история от основания города» III. 33-34, 55; IV. I, 2, 6. / Пер. П. Андрианова; Под ред. А. Г. Бокщанина // Хрестоматия. М., 1962. С. 60-61, 73-77.

 

Литература:

 

1. Дементьева В.В. Децемвират в римской государственно-правовой системе середины V в. до н.э. М., 2003.

2. Дементьева В. В. Причины создания и целевое назначение децемвирата // Вестник древней истории (в дальнейшем – ВДИ). 2001. №4. С. 46-65.

3. Дементьева В. В. Конституционные основы существования децемвирата // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 2001. №1 (8). С. 37-50.

4. Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1999. С. 17-23.

5. Кофанов Л. Л. К вопросу о палингенезе законов XII таблиц: сакральное право в системе римского законодательства // ВДИ. 1996. №2. С. 26-43.

6. Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н. э.). М., 1994.

7. Кофанов Л. Л. Характер коллегий и проблема неразделенной коллективной собственности erctum non citum в законах XII таблиц // Антиковедение и медиевистика. Вып. 2. Ярославль, 2000. С. 14-25.

8. Кофанов Л. Л. Судьба законов XII таблиц после их издания // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 2000. №2 (7). С. 20-26.

9. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. – 533 с.

 

 

Подготовку к семинарскому занятию начните с повторения темы о борьбе патрициев и плебеев в V-IV вв. до н. э.: теории происхождения патрициев и плебеев; вопросы, вокруг которых шла борьба, ее этапы. Каким образом в законах XII таблиц отразилась борьба плебеев с патрициями? На каком этапе борьбы они были приняты? Охарактеризуйте деятельность коллегий децемвиров, обстоятельства записи законов, значение их принятия. В чем вы усматриваете противоречивость законов ХП таблиц? Как в историографии решается вопрос о греческом влиянии на децемвиральное законодательство?

Отметьте нормы обычного права, зафиксированные в законах.

Вопрос об охране частной собственности римским законодательством рассмотрите подробно. Какое имущество считалось частной собственностью? Проанализируйте статьи,, защищавшие права собственника на землю, урожай, строения. Остановитесь на сделках купли-продажи имущества.

Освещение положения заложников начните с характеристики ростовщических операций. Определите величину ссудного процента. Какими правами был наделен кредитор по отношению к несостоятельному должнику? Каков порядок закабаления должника? Назовите другие пути порабощения римлян. Сравните ответственность свободных и рабов за совершенные преступления. Кто возмещал ущерб, причиненный рабом: сам раб или его хозяин? Каковы были условия отпуска рабов на волю и в чем состояли особенности положения вольноотпущенников?

В четвертом вопросе определит характер римской семьи, осветите положение женщины. Ответьте на вопросы: кому принадлежало право на развод, в чем заключались имущественные права женщины, как юридически закреплялось зависимое положение женщины? Рассмотрите права наследования имущества по законам ХП таблиц.

Назовите участников судебных разбирательств, обратите внимание на функции поручителей и третейских посредников. Что собой представляла система доказательств в римском суде? Найдите в источниках сведения о сроках судебных заседаний, о залогах по имущественным искам, об обязанностях явки в суд и т. д. Изложите систему наказаний, ответив при этом на вопросы: ограничивали ли законы ХП таблиц самосуд, сохранялось ли в V в. до н. э. действие принципа талиона, кем выносились приговоры о смертной казни?

Подводя итоги изучения темы, сделайте вывод о том, какую ступень развития римского общества отражают законы XII таблиц.

 

Т е м а 2

ИТАЛИЙСКАЯ ВИЛЛА

II-I вв. до н. э.

1. Вилла во II в. до н. э. (по трактату Катона «О земледелии»).

1.1. Организация хозяйства и его доходность. Товарные связи поместья с рынком.

1.2. Рабочая сила и методы ее использования.

2. Изменения в организации хозяйства на вилле в I в. до н. э. (по сочинению Варрона «О сельском хозяйстве»).

 

Источники:

I

1.1. Катон Марк Порций. О земледелии. 1-6, 10-13, 39, 56-61, 103, 104, 135-137, 142-150. / Пер. М. Е. Сергеенко. М., Л., 1950. С. 7-18, 32, 39-41, 53-54, 63-65, 67-73.

1. 2. Катон Марк Порций. О земледелии. 1-6, 10-13, 39, 56-61, 103, 104, 135-137, 142-150. / Пер. М. Е. Сергеенко // Ученые-земледельцы древней Италии. Л., 1970. С. 28-57.

1.2. Катон Марк Порций. О земледелии / Пер. М. Е. Сергеенко // Хрестоматия. М., I987. C. 58-70.

1.3. Катон Марк Порций. О земледелии // Хрестоматия. М., 1962. С. 188-192.

1.4. Катон Марк Порций. О земледелии / Пер. М. Е. Сергеенко // Хрестоматия. М., 1953. С. 60-70.

1.5. Катон Марк Порций. О земледелии // Практикум. С. 94-97.

1.6. Катон Марк Порций. О земледелии / Пер. М. Е. Сергеенко // Хрестоматия. Саратов, 1973. С. 189-198.

1.7. Катон Марк Порций. Земледелие. 1-7, 14, 23, 25, 39, 56-59, 135-137, 143-145. / Пер. М. Е. Сергеенко // Хрестоматия. М., 1998. Эллинизм. Рим. С. 121-132.

2.

2.1. Варрон Теренций. О сельском хозяйстве. / Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1963. – 217 с.

2.2. Варрон Марк Теренций. О сельском хозяйстве. I. 1-2, 16-19, 29-36, 53; II. Введение, 10. / Пер. М. Е. Сергеенко // Ученые-земледельцы древней Италии. Л., I970. С. 58-76.

2.3. Варрон Марк Теренций. О сельском хозяйстве. I. 1-2, 16-19, 29-36, 53; II. Введение. 10. // Хрестоматия. М., 1962. С. 355-364.

2.4. Варрон Марк Теренций. О сельском хозяйстве // Практикум. С. 97-100.

2.5. Варрон Марк Теренций. О сельском хозяйстве / Пер. М. Е. Сергеенко // Хрестоматия. Саратов, 1973. С. 198-202.

2.6. Варрон Марк Теренций. Сельское хозяйство. I. 17-18. / Пер. М. Е. Сергеенко // Хрестоматия. М., 1998. Эллинизм. Рим. С. 132-136.

 

Литература:

 

1. Бокщанин А. Г. Источниковедение истории Древнего Рима. М., 1981. С. 49, 68.

2. Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990. С. 144-231.

3. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме. СПб., 2000. – 367 с.

4. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1964. C. 259-261.

5. Сергеенко М. Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.; Л., I958. С. 67-95,160-167, 198.

6. Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.; Л., 1964. С. 14-22.

 

 

Предварительным этапом подготовки к семинарскому занятию является повторение изученного в лекционном курсе материала о земельной собственности в Риме во II-I вв. до н. э. Вспомните три вида земельных владений в Италии этого периода. Какое хозяйство являлось основным производителем сельскохозяйственной продукции? Какими чертами отличалась вилла от латифундии? В чем состоит отличие римской виллы от фермерского хозяйства современных развитых стран?

Составьте представление по исследовательской литературе об общественно-политических взглядах Катона и Варрона, их деятельности (характеристика личности Катона Старшего дана в монографии Н. Н. Трухиной «Политика и политики «золотого века» Римской республики». (М.: Изд-во Моск, ун-та, 1986. С. 97-103, 113-115). Дайте источниковедческую характеристику изучаемых трактатов, привлекая исследовательскую и учебную литературу.

Прочитав трактат Катона, назовите размеры имения, отрасли сельскохозяйственного производства на вилле, выделите из них товарные. Какие орудия труда и инвентарь использовались на вилле, какие хозяйственные постройки были ее непременной принадлежностью?

Проанализируйте сведения источника об администрации виллы, обязанностях вилика и вилики, их происхождении, роли в организации хозяйственной жизни поместья.

При характеристике труда рабов, применявшегося на вилле, обратите внимание на нормы выработки, интенсивность труда, содержание рабов, их поощрения и наказания. Применялся ли на вилле не рабский труд?

Выясняя изменения в организации поместья в I в. до и. э., ответьте при анализе сочинения Варрона, на следующие вопросы: какие новые отрасли появились в хозяйстве, углубилась ли его специализация, увеличилась ли товарность? Сократилось или возросло количество лиц поместной администрации? Изменилась ли численность рабов на вилле, возросла или уменьшилась интенсивность их труда, улучшилось или ухудшилось бытовое положение рабов? Какие новые отношения можно выявить в их среде? Назовите категории рабочей силы, не отмеченные Катоном для II в. до н. э., но названные Варроном для I в. до н. э.

В заключение сделайте выводы о направлении развития земельных отношений в изученный период.

 

Т е м а 3

ГРАКХАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РИМЕ

Во II в. до н. э.

1. Трактовка античными авторами причин аграрных реформ.

2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.

3. Реформы Гая Гракха.

4. Причины неудачи реформаторской деятельности Гракхов. Оценка значения гракханского движения античными авторами.

 

Источники:

I

I.I. Веллей Патеркул. Римская история. II. 2, 3, 6, 7. / Пер. А. И. Немировского // Heмировский А. И., Дашкова М. Ф., «Римская история» Веллея Патеркула. Воронеж, I985. С. 79-80, 82-83.

1.2. Веллей Патеркул. Римская история. II. 2, 3, 6, 7. / Пер. и комментарии. А. И. Немировского // ВДИ. 1984. №I. С. 232-236.

1.3. Веллей Патеркул. Римская история. II. / Пер. А. И. Немировского // Хрестоматия. М., 1987. С. 86-90.

1.4. Веллей Патеркул. Римская история. II. 2, 3, 6, 7. / Пер. В. С. Соколова // Хрестоматия. М., 1953. С. 98-101.

1.5. Веллей Патеркул. Римская история II. 2, 3, 6, 7. / Пер. В. С. Соколова; Под ред. А. Г. Бокщанина // Хрестоматия. М., 1962. С. 231-234.

1.6. Веллей Патеркул. Римская история. II. 2, 3, 6, 7. / Пер. В. С. Соколова; Под ред. А. Г. Бокщанина // Хрестоматия. Саратов, 1973. С. 232-234.

Веллей Патеркул. Римская история. II. 2-3; 6-7. // Хрестоматия. М., 1998. Эллинизм. Рим. С. 227-230.

Веллей Патеркул. Римская история. II. 2-7. / Пер. А. И. Немировского // Малые римские историки. М., 1996. С. 23-27.

2.

2.1. Аппиан. Гражданские войны. I. 1-27. / Пер. С. А. Жебелёва. СПб., 1994. С. 15-34.

2.2 Аппиан. Гражданские войны. I. 1-27. / Пер. С. А. Жебелёва. Л., 1935. С. 16-32.

2.3. Аппиан. Гражданские войны. I. 7-27 / Пер. С. А. Жебелёва // Хрестоматия. М., 1953. С. 76-89.

2.4. Аппиан. Гражданские войны. I. 7-27. / Пер. С. А. Жебелёва // Хрестоматия, 1987. С. 101-112.

2.5. Аппиан. Гражданские войны. I. 7-27. / Пер. С. А. Жебелёва // Практикум. С. 102-110.

2.5. Аппиан. Гражданские войны. I. 7-8. // Хрестоматия. М., 1962. С. 210-211.

2.6. Аппиан. Гражданские войны. I. 7-27. / Пер. С. А. Жебелёва // Хрестоматия. Саратов, 1973. С. 210-220.

2.7. Аппиан. Гражданские войны. I. 1-27. / Пер. С. А. Жебелёва с изменениями. // Хрестоматия. М.,1998. Эллинизм. Рим. С. 174-196.

3.

3.1. Плутарх. Тиберий Гракх / Пер. В. В. Петуховой // Избранные биографии. М.; Л., 1941. С. 197-207.

3.2. Плутарх. Тиберий Гракх / Пер. С. П. Маркиша // Сравнительные жизнеописания. М.: Наука, 1964. Т. 3. С. 111-125.

3.3. Плутарх. Тиберий Гракх / Пер. В. В. Петуховой // Хрестоматия. М., 1987. С. 90-96.

3.4. Плутарх. Тиберий Гракх // Хрестоматия. М., 1962. C. 211-22I.

3.5. Плутарх. Тиберий Гракх // Практикум. C. 111-115.

3.6. Плутарх. Тиберий Гракх // Хрестоматия. М., 1953. С. 89-95.

3.7. Плутарх. Тиберий Гракх / Пер. С. П. Маркиша // Хрестоматия, Саратов, 1973. С. 221-232.

4.

4.1. Плутарх. Гай Гракх / Пер. В. В. Петуховой // Избранные биографии. М.; Л., 1941. С. 208-217.

4.2. Плутарх. Гай Гракх / Пер. С. П. Маркиша // Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т. 3. С. 125-136.

4.3. Плутарх. Гай Гракх / Пер. В. В. Петуховой // Хрестоматия. М., 1987. C. 96-101.

4.4. Плутарх. Гай Гракх // Хрестоматия. М., 1962. С. 222-231.

4.5. Плутарх. Гай Гракх // Хрестоматия. М., 1953. С. 95-98.

4.6. Плутарх. Гай Гракх // Практикум. С. 115-117.

4.7. Плутарх. Тиберий и Гай Гракхи. 1-3; 8-38; 40. / Пер. С. П. Маркиша // Хрестоматия. М., 1998. Эллинизм. Рим. С. 196-227.

5.

5.1. Цицерон Марк Туллий. О государстве. I. XIX. 31. Перевод В. О. Горенштейна // Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах. / Издание подготовили И. Н. Веселовский, В. О. Горенштейн, С. Л. Утченко. М., 1994. С. 18.

6.

6.1. Цицерон Марк Туллий. О законах. IX. 19. / Перевод В. О. Горенштейна // Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах. / Издание подготовили И. Н. Веселовский, В. О. Горенштейн, С. Л. Утченко. М., 1994. С. 139-140.

7.

7.1. Аграрный закон 111 г. до н. э. / Пер. и примеч. В. С. Соколова // Хрестоматия. М., 1953. С. 102-105.

7.2. Аграрный закон 111 г. до н. э. (так называемый закон Спурия Тория) / Пер. В. В. Виноградова // Практикум. С. 117-119.

8.

8.1. Орозий Павел. Истории против язычников. V. 8-10, 12. Пер. и комментарии Е. В. Смыкова. // Хрестоматия. Эллинизм. Рим. М., 1998. С. 230-233.

 

Литература:

 

1. Гримм Э. Д. Гракхи, их жизнь и общественная деятельность. СПб., 1894. – 96 с.

2. Ельницкий Л. А. Идеи, воспитавшие Тиберня Гракха // Вопросы истории. 1966. № 8. С. 198-199.

3. Заборовский Я. Ю. Некоторые стороны политической борьбы в римском сенате (40-20 гг. II в. до н. э.) // ВДИ. 1977. №3. С. 182-191.

4. Заборовский Я. Ю. Очерки по истории аграрных отношений в римской республике. Львов, 1985. С. 65-127.

5. Кузищин В. И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н. э. – I в. н. э.) М., 1976. С. 46-61.

10. Утченко С. Л. Кризис и падание Римской республики. М., 1965. С. 3-17, 122-132.

11. Штаерман Е. М. История крестьянства в Древнем Риме. М., 1996. – 197 с.

 

Приступая к изучению темы семинара, повторите вопросы об экономической и социальной структуре Рима II в. до н. э. В чем состояла специфика аграрных отношений в Римской Республике? Какими чертами характеризуется положение италийских крестьян? Из каких компонентов состоял сложный комплекс социальных противоречий, обострившихся к 30 гг. II в. до н. э.? В чем причины кризисных явлений Римского государства?

Следует дать подробную характеристику источников: время их создания, отношение античных авторов к реформаторской деятельности Гракхов, отличия в приемах и методах исторических исследований Аппиана и Плутарха. Нужно познакомиться со взглядами исследователей на аграрное движение в Риме (работы Т. Моммзена, Э. Д. Гримма, Р. Ю. Виппера и др.)

По первому пункту плана сформулируйте точки зрения Веллея Патеркула, Плутарха и Аппиана на причины аграрных реформ. Кто из названных античных авторов усматривал их в личных мотивах, а кто – в социально-экономической ситуации?

Приступая к рассмотрению второго вопроса, вспомните время принятия и содержание закона Лициния-Секстия. Была ли аграрная реформа Тиберия Гракха просто повторением этого закона? Почему создание аграрной комиссии было принципиально важным условием для проведения реформы в жизнь? Какими правами была наделена эта комиссия? Какова была социальная опора Тиберия Гракха? Какие слои оказали сопротивление его реформам? Какие аргументы они выдвигали против реформы? Расскажите о ходе борьбы вокруг законопроекта Тиберия Гракха, назовите методы политической борьбы, – какие из них были традиционными для Римской Республики, а какие были впервые применены в ходе борьбы сторонников и противников реформ?

Переходя к третьему вопросу, остановитесь на изменении социальной и политической обстановки к 20 гг. II в. до н. э. Какие реформы Гая Гракха расширяли социальную базу движения? За счет каких слоев населения произошло расширение? Какими мерами было достигнуто ослабление власти сената? Почему был выдвинут законопроект о даровании гражданских прав италикам? Каков был результат его обсуждения? Расскажите о сопротивлении Ливия Друза гракханским реформам, перечислите методы политической борьбы на новом этапе аграрного движения.

Сформулируйте причины неудачи реформаторской деятельности Гракхов. Отметьте, какие назревшие проблемы они пытались решить и какими методами? Можно ли сказать, что Гракхи пытались реанимировать систему полисных отношений в Риме? Можно ли определить характер гракханских реформ как утопический? К каким изменениям в жизни римского общества привели предложенные Гракхами реформы. К умеренному или радикальному направлению в реформаторском движении относилась деятельность Гракхов? Можно ли усмотреть эволюцию гракханской программы преобразований? Вспомните содержание понятия «популяры». Можно ли отнести к популярам братьев Гракхов?

Почему деятельность Гракхов дестабилизировала политическую обстановку? В чем выразилось углубление кризисных явлений в римском государстве в результате мероприятий Гракхов? Какие античные авторы считали, что реформы Гракхов расшатали государственный порядок и ввергли государство в гражданские конфликты? Приведите оценки деятельности Гракхов, данные Веллеем Патеркулом и Цицероном, сопоставьте их с мнением Плутарха и Аппиана. Можно ли считать гракханское движение началом гражданских распрей в Риме?

Победу какого направления в аграрно-крестьянском вопросе зафиксировал закон 111 г. до н. э.? Отвечал ли он интересам мелких землевладельцев? Каким образом его принятие отразилось на судьбе аграрных реформ, проведенных в ходе гракханского движения?

Т е м а 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...