Цель и задачи формирующего эксперимента представлены на слайде.
Экспериментальное изучение самооценки Цель и задачи представлены на слайде(
Изучение уровня самооценки проводилось на базе СКОШ № 830. Для проведения исследования нами было взято 15 детей, учеников 8 «А», 8 «Б» классов. На этапе констатирующего эксперимента нами было использовано 3 методики, первая из них…. (следующий слайд) Метод ЛД(личностный дифференциал) Испытуемому предлагается оценить самого себя по отобранным чертам личности. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свои личностные качества по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от -3 до 3 в левой или в правой половине каждой сроки в зависимости от выраженности признака».
После проведения нам удалось выявить, что дети поделились на 2 группы.
(следующий слайд) Фактор О. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. (следующий слайд) Фактор С. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. (следующий слайд) Фактор А. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. (следующий слайд) Проба Де Греефе В индивидуальной беседе ученику показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего классного руководителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». (следующий слайд) В целом дети проводили линии разной длины, нами были выделены 2 группы. К группе с высокой самооценкой мы отнесли тех детей, у кого длина линии я превзошла 8 сантиметров, длина линии учитель превзошла 6 сантиметров, длина линии друг превзошла 4 сантиметра. Со средним показателем самооценки мы отнесли детей, у которых линия я не была больше 8 сантиметров, учитель 6 сантиметров, друг 4 сантиметров.
Дембо – Рубинштейн (следующий слайд) Цель: позволяет выявить самооценочный уровень развития личности. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. 1.завышенный – 75-100 баллов – переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам; 2. высокий (норма) – 61-74 балла – оптимальный для развития личности (следующий слайд) Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам выделить следующие особенности самооценки: 1. преобладание неадекватно завышенного уровня самооценки; 2. высокая оценка физической привлекательности (себя и других; внешность, красота); высокая оценка своих интеллектуальных возможностей (ума). Таким образом, мы пришли к выводу о том, что нам необходимо провести формирующий эксперимент, чтобы попробовать скоррегировать уровень самооценки у учащихся обеих групп. Цель и задачи формирующего эксперимента представлены на слайде. Цель формирующего этапа исследования: выявление особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Для достижения поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи: 1.Составить комплекс занятий, направленных на формирование адекватной самооценки у подростков с нарушением интеллекта. 2.Апробировать составленный комплекс занятий в выбранной группе подростков с нарушением интеллекта. 3. Проверить эффективность предлагаемого комплекса занятий по формированию самооценки. (следующий слайд) Коррекционно-развивающая работа проводилась в три этапа: – первый этап являлся вводным. Его цель – формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения детей в группе.
– Работа на втором, реконструктивном, этапе проводилась на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом, что обуславливается трехкомпонентной структурой самооценки. Основным методом когнитивного уровня являлась беседа. С помощью этого метода у детей формировалось осознание своей ценности, положительное отношение к себе и окружающим. При работе на эмоциональном уровне особое внимание уделялось овладению приемами саморегуляции. Большое значение придавалось развитию способности к отстранению от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека, формированию позитивного отношения к себе и другим. На этом уровне использовались приемы арртерапии. На поведенческом уровне происходило формирование более адаптивных поведенческих партнеров, преодоление стереотипов. Основным методом поведенческого уровня являлась игротерапия. – Третий этап – закрепляющий. Его задача – помочь детям прийти к правильному осознанию собственной значимости, сформировать адекватную уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам. На первом, вводном, этапе создавалась установка на активный психокоррекционный процесс, велась работа по развитию социальных эмоций у учащихся, используемые игры и игровые задания были направлены на снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения, атмосферу принятия каждого. Развивались способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить собственное, уменьшить тревожность. На когнитивном уровне основным методом была беседа. Например, в ходе беседы «Конкурс хвастунов» школьники рассказывали о качествах и умениях своих одноклассников. На эмоциональном уровне уделялось внимание овладению приемам самосознания. Для этого использовались психогимнастические этюды на выражение своих эмоций, приемы арттерапии. На поведенческом уровне с использованием метода игротерапия шестиклассники отрабатывали приемы выхода из конфликтных ситуаций, преодоление своих негативных сторон, отрицательных поведенческих реакций. Например, в упражнении «Символика моего класса» учащиеся учились объединяться в группы, не вступая при этом в конфликт с одноклассниками с которыми они не общаются или к которым относиться негативно. При выполнении задания «Скажи мне,кто твой друг» школьники учились дифференцировать хорошее и плохое и не «приукрашивать реальность».
На третьем, закрепляющем, этапе подводились итоги работы, повторялся пройденный материал. Испытуемые рассказывали о своих ощущениях (понравилось им или нет), обсуждались вопросы, отношения. После проведенной нами работы с учащимися, участвовавшими в формирующем эксперименте, был проведен контрольный срез по методикам констатирующего этапа исследования. Результаты выполнения заданий до и после формирующего этапа мы сравнили между собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|