Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Энциклопедические и терминологические лингвистические словари

ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ

КАК РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ / ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА.

ТИПОЛОГИЯ СЛОВАРЕЙ

Цель работы: дать понятие об объекте, целях и задачах курса; разделах лексикологии; основах данного раздела науки о русском языке.

План занятия

I. Лексикология как раздел языкознания.

1. Области исследования словарного состава языка. Общая и частная лексикология. Описательная (синхроническая) и историческая (диахроническая) лексикология. Сопоставительная лексикология. Теоретическая и практическая лексикология.

2. Основные задачи лексикологии.

3. Взаимосвязь и взаимодействие лексикологии с другими лингвистическими дисциплинами.

II. Фразеология как раздел языкознания / лексикологии. Определение термина, примеры фразеологизмов.

III. Лексикография как раздел языкознания / лексикологии. Типология словарей.

1. Энциклопедические словари (ЛЭС, энциклопедия «Русский язык» и др.) – лингвистические словари.

2. Основные типы лингвистических словарей.

А) Двуязычные (многоязычные): англо-русский, русско-английский и под.

Б) Одноязычные

3. I) Общие – II) учебные (школа, РКИ).

4. I) ОБЩИЕ: 1) системные – 2) справочные (нормализующие: орфографический, орфоэпический, словарь трудностей и др.).

5. СИСТЕМНЫЕ: а) толковые – б) аспектные

а) Толковые/объяснительные: нормативные, исторические, этимологические, диалектные (областные).

б) Аспектные /собственно-системные: лексические/семонимические (синонимов, антонимов, омонимов, парон имов); нелексические (морфем, словообразовательные, грамматические и др.)

IV. Лексико-семантическая/фразеологическая система языка.

1. Определение системы. Доводы в пользу / против системности лексики и фразеологии.

2. Лексико-семантическая/фразеологическая система как подсистема иерархической системы языка, её основные особенности.

3. Виды отношений между лексическими единицами как основные для языковой системы в целом.

а) Отношения манифестации (актуализации / экспликации / реализации): знак и значение.

б) Синтагматические отношения: лексическая сочетаемость.

в) Эпидигматические (ассоциативно-деривационные / семантико-деривационные) отношения: значения многозначного слова / фразеологизма, семантическая и словообразовательная деривация.

г) Парадигматические отношения: лексико-семантические категории, семантические поля, лексико-семантические и тематические группы, социолингвистическая классификация словарного состава языка.

V. Толковые словари как основные источники изучения лексической системы языка.

Письменные задания

1. Составьте таблицу «Виды отношений между лексическими единицами» (обязательно приведите примеры).

2. (Терминологическая картотека). Используя лекционный материал, лингвистические терминологические / энциклопедические словари и учебные пособия, выпишите на карточки определения основных терминов данной темы (укажите источник): лексика, лексикология (общая, частная, синхроническая, диахроническая, сопоставительная, теоретическая, практическая), фразеология, лексикография, система, лексико-фразеологическая система, манифестация, синтагматические отношения, лексическая сочетаемость, эпидигматические / ассоциативно-деривационные / семантико-деривационные отношения, деривация, парадигматические отношения, толковый словарь.

3. (Картотека типологии словарей). Ознакомившись с толковыми словарями, выпишите на карточки основную информацию о каждом словаре (полное название, автор / редактор, количество томов, год / годы издания, количество лексических единиц, краткая характеристика).

4. (Картотека персоналий). Выпишите на карточки фамилию, имя и отчество (полностью) следующих лингвистов: Александр Михайлович Бабкин, Рубен Александрович Будагов, Леонид Михайлович Васильев, Виктор Владимирович Виноградов, Владимир Григорьевич Гак, Владимир Иванович Даль, Анастасия Петровна Евгеньева, Юрий Николаевич Караулов, Эра Васильевна Кузнецова, Павел Александрович Лекант, Лев Алексеевич Новиков, Сергей Иванович Ожегов, Михаил Михайлович Покровский, Александр Александрович Реформатский, Александр Иванович Смирницкий, Анна Анфилофьевна Уфимцева, Дмитрий Николаевич Ушаков, Федот Петрович Филин, Маргарита Ивановна Фомина, Николай Максимович Шанский, Наталия Юльевна Шведова, Дмитрий Николаевич Шмелёв, Лев Владимирович Щерба, Виктория Николаевна Ярцева.

5. УПРАЖНЕНИЕ. По следующим словарным толкованиям определите толкуемые слова. Спишите, указав в скобках толкуемое слово.

Образец: Двигаться, переступая ногами (идти).

1. Занимать горизонтальное положение на какой-либо поверхности.

2. Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.

3. О часах: идти вперед.

4..Очень быстро ехать или бежать.

5. Сын тех же родителей по отношению к другим их детям.

6. Дочь брата или сестры.

7. Имеющий большое вес.

8. Протяженность предмета от нижней точки до верхней.

9. Тот, кто живет вблизи, рядом с кем-нибудь.

10. Пользующийся всеобщей известностью.

11. Свободное от работы время.

12. Близкие отношения между людьми, основанные на полном взаимном доверии.

13. Часть плоскости, ограниченная окружностью.

14. Разноцветная дуга на небосклоне во время или после дождя.

15. Обогревать помещение, сжигая топливо.

16. Устройство для замедления хода автомобиля, поезда или для его остановки.

17. Принудительно переселить кого-либо в отдаленное место.

6. УПРАЖНЕНИЕ. Не пользуясь толковыми словарями, попробуйте хотя бы приблизительно определить значения следующих слов. Запишите слова вместе с полученными толкованиями.

Образец: Спать – бодрствовать, не быть в состоянии сна; нож – инструмент с острым лезвием, которым режут что-либо.

Бак, бас, батон, бежать, внук, горячий, громкий, зять, круглый, лгать, лететь, одолжить, отставать (о часах), нахлебник, плестись, профессор, самокритика, сиделка, спектакль, толщина, топор, утрировать, участие, чужой (о человеке), шептать, яблоня.

 

Устное задание

Используя материал учебных пособий и лекций, подготовьтесь к изложению теоретических вопросов занятия[1]. Познакомьтесь с основными толковыми словарями русского языка.

Рекомендуемая литература

Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. М.: Флинта - Наука, 2009. С. 6-15, 214-215 (схема «Типология русских словарей»).

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебное пособие. М.: Академия, 2009. С. 5-29, 112.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982. Глава I.

Пименова М.В. Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебно-методическое пособие. Владимир, 2002. С. 4-6.

Современный русский язык: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. СПб., 2001. С. 168-172.

Современный русский язык: Учебник для педагогических вузов / Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд., испр. М., 2001. С. 8-9.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М., 1990. §§ 1-3.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. § 1.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 1977. §§ 1, 5-7.

Энциклопедические и терминологические лингвистические словари

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 3-е изд. М., 2005.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Немченко В.Н. Основные понятия лексикологии в терминах: Учебный словарь-справочник. Н. Новгород, 1995.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1979.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Энциклопедический словарь юного лингвиста / М.В. Панов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта – Наука, 2006.

Толковые словари

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1955.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 9-е изд., испр. и доп. М, 1972.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1997.

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. 3-е изд., стер. М., 1996.

(БАС) Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / АН СССР, Институт русского языка. М.; Л., 1950-1965.

(МАС) Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Институт русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981-1988.

 


[1] Для иллюстрации теоретических положений желательно приводить не только «лекционные», но и собственные примеры (извлеченные из словарей, учебных пособий, научной литературы, еще лучше – самостоятельно придуманные).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...