Словари образных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор)
КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КЛАССЫ ЕДИНИЦ. СЕМАСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ Цель работы: охарактеризовать категориальные лексико-семантические категории как проявление парадигматических отношений; сформировать навыки определения категорий различных типов и их использования в речи. План занятия I. Категориальные лексико-семантические отношения и классы единиц. Семасиологические категории. II. Моносемия (однозначность) как проявление симметрии знака и значения. Отражение моносемии в словарях. III. Полисемия (многозначность), отражающая асимметрию знака и значения. 1. Определение полисемии. «Крайние» случаи полисемии: дисемия и эврисемия. 2. Типы полисемии, основанные на различных видах языковой мотивированности. а) Метонимические связи значений многозначных слов. б) Метафорические связи значений многозначных слов. 3. Топологические типы полисемии. а) Радиальная полисемия. б) Цепочечная полисемия. в) Радиально-цепочечная полисемия. 4. Типы полисемии в зависимости от характера дистрибуции и оппозиции значений слова. а) Ассоциативная полисемия: дополнительная дистрибуция и дизъюнктивная оппозиция. б) Ассоциативно-содержательная полисемия: контрастирующая дистрибуция и эквиполентная оппозиция; включенная (включающая) дистрибуция и привативная оппозиция. 5. Семантические функции полисемии. Отражение полисемии в словарях. Устные задания 1. Используя материал учебных пособий и лекций, подготовьтесь к изложению теоретических вопросов занятия[1]. Познакомьтесь с основными словарями образных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор), охарактеризуйте их место в типологии словарей.
2. Подготовьтесь к выполнению САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1 (см. план самостоятельной работы). Письменные задания 1. (Терминологическая картотека). Используя лингвистические энциклопедические словари и учебные пособия, выпишите на карточки определения основных терминов (укажите источник, приведите примеры): лексико-грамматические категории, семасиологические категории, моносемия, полисемия, дисемия, эврисемия, метонимические и метафорические связи значений, полисемия радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная, ассоциативная, ассоциативно-содержательная, словарь образных средств языка. 2. (Картотека типологии словарей). Выпишите на карточки данные о словарях образных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор): автор / редактор, полное название, год издания, количество лексических единиц, краткая характеристика. 3. Выпишите на карточки из толковых словарей словарные статьи, представляющие значения моносемичных и полисемичных слов (желательно на "свою" букву – т.е. ту, на которую начинается Ваша фамилия), min - 6); укажите источник, страницу издания. 4. Составьте таблицу «Типы полисемии» (обязательно приведите примеры). 5. УПРАЖНЕНИЕ. Опираясь на толковые словари, определите тип связи значений данных многозначных слов (метафора, метонимия). Если у слова фиксируется три и более значений, схематически представьте их связь, определите топологический тип полисемии. Аудитория, барометр, бас, высокий, гнездо, голова, горячий, груша, дичок, замазка, звезда, звонок, зубр, игла, дворник, клад, кольцо, конь, лопух, нос, опираться, орёл, охватывать, перо, подвал, пустой, руководство, серебро, скрепка, соль, стол, сочинение, стекло, стоянка, талант, тёплый, шляпа. 6. УПРАЖНЕНИЕ. Опираясь на толковые словари, определите типы несвободных (связанных) значений в данных многозначных словах (фразеологически связанные, конструктивно обусловленные, синтаксически ограниченные): блеск, втянуться, горючий, дань, жук, заложить, записать, заслонить, золото, зуб, играть, кромешный, медведь, молодéц, обвести, осёл, отразиться, отчуждать, охватить, охладить, оценить, падать, память, пень, петух, питать, поле, положение, пробуждать, разбить, реализм, святой, сноп, фантазия.
7. УПРАЖНЕНИЕ. Найдите в приведенных текстах (А. Блок) многозначные слова. Опираясь на толковые словари, определите лексико-семантический вариант слова в данном контексте, установите тип лексического значения (денотативный, сигнификативный, эмотивный, структурный).
Рекомендуемая литература Арутюнова Н.Д. Метафора. Метонимия // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой (ЛЭС). М. 1990. С. 296-297, 300-301 - или - // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд. (ЭРЯ). М., 1997. С. 233-238. Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. М.: Флинта - Наука, 2009. С. 33-57. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. С. 136-142. Винокур Т.Г. Синонимия. Синонимы // ЭРЯ. С. 465-466, 468-469. Демидова К.И, Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: учебное пособие. М. Флинта - Наука, 2007. С. 91-102. Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебное пособие. М., 2009. С. 59-64. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982. С. 97-131. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. §§ 25-30, 49-51, 55-61. Пименова М.В. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 2002. С. 14-16. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. СПб., 2001. С. 214-221. Современный русский язык: Учебник для педагогических вузов / Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд., испр. М., 2001. С. 22-26. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. §§ 8-9, 18-20, 28-31. Шмелев Д.Н. Полисемия // ЛЭС. С. 382 -или - ЭРЯ. С. 352.
Энциклопедические и терминологические лингвистические словари Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1979. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. Немченко В.Н. Основные понятия лексикологии в терминах: Учебный словарь-справочник. Н. Новгород, 1995. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. Словари образных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор) Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966. Ведерников Н. В. Краткий словарь эпитетов русского языка. Л., 1975. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка. СПб., 2001. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. М., 1994. Самовитое слово: Словарь русской поэзии XX века. М., 1998. Павлович Н. В. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII-XX вв.: В 2 т. М., 1999. Новиков А. Б. Словарь перифраз русского языка: На материале газетной публицистики. 2-е изд., стереотип. М., 2000. Кожевникова Н. А., Петрова З. Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX вв. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров, В. П. Григорьев. М., 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|