Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2: Собственность в экономической системе




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Экономическая теория – наука, изучающая оптимизацию производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе эффективного использования ограниченных ресурсов, обусловленные экономическими отношениями и закономерностями, с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития общества.

Предметы труда – совокупность материальных средств, которые подвергаются обработке, на что направлен труд человека.

Средства труда – совокупность материальных средств, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их для определенной цели.

Труд – целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он направляет на производство материальных и духовных благ.

Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда.

Производительные силы – совокупность средств производства и рабочей силы.

Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ независимо от их воли и желания.

Способ производства – совокупность производительных сил и производственных отношений.

Экономические законы – устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями.

Экономические категории – наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны экономической жизни.

 

 

СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ


Рис. 1. Место экономической теории в системе экономических наук

 

 

 
 

 


Рис. 2. Структура способа производства

Школы, направления и их представители Период формирования Основные идеи
Меркантильная экономическая доктрина Томас Ман, Жак Кольбер   ХYI – XYII вв. -- главное богатство общества – деньги (золото и серебро); --источник богатства – сфера обращения (торговля); -- государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества
  Школа физиократов (выражала интересы крупных землевладельцев) Ф.Кенэ, А.Тюрго     ХУШ в. -- истинным богатством нации выступает продукт, производимый в сельском хозяйстве; -- первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства.  
Английская школа классической политэкономии У.Петти,А.Смит, Д.Рикардо ХУII – XIХ вв. --источник богатства общества – производство; -- государство – «ночной сторож» в экономике; -- условие для эффективного производства –свободная и конкурентная рыночная экономика.
Марксистская экономическая теория, К.Маркс с середины ХIХ в. --разработана теория прибавочной стоимости; --сформулировано учение об общественно-экономических формациях; --разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.
Маржинализм, К.Менгер,Ф.Визер, Е.Бем-Баверк   вторая половина ХIХ в. --издержки производства, спрос и предложение, цена объясняются психологией поведения отдельного субъекта, руководствующегося собственными оценками полезности вещей.
Неоклассическое направление, А.Маршалл,А.Вальрас   с конца ХIХ в. -- частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; -- цены являются результатом взаимодействия спроса и предложения; -- государство создает благоприятные условия для функционирования экономики.
Кейнсианство (теория государственно-регулируемой экономики) Д.М.Кейнс   с 30-х годов ХХ в. -- государство активно регулирует экономику на макроуровне, воздействуя на совокупный спрос; -- процентная ставка, инвестиции и занятость населения являются взаимосвязанными и взаимозависимыми величинами; -- контролируемые инфляция и дефицит государственного бюджета оказывают положительное влияние на рост ВНП.  
Монетаризм М.Фридман   настоящее время -- главная роль в стабилизации экономики принадлежит денежным факторам; -- увеличение денежной эмиссии должно соответствовать росту ВНП; -- государство должно «свернуть» социальные программы.

Рис. 3. Формирование основных школ и направлений развития экономической теори

ТЕМА 2: Собственность в экономической системе

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Собственность – отношения между людьми по поводу присвоения вещей, включает в себя право пользования, владения, распоряжения.

Право пользования – потребление полезных свойств вещи.

Право владения – дозволенное законом фактическое обладание вещью.

Право распоряжения – определение судьбы имущества.

Объекты собственности – средства производства, рабочая сила, произведенный продукт.

Субъекты собственности – физические лица, юридические лица, государство

Предпринимательская деятельность –самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или дохода под свою имущественную ответственность на свой страх и риск.

Разгосударствление –передача от государства физическим или юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующим субъектом.

Приватизация – передача республиканской или муниципальной собственности в частную собственность непосредственным участникам производства товаров или другим экономическим агентам негосударственного сектора за плату или безвозмездно, т.е.процесс приобретения физическими или юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Теоретическая модель социально-экономического развития представляет собой совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству жизни населения

Модель социально ориентированной рыночной экономики основана на широком плюрализме форм собственности, значительной степени участия государства в обеспечении эффективности экономики, государственном регулировании доходов и занятости населения.

Основные особенности белорусской модели социально-экономического развития состоят в:

- построении и развитии сильной и эффективной государственной власти;

- наличии частного и государственного сектора в экономике, т.е. равноправие всех форм собственности и хозяйствования;

-приватизации не как самоцели, а как средства привлечения заинтересованного инвестора, формировании эффективного собственника;

-многовекторности внешнеэкономической политики;

-присутствии сильной социальной политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...