Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Снижение трансанкционных издержек инвесторов

 

       Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

       Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

       В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

       Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

       Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

       Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

       В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

       По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

       Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

       При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.


 

Заключение

 

       Общий объем инвестиций в 1995 году оценивается в 210-230 трлн. рублей или соответственно темп 82-83% к 1994 году (см. приложение 6). В 1996 году, по прогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, то есть процесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации и возможному росту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первому варианту 104, а по наименее благоприятному — 97% к уровню 1995 года. В объекты производственного назначения предполагается вложить 170-200 трлн. рублей (70% составляют инвестиции предприятий), по капитальным вложениям на развитие непроизводственной сферы прогнозируется на 1996 год рост к уровню 1995 года 105-101% (см. приложение 5). При этом сохранятся тенденции к повышению их доли до 45-47% общего объема капитальных вложений на развитие экономики[5].

       Происходят существенные изменения в структуре источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.

       Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:

· поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;

· поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;

· заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.

       Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенное снижение динамики макроэкономических показателей на данном этапе формирования бюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено 27,7 трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу.

       Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Так, если в 1995 году иностранные инвестиции оцениваются в на уровне 1 млрд. долларов, то в 1996 году общий объем иностранных инвестиций при снижении инвестиционных рисков может повысится до 3-4 млрд. долларов, хотя и этого пока недостаточно.

       Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина, потребность страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12 млрд. долларов в год.

       Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.

       Значительно ухудшило российский авторитет как страны, принимающей иностранный капитал, принятие федерального Закона “О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности, который отменил все ранее предоставленные иностранным инвесторам льготы, за исключением предусмотренных законами Российской Федерации “О таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным кодексом РФ.

       Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

       Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России. Среди которых в качестве первоочередных выделю:

1. Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.

2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.

3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.

4. Радикализация борьбы с преступностью.

5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.

6. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы.

       Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть положительную роль в становлении отечественной экономики.

       В заключение отмечу, что инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во моногом предопределит реализацию всей реформы в целом.


 

Приложения

 

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...