Классификация памяти по времени хранения информации .
Содержание
Механизм сна……………………………………………......................……3 Память………………………………………………………………………..6 Классификация памяти по времени хранения информации……………...7 Промежуточная память……………………………..……………..…..……8 Функции промежуточной памяти………………………………..…..…….9 О взаимосвязи между памятью и о сном………………………...…..…….9 Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна..10 Решение задач во время естественного ночного сна……........……....….16 Список используемой литературы……………….......................................17
Механизм сна Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон — это активный физиологический процесс. Во время парадоксального сна клетки мозга чрезвычайно активны, но информация от органов чувств к ним не поступает и не подается на мышечную систему. В этом и заключается парадоксальность этого состояния. Видимо, при этом интенсивно перерабатывается информация, полученная в предшествующем бодрствовании и хранящаяся в памяти. Исследуя состояния человека во время сна, ученые установили в последнее время много интереснейших фактов. Оказалось, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый, или парадоксальный. У взрослого около четверти всего времени сна падает на быстрый сон, а остальное — на медленный.
Если вы спросите ваших знакомых, какие сны они видят, то найдутся, возможно, такие, которые ответят: «А я никогда не вижу снов». Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И действительно, когда смотришь на человека в фазе парадоксального сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось. А стоило того же человека разбудить во время сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой — он их уже забыл, пока длился медленный сон. За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменялся быстрым — на 10-20 минут. Таким образом, за ночь у нас бывает четыре — пять «пятнадцати- двадцатиминуток», когда мозг позволяет себе «погулять по стране сновидений». Сон со сновидениями — это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более «засекречена» природой. Во всяком случае, сейчас стало ясно: никак нельзя сказать, что во время сна мозг находится в пассивном состоянии. Во время быстрого сна мозг работает очень активно. Но если это так, то можно ожидать не только одних фантастических, беспорядочных сновидений, но и мыслительной работы — над тем, о чем человек думал днем. Особенно этого можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой-то проблемой, трудным вопросом не один и не два дня. Может быть во сне мы способны продолжать свои размышления и найти решение? И в этом нет ничего мистического. В сновидениях математики решали задачи, композиторы дописывали музыку, поэты сочиняли стихи. Знаменитый французский математик А.Пуанкаре утверждал, что плодотворные идеи у него возникали в полусонном состоянии. Немецкий химик Ф.А.Кекуле увидел во время сна структурную формулу бензола, о которой много думал днем.
Некоторые люди обдумывают сложные проблемы перед сном и утром или ночью нередко получают их решение. Было проведено обследование москвичей. Почти четверть из них утверждают, что во сне иногда рождались полезные для работы мысли. Все эти примеры свидетельствуют о том, что и в сновидениях работа мозга может быть вполне осмысленной. Если вы читаете очень интересную книгу или с увлечением над чем-то работаете, сон пропадает. Причины здесь в том, что в коре головного мозга возникает стойкий очаг возбуждения. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство — радости, тревоги, страха, — и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения — сна нет. Когда человек все-таки уснет, очаг порой остается связанным с начатой днем мысленной работой, он продолжает функционировать и во сне, причем, поскольку мозгу в это время не мешают посторонние раздражения, работа эта может быть более эффектной. Вот одно из объяснений возможности умственной работы во сне. И такая работа, кстати говоря, может привести к тем же ошибочным умозаключениям: сновидение «предсказало» будущее открытие. В действительности перед нами завершение какой-либо мысли не днем, а в то время, когда человек спит, но мозг его продолжает активно работать.
Память
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Задачи психологии и развитие кибернетики потребовали сегодня ввести такое понятие о памяти, как долговременная память, кратковременная память и память оперативная, или промежуточная. Все они взаимосвязаны. Хотите перенести новую информацию в долговременную память? Сосредоточьте на ней свое внимание, повторите несколько раз. Конечно, бывает, что какое-то событие «само» запоминается. Значит, в нем заключалось нечто особенное, на что вы невольно обратили внимание. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Классификация памяти по времени хранения информации. Кратковременная память. Время удержания в памяти по разным источникам от нескольких секунд до нескольких часов. Такой разнобой цифр отражает разные подходы к определению кратковременной памяти и разные исследовательские методики. В среднем можно определить время длительностью в несколько минут. Чтобы задержать информацию дольше, надо ее проговаривать, повторять. Потому что новая информация немедленно вытесняет первую. (Мы говорим: «У меня сразу вылетело из головы».) Достаточно большое число экспериментов показывает, что в среднем объем кратковременной памяти 7±2 структурные единицы. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин). После этого информация может либо забыться полностью, либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения.
Следует отметить, что некоторые психологи предпочитают говорить не о кратковременной, а об оперативной памяти. В принципе, это почти одно и то же, но при этом обращается внимание не на длительность хранения информации, а на функции памяти в психической деятельности. В термин (и в понятие) кратковременная память как бы не входит активный момент. Возможно, уже в буферной памяти происходит быстрое забывание материала. В основном промежуточная память очищается во сне. Долговременная память. Обеспечивает длительное сохранение информации. Бывает долговременная память с сознательным доступом, когда человек по своей воле может извлечь нужную ему информацию, и долговременная память закрытая, когда человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, но при гипнозе, раздражении участков мозга, использовании специальных приемов кодирования/декодирования может получить к ней прямой доступ и актуализировать во всех деталях образы, картины, переживания, тексты. Для этой памяти свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также часть нужной информации. В принципе, долговременная память практически не ограничена ни объемом, ни временем хранения. Чтобы лучше сохранить. Информация в долговременной памяти не пропадает, лишь затрудняется доступ к ней. Промежуточная память Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов и накапливает её в течение дня. Во время ночного сна информация классифицируется, сортируется, группируется и переводится в долговременную память, освобождая память промежуточную для приема новой информации. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. Если человек спит менее трёх часов (два полуторачасовых блока сна) его промежуточная память не успевает очищаться, а это ведет к нарушению выполнения мыслительных и вычислительных операций, снижению внимания и памяти, к ошибкам в речи и действиях и Функции промежуточной памяти Кода информация поступает в мозг, она проходит «первичную сортировку». Часть — наиболее интересная, нужная в данный момент — передается на хранение на несколько минут в промежуточную память. Если при дальнейшей сортировке информации она удостоится внимания, специальный «механизм» нашей памяти передаст её на долговременное хранение. Понятно, что информация, фиксированная слабо, может выпасть и выпадет из памяти, если не будет позже подкреплена повторением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|